On the issue of the evacuation of the population to the territory of the Penza Region during the Great Patriotic War
- Authors: Kladov V.Y.1,2
-
Affiliations:
- Penza State University
- State Lermontov Museum-Reserve “Tarkhany”
- Issue: Vol 17, No 1 (2025)
- Pages: 111-121
- Section: HISTORICAL SCIENCES
- URL: https://journal-vniispk.ru/2077-3579/article/view/296046
- EDN: https://elibrary.ru/VKFFEW
- ID: 296046
Cite item
Full Text
Abstract
Introduction. The relevance of the topic is determined by the need for further reflection on the experience of the institutions of public administration of the USSR at the regional and local levels of the most important task that arose at the beginning of the Great Patriotic War — the evacuation of the population from the frontline areas to the rear of the country. At the same time, the analysis of regional and national historiography shows that this issue has not been sufficiently studied. An important aspect of the study is the analysis of practices, mechanisms and consequences of the evacuation of the population during the Great Patriotic War to the territory of the Penza region.
Materials and methods. The source base is based on documentary materials from federal and regional archival institutions. The research methodology is based on the principles of science, objectivity and historicism, as well as consistency in the consideration of events and phenomena. The methods of logical analysis and historical-genetic analysis were used in the work.
Results and discussion. The study analyzed the mechanisms for developing preparatory measures, organizing reception, accounting and material support for citizens evacuated to the Penza region, identified the main directions and statistical indicators of the Penza evacuation center, identified the specifics of the placement and employment of individual groups of the evacuated population. Many of the above issues have not been previously reflected in modern literature. We have attempted to supplement the available documentary materials on this issue with new groups of sources.
Conclusions. In the first months of the Great Patriotic War, an interdepartmental system of interaction was formed in the Penza Region, coordinating the actions of government authorities to accommodate evacuated compatriots. The key element of this system was the Penza Evacuation Center, which assumed the functions of an emergency care center for internally displaced persons and implemented a wide range of issues related to the life support of evacuees. The establishment of an evacuation center in Penza was an important incentive to increase coherence and efficiency in the activities of government institutions. However, the authority of this institution did not extend to other settlements of the Penza region and did not allow solving the problems of citizens evacuated to the regional periphery.
Keywords
Full Text
Введение
Пензенская область стала одним из первых регионов Советского Союза, взявших на себя обязательства по размещению советских граждан, эвакуированных из прифронтовой полосы и центральных районов страны. За 1941 — 1942 гг. на территорию Пензенской области прибыли более 140 тыс. чел. Ключевым звеном сложного эвакуационного механизма (в масштабах региона) являлся Пензенский эвакуационный пункт. Возложенный на данное учреждение объем работы был колоссальным: прием, учет и размещение эвакуированного населения; оказание больным первичной медицинской помощи; обеспечение питанием, одеждой и обувью; решение жилищного вопроса; проведение агитационной и политико-массовой работы. Однако деятельность эвакопункта не получила достаточного освещения в научной литературе. Еще одним слабо изученным в региональной историографии вопросом является бытовая повседневность эвакуированных граждан. Новым аспектом в рамках указанной темы является исследование материально-бытового положения, в котором находились конкретные группы перемещенных лиц.
Материалы и методы
Корпус источников в рамках рассматриваемой темы включает в себя материалы федеральных (ГАРФ) и региональных (ГАПО) архивных учреждений. Ключевыми в исследовании, которое базируется на принципах научности, объективности, историзма и системности, стали методы логического анализа и историко-генетический.
Для моделирования исторических процессов применяется теоретический инструментарий истории повседневности.
Обзор литературы
До настоящего времени вопросы эвакуации населения на территорию Пензенской области в годы Великой Отечественной войны не получали системного освещения. В изданиях советского периода проблемам эвакуации и эвакуированного населения уделено эпизодическое внимание. В сборнике документов «Пензенская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.)»1, вышедшем в 1964 г., рассматриваемая тема представлена единственным документом из фондов Пензенского государственного архива. Не нашли должного отражения исследуемые нами вопросы и в статистических сборниках «Пензенская область за 50 лет Советской власти» и «Пензенская партийная организация в цифрах и фактах»2. Первые сведения о составе и численности эвакуированного в регион населения были представлены лишь в диссертации В. Ю. Соловьева, вынесенной на защиту в 1986 г. [6].
