Лексические стилистические средства создания речевого портрета персонажей в произведении Дж. Стейнбека «Of Mice and Men»
- Авторы: Евстафиади О.В.1, Ковалева К.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 2 (2025)
- Страницы: 141-157
- Раздел: Языкознание и литературоведение
- Статья опубликована: 30.06.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2077-1770/article/view/305536
- DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2025-17-2-507
- EDN: https://elibrary.ru/VYRZAN
- ID: 305536
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Понятие речевого портрета не ново для лингвистической науки и уже прочно закрепилось в языкознании в связи появлением отдельного направления исследования – линговоперсонологии, изучающей индивидуальные и типологические характеристики языковой личности. Изучены и описаны речевые портреты современного журналиста, политика, учителя, однако работы, посвященные проблеме речевого портретирования в художественных произведениях, немногочисленны, отсутствует как единая трактовка самого понятия речевой портрет, так и его систематическое описание, что и определяет актуальность данного исследования.
Цель – выявление лексических средств художественной выразительности, участвующих в создании речевой характеристики персонажей в повести Дж. Стейнбека «Of Mice and Men».
Материалы и методы. Материалом данного исследования послужила повесть американского писателя 20 века Дж. Стейнбека «Of Mice and Men». В ходе работы были применены метод сплошной выборки и метод лингвостилистического анализа текста.
Результаты. В ходе исследования было рассмотрено понятие «речевого портрета», которое имеет целый ряд смежных понятий. Были изучены стилистические средства, участвующие в создании речевого портрета персонажа в художественном произведении, а также выявлены лексические стилистические средства речевой характеристики персонажей в повести Дж. Стейнбека «Of Mice and Men». Анализ показал, что речевые портреты персонажей формируются при помощи стилистически маркированной лексики, к которой относятся сленгизмы, вульгаризмы и идиоматические выражения, а также благодаря лексическим стилистическим приемам: метафорам, метонимиям, сравнениям и эпитетам. Использование данных приемов как в прямой речи героев, так и в авторской характеристике их речевой манеры не только способствует передаче их эмоций, но и указывает на их социальный статус и уровень образованности. Дж. Стейнбек в своем произведении описывает особенности уклада жизни рабочих на ранчо, основными качествами которых являются рациональность, целеустремленность и вовлеченность в работу. Они живут целью заработать, не имея возможности получения образования. Автор использует разговорную речь, чтобы сделать образы своих персонажей более правдоподобными, а также с целью передачи их характеров и мировоззрения.
Об авторах
Ольга Вячеславовна Евстафиади
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.evstafiadi@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7597-1333
SPIN-код: 1724-1046
Scopus Author ID: 634048
ResearcherId: AAD-9958-2021
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка
Россия, просп. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация
Кристина Валентиновна Ковалева
Оренбургский государственный университет
Email: kristins36903@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-5263-4896
студент 4 курса института языков и культур, кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка
Россия, просп. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация
Список литературы
- Ахманова, О. С. (2013). Словарь лингвистических терминов. Москва: Рипол Классик. 614 с.
- Гальперин, И. Р. (1958). Очерки по стилистике английского языка. Москва: Изд-во лит. на иностр. яз. 459 с.
- Гафарова, А. С. (2006). Речевой портрет: социолингвистические характеристики (автореф. дис. … канд. филол. наук). Тверь. 20 с.
- Домашнев, А. И., Шишкина, И. П., & Гончарова, Е. А. (1989). Интерпретация художественного текста (2-е изд., дораб.). Москва: Просвещение. 208 с.
- Карасик, В. И., & Дмитриева, О. А. (2005). Лингвокультурный типаж: к определению понятия. В кн.: Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: сб. науч. тр. (с. 5–25). Волгоград: Парадигма.
- Китайгородская, М. В., & Розанова, Н. Н. (1995). Русский речевой портрет. Москва: Просвещение. 432 с.
- Котович, М. И. (2015). Языковые средства создания персонажа в художественном произведении. В кн.: Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Междунар. науч. практ. конф. (с. 64–68).
- Леорда, С. В. (2006). Речевой портрет современного студента (автореф. дис. канд. фил. наук). Саратов. 19 с.
- Панов, М. В. (1990). История русского литературного произношения XVIII–XX вв. (Отв. ред. Д. Н. Шмелев; АН СССР. Ин-т рус. яз.). Москва: Наука. 453 с.
- Тарасенко, Т. П. (2007). Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара) (автореф. дисс. … канд. филол. наук). Краснодар. 26 с.
- Joshi, K. Sh. (2017). Speech representation in fiction. International Journal of Innovative Knowledge Concepts, 5(11), 208–213.
- Jurafsky, D., Ranganath, D., & McFarland, A. (2009). Extracting social meaning: Identifying interactional style in spoken conversation. NAACL '09: Proceedings of Human Language Technologies: The 2009 Annual Conference of the North American Chapter of the Association for Computational Linguistics, июнь, 638–646.
- Lee, S., Park, J., & Um, D. (2021). Speech characteristics as indicators of personality traits. Applied Sciences, 11, 8776. https://doi.org/10.3390/app11188776 EDN: https://elibrary.ru/EXSVPI
- Pennebaker, J., & King, L. (1999). Linguistic styles: Language use as an individual difference. Journal of Personality and Social Psychology, 77(6), 1296–1312. https://doi.org/10.1037//0022-3514.77.6.1296 EDN: https://elibrary.ru/GXUJCT
- Rimmon-Kenan, Sh. (1983). Narrative fiction: Contemporary poetics. New York: Routledge. 173 p.
- Steinbeck, J. (2017). Of Mice and Men. London: Penguin Books. 105 p.
Дополнительные файлы