Предметное исследование вопросов эвакуации людских ресурсов в Пензенскую область началось лишь в 2000-е гг. В данном аспекте надо упомянуть, прежде всего, коллективные монографии «Пензенский край в истории и культуре России» [4] и «Историю Пензенского края» [3]. Отдельно следует отметить работы В. А. Власова, где анализируется ряд важных проблем, встающих перед исследователями в рамках изучения темы [1] и др.
Таким образом, многие вопросы эвакуации советских граждан на территорию Пензенской области являются недостаточно изученными, что и явилось предпосылкой к написанию данной статьи.
Результаты исследования и их обсуждение
Уже 29 июня 1941 г. для приема, размещения и трудоустройства эвакуированных граждан в г. Пензе была создана специальная комиссия. В районах области данная обязанность возлагалась на гор- и райисполкомы [3, с. 322].
Только в течение первого месяца войны в Пензу была переселена 61 тыс. чел. За 1941 г. в регион прибыли 121 685 чел.3 В 1942 г. в Пензенскую область были перемещены еще 20 тыс. чел.4
Постановлением Совнаркома СССР № 1823-816сс от 5 июля 1941 г. было утверждено Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы. Данные учреждения должны были выполнять следующие функции5:
- прием и регистрация эвакуированного населения;
- обеспечение помещением и питанием;
- проведение политико-массовой работы среди эвакуированного населения;
- медико-санитарное обслуживание;
- выявление и изоляция больных и подозрительных по острозаразным заболеваниям;
- осуществление санитарно-профилактических мероприятий, в частности:
а) санитарная обработка (мытье в бане и дезинфекция одежды);
б) производство прививок против «остро-желудочно-кишечных» заболеваний и оспы;
в) проведение других мероприятий, соответствующих характеру эпидемических заболеваний;
г) организация погрузки эвакуируемого населения для дальнейшего направления по железнодорожным и водным путям.
Указанный документ определял места дислокации эвакопунктов — вблизи железнодорожных вокзалов и пристаней. Под их размещение предлагалось выделять помещения городских и железнодорожных клубов, кинотеатров и, в отдельных случаях, школ. Емкость выделенных площадей должна была обеспечивать возможность одновременного приема не менее одного эшелона граждан, т. е. 1 800 — 2 000 чел. На базе эвакопунктов должны были создаваться банно-прачечные и дезинфекционные установки. В целях обеспечения безопасности населения и минимизации возможностей их контакта с больными на прилегающей к эвакопунктам территории организовывались зоны санитарной охраны.
Формируемые учреждения относились к ведению исполкомов Советов депутатов трудящихся. Содержались они за счет средств союзного бюджета. Однако закупки для эвакопунктов необходимого оборудования, медикаментов и санитарно-хозяйственного имущества финансировалось из местного бюджета.
Все эвакуационные пункты подразделялись на два класса. На эвакопункты первого класса возлагалось решение полного объема указанных в постановлении Совнаркома задач. От эвакопунктов второго класса требовались регистрация эвакуированного населения, оказание первой медицинской помощи, организация питания, проведение политико-массовой работы и погрузка эвакуируемого населения в эшелоны6.
На основании поступившего из Москвы документа решением Пензенского облисполкома от 7 июля 1941 г. в Пензе был организован эвакопункт на базе помещения железнодорожного клуба им. Дзержинского. За учреждением были закреплены: врач, городская баня № 3, пункты-изоляторы на железнодорожных станциях Пенза-1 и Пенза-3, штат парикмахеров, а также выделены белье и санитарно-гигиенические средства.
Эвакуированным выделялись места для ночлега, где устанавливались койки с постельным бельем, и обеспечивалось бесплатное общественное питание. Для убывающих были предусмотрены выдача сухого пайка, одежды и обуви, а также материальная помощь7.
Устанавливался строгий распорядок дня: в 7.00 — подъем, в 10.00 – завтрак для детей до 12 лет, обед — с 13.00 до 15.00, ужин — с 18.00 до 20.00. Выход в город без разового пропуска, полученного у коменданта, запрещался [5, с. 26 — 27]. Полный запрет на выход из здания устанавливался в случае обнаружения у прибывших граждан инфекционных заболеваний. В обязанности размещаемых лиц входил контроль за сохранностью казенного имущества и инвентаря, а также строгое соблюдение режима светомаскировки, для этого в каждом помещении назначались ответственные лица8.
Для координации вопросов по организации размещения эвакуированного населения на территории Пензенской области на основании решения Пензенского Облисполкома от 6 октября 1941 г. в Пензенской области было образовано Управление по эвакуации с штатом работников в 10 чел. В дальнейшем на основании распоряжения Совнаркома РСФСР от 23 февраля 1942 г. управление было реорганизовано в отдел хозяйственного устройства эвакуированного населения при Пензенском облисполкоме. Функции надзора и контроля за деятельностью данных органов возлагались на уполномоченного Управления по эвакуации по Пензенской области. С 11 октября 1941 г. данный пост занимал М. Г. Михайлов9.
Деятельность Пензенского эвакопункта на начальном этапе работы была связана со множеством организационных трудностей. Остро не хватало продовольствия, в первую очередь хлеба. Решением Исполкома Пензенского областного Совета депутатов трудящихся от 25 октября 1941 г. работа Правления Пензенской железной дороги, Облторготдела, Трансторгпита и Пензенского эвакопункта по организации питания эвакуированных граждан была признана неудовлетворительной, на основании чего директору Трансторгпита был объявлен выговор.
По итогам обсуждения сложившейся проблемы облисполком вынес предписание: за счет дополнительно изысканных средств отпуск горячих обедов к 1 ноября 1941 г. довести до 3 000 шт. в сутки, для чего дополнительно к существующей столовой организовать работу 4 — 5 походных кухонь с оборудованными навесами и заготовочными блоками. Кроме того, предусматривалась организация при столовой станции Пенза-3 постоянного переходящего двухдневного остатка хлеба — для обеспечения возрастающих потребностей эвакуированных. Директор Трансгорпита был строго предупрежден об уголовной ответственности, если отпуск обедов будет проводиться в недостаточном количестве. Суровое наказание грозило в дальнейшем и остальным виновным в использовании продовольственных фондов не по прямому назначению.
Для бесперебойного обеспечения эвакуированных хлебом Пензенскому горисполкому требовалось выделить помещения, необходимые для размещения 20 одноподных двухтонных пекарен. Их строительство должно было закончиться в срок до 15 ноября 1941 г. Ответственность возлагалась на следующие организации: Росглавхлеб — 3 единицы, Трест столовых — 1, Пензаторг — 1, Трансторгпит — 1, Военторг — 2, Спецторг — 1, завод № 50 — 2, Пензенский машиностроительный завод — 2, завод № 163 — 1, Облпромсовет — 1 единица и т. д. На станциях Пенза-1 и Пенза-3 открылись ларьки для продажи хлеба эвакуированным по коммерческим ценам.
Еще одной проблемой было обеспечение питанием и медицинским обслуживанием прибывающих с эшелонами детей и подростков, в том числе беспризорных. Начальник эвакопункта через дежурных на вокзалах и начальника железнодорожной милиции ежедневно отбирал и снимал с вокзалов детей школьного возраста, прибывающих без родителей, и временно размещал их в специально отведенных помещениях при эвакопункте с последующей передачей облоно. Дополнительно для детей дошкольного возраста был установлен порядок отпуска обедов повышенного качества, больным детям выдавались диетические продукты. Если взрослые питались два раза в день, то дети в возрасте до 12 лет обеспечивались трехразовым питанием.
В ведении заведующего облоно находился детский приемник с вместимостью 30 — 40 детей школьного возраста. 10 ноября 1941 г. был открыт дом для временного пребывания престарелых и инвалидов на 40 — 50 чел. Для ускоренного перевоза прибывавших граждан с железнодорожных станций на эвакопункт Облавтоуправление выделило грузовой автомобиль ГАЗ-А.
На станциях Пенза-1 и Пенза-3 было установлено круглосуточное дежурство медицинских работников для оказания неотложной помощи эвакуированным. В инструкциях облисполкома отдельно подчеркивалось, что их пребывание на эвакопунктах должно ограничиваться двумя сутками. Вопрос был актуален в связи с тем, что на деле многие эвакуированные находились здесь в течение 7 — 15 дней, после чего категорически отказывались от дальнейшего следования к месту назначения10.
Быстрое решение важных организационных вопросов позволило повысить эффективность работы учреждения и оказать помощь большему числу граждан. К 15 декабря 1941 г. через Пензенский эвакопункт прошли уже 5 430 чел. Отметим, что помимо собственно приема эвакуированных на эвакопункт были возложены их дальнейшее распределение в г. Пензе и районах Пензенской области, а также контроль за своевременной отправкой и обеспечением продовольствием на время следования11. Прибывшим выдавались продукты в следующих нормах: хлеб — 400 г, мясо — 40, са- хар — 20, крупы — 50, масло — 10, колбасные изделия — 10, кондитерские изделия — 30 г12.
Размещение эвакуированных по городам и районам Пензенской области проводилось четко в соответствии с планами, утвержденными региональным партийным руководством. Так, решением облисполкома от 9 июля 1942 г. была введена в действие следующая разнарядка для граждан, эвакуированных из Орловской области (табл. 1).
Таблица 1. Распределение граждан, эвакуированных из прифронтовой полосы, по районам Пензенской области на июль 1942 г.
Table 1. Distribution of citizens evacuated from the front line by districts of the Penza Region in July 1942
Район | чел. |
Башмаковский | 800 |
Беднодемьяновский | 1 600 |
Бековский | 500 |
Большевьясский | 600 |
Голицынский | 500 |
Головищенский | 500 |
Городищенский | 500 |
Земетченский | 600 |
Каменский | 1 600 |
Колышлейский | 1 600 |
Кондольский | 1 600 |
Кузнецкий | 1 600 |
Сосновоборский | 500 |
Лунинский | 600 |
Малосердобинский | 600 |
Нижнеломовский | 500 |
Неверкинский | 1 600 |
Пачелмский | 500 |
Сердобский | 1 000 |
Тамалинский | 500 |
Телегинский | 1 600 |
Чембарский | 600 |
Источник: ГАПО. Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 1. Л. 44.
За встречу, санобработку, организацию питания и размещение эвакуированных граждан отвечала принимающая сторона. Однако в решении данных вопросов серьезную помощь оказывали региональные власти. Так, только в мае 1943 г. районам Пензенской области было отпущено в виде субсидий на оказание материальной помощи нуждающимся 50 тыс. руб. В июле 1943 г. регион получил кредит в размере 880 тыс. руб. на строительство жилья упрощенного типа для эвакуированного населения, в результате было введено в эксплуатацию 2 025 м2 такого жилья13.
7 апреля 1942 г. решением Исполнительного комитета Пензенского областного Совета депутатов трудящихся был утвержден новый (расширенный) штат по местному эвакопункту (табл. 2).
Таблица 2. Штат Пензенского эвакопункта в 1942 г.
Table 2. Penza evacuation Center staff in 1942
Должность | Численность |
Начальник эвакопункта | 1 |
Дежурный инспектор | 2 |
Заведующий общежитием | 1 |
Бухгалтер | 1 |
Регистратор | 1 |
Уборщицы, истопники | 3 |
Кладовщик камеры хранения | 1 |
Врач | 2 |
Фельдшер | 1 |
Старшая медсестра | 1 |
Медсестра | 4 |
Кастелянша | 1 |
Санитарка | 4 |
Дезинфектор | 2 |
Источник: ГАПО. Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 1. Л. 43.
Однако утвержденный штат действовал недолго и вскоре был пересмотрен. Так, уже в июне 1942 г. изолятор эвакопункта вместе с персоналом был передан железнодорожной больнице.
Неожиданностью для сотрудников Пензенского эвакопункта стало решение облисполкома от 6 мая 1942 г. о передаче здания клуба им. Дзержинского для размещения 20-й бригады войск НКВД и штаба полка железнодорожной охраны. Новым местом дислокации учреждения было определено здание школы № 30 на углу Московской и Октябрьской улиц14. Однако спустя три месяца от данной идеи отказались, и эвакопункт остался в прежнем здании, занимая 1-й, 2-й и 3-й этажи. При этом зрительный зал и два фойе клуба были переданы военно-этапной комендатуре для размещения военнослужащих.
На 1 января 1943 г. в Пензенской области насчитывалось 110 тыс. эвакуированных граждан [2, с. 133]; по другим данным — 110 033 чел., в том числе мужчин — 35 214 чел., женщин — 74 819 чел. Из них в городах были расселены 17 897 чел., в сельской местности — 92 136 чел.15 В подавляющем большинстве они были трудоустроены и обеспечены жилплощадью: в городах — частично в освобожденных коммунальных квартирах и в частных домовладениях за счет уплотнения; в сельской местности — в освобожденных колхозных домах и личных домах колхозников. Нетрудоустроенных граждан на указанный момент насчитывалось 6 834 чел., как правило, не имеющих возможности работать по семейным обстоятельствам.
Архивные документы свидетельствуют, что материально-бытовое положение различных категорий эвакуированных в ряде случаев было неодинаковым. В качестве примера рассмотрим две группы населения — семьи военнослужащих Красной армии и переселенных гражданских лиц.
Всего на 15 августа 1941 г. в г. Пензе были расквартированы 1 511 семей начальствующего состава Красной армии, эвакуированных из прифронтовой полосы. По приезду в г. Пензу данные семьи через военкоматы снабжались подъемными денежными средствами и аттестатами, по которым впоследствии аккуратно получали выплаты. Все семьи были обеспечены квартирами (совместное проживание с хозяевами). Взрослые граждане были трудоустроены на пензенских предприятиях. Для снабжения продуктами и товарами первой необходимости семьи эвакуированных прикреплялись к Пензенскому отделению Военторга. Однако с отовариванием продуктов возникали проблемы: в силу малого количества торговых точек только к одному магазину Военторга (ул. Московская, д. 46) были прикреплены 1 300 семей военнослужащих, которым приходилось тратить в очередях по 4 — 5 часов ежедневно. Ассортимент товаров не отличался разнообразием: если с печеным хлебом проблем не возникало, то сахар, масло, мука и прочие бакалейные товары являлись дефицитом. Особенно остро стоял вопрос обеспечения детей одеждой и обувью. Хронически не хватало топлива для обогрева домов. В отдельных случаях возникали проблемы жилищно-бытового характера, связанные со стесненными условиями проживания16. Так, семья эвакуированных В., состоящая из 5 человек, была размещена в комнате площадью 17 м2, где уже проживали 2 человека. Обе семьи имели грудничковых детей. Естественно, что между хозяйкой и квартирантами возникали конфликты на бытовой почве.
Аналогичные условия складывались и в районах Пензенской области. В г. Кузнецке на 8 августа 1941 г. в квартирах местных жителей были размещены 120 эвакуированных семей военнослужащих, обеспечены продаттестатами и, при необходимости, денежной помощью от военкоматов. В ходе проведенного горкомом обследования были зафиксированы проблемы в приобретении постельного и нательного белья, верхней одежды, дров и иных необходимых предметов из домашнего обихода17. 79 семей, разместившихся в Бессоновском районе, получили жилплощадь не только в частных домах, но и в колхозных общежитиях, где обеспечивались бесплатным питанием.
В некоторых районах ситуация была более сложной. Так, в Поимском районе, где разместились 185 семей (506 чел.), эвакуированных из Прибалтики и западных областей СССР, фиксировались жалобы на плохие условия проживания и неблагоприятную эпидемиологическую обстановку18. В Малосердобинском районе эвакуированные жаловались на заболеваемость детей поносом, чесоткой, дизентерией и т. д., а также на нехватку врачей для их лечения. В аптеках не хватало необходимых медикаментов — аспирина, стрептоцида, кофеина, глюкозы, йода, эфира, нашатырного спирта и др.19
Более проблемной была ситуация с размещением гражданских лиц. Несмотря на оказываемую материальную помощь, их положение оставалось крайне тяжелым, прежде всего в сельской местности, где большинство колхозов не обеспечивало выдачу продуктов питания на выработанные трудодни, в связи с чем эвакуированные были вынуждены довольствоваться нормой хлеба, получаемой через сельпо от государства. Она составляла 400 г в сутки, но в ряде районов вынужденно снижалась до 200 — 300 г. Наблюдались задержки в поставках хлеба — от 5 до 20 дней. Иногда вместо хлеба гражданам выдавалась мука или сырое зерно (без предоставления смолоть его). Иных продуктов эвакуированные не получали. Перебои в поставках товаров первой необходимости (соль, мыло, спички и т. д.) могли достигать от 5 до 8 месяцев.
Несколько менее сложной была ситуация в городах и рабочих поселках, где эвакуированные обеспечивались по карточной системе в нормах, аналогичных с гражданским населением. Однако везде — и в городе, и в селе — остро стоял вопрос снабжения промтоварами, особенно одеждой и обувью. Инспекторы неоднократно выявляли факты, когда граждане, прибывшие по эвакуации в 1941 г., к 1943 г. настолько износили свою одежду, что вынуждены были ходить в лохмотьях. Дети школьного возраста вынужденно не посещали занятия, а взрослые не имели возможности выйти на работу, особенно в зимнее время20.
Заключение
Реэвакуация населения из Пензенской области началась в 1943 г. Следует отметить, что данный процесс отличался довольно быстрыми темпами реализации. Так, в мае 1944 г. в Смоленскую область были отправлены 1 600 чел. К 1 сентября 1944 г. из региона в западные и центральные районы страны убыл 27 971 чел.21 На 1 июня 1944 г. число оставшихся в Пензенской области эвакуированных составляло 59 281 чел., на 1 мая 1945 г. — 38 162, на 20 октября 1945 г. — 15 421 чел.22 Постепенно уменьшался и объем работы Пензенского эвакопункта, сокращался его штат. Так, в 1945 г. из штатных сотрудников в учреждении оставались лишь начальник, бухгалтер, заведующий общежитием, сторож и уборщица23. После завершения войны, в связи с процессом реэвакуации, Пензенский эвакопункт продолжал работу еще полгода и был закрыт только в декабре 1945 г.
В деятельности чрезвычайных структур, координирующих действия органов государственной власти по размещению на территории региона эвакуированных граждан, отразились как эффективные практики мобилизационной модели управления, так и проблемы, рожденные экстремальными условиями военных реалий.
1 Пензенская партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) сб. док. и материалов. Саратов, 1964. 299 с.
2 Пензенская область за 50 лет Советской власти: стат. сб. Саратов; Пенза, 1967. 258 с.; Пензенская партийная организация в цифрах и фактах, 1918 — 1978 гг. Саратов; Пенза, 1979. 117 с.
3 ГАПО (Государственный архив Пензенской области). Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 6. Л. 50.
4 ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 531. Л. 42.
5 ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 194. Л. 287 — 293.
6 ГАПО. Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 — 3.
7 Там же. Д. 2. Л. 16.
8 Там же. Л. 33, 57.
9 Там же. Д. 3. Л. 1.
10 ГАПО. Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 1. Л. 5, 10.
11 Там же. Д. 2. Л. 24.
12 Там же. Д. 1. Л. 18.
13 Там же. Л. 55, 62.
14 ГАПО. Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 1. Л. 41.
15 Там же. Д. 11. Л. 51.
16 ГАПО. Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 11. Л. 18, 19.
17 Там же. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 565. Л. 22.
18 Там же. Л. 27.
19 Там же. Л. 28.
20 ГАПО. Ф. Р-2413. Оп. 1. Д. 11. Л. 33.
21 Там же. Л. 8, 41.
22 Там же. Д. 15. Л. 102, 149.
23 Там же. Д. 4. Л. 75.
About the authors
Viktor Yu. Kladov
Penza State University; State Lermontov Museum-Reserve “Tarkhany”
Author for correspondence.
Email: viktek79@mail.ru
Associate Professor of the Department of Foreign Languages at the Faculty of History and Philology of Penza State University; Deputy Director for Science of the State Lermontov Museum-Reserve “Tarkhany”; Candidate of Historical Sciences
Russian Federation, 37 — 11 Lermontova Str., Penza 440026; 1/1 Bugor Str., Lermontovo Village 442280, Belinsky District, Penza RegionReferences
- Vlasov VA. Penza Region and evacuation from Leningrad. The Great Patriotic War of 1941 — 1945: in the memory of the people, in the media space and the assessment of modern researchers. Proceedings. Penza;2021:160—167. EDN DOHPPN (In Russ.)
- Derevianko AV. The appearance of military childhood. War. People. Victory. Proceedings. Penza;2001:132—135. (In Russ.)
- History of the Penza Region. Penza;2024;3. (In Russ.)
- Penza Region in the history and culture of Russia. Penza;2014. (In Russ.)
- Petrina SV. Penza evacuation point: its creation and work with the evacuated population during the Great Patriotic War. Great Victory. Proceedings. Penza;2005:25—28. (In Russ.)
- Solovyov VYu. Organizational activities of the Communist Party among the evacuated population during the Great Patriotic War (based on materials from party organizations in the Kuibyshev, Penza and Ulyanovsk Regions). Dis. ... Cand. of Hist. Sci. Kuibyshev;1986. (In Russ.)
Supplementary files
