Инновационный потенциал развития экономики региона: проблемы и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Инновационный потенциал в современных условиях является весомым фактором развития региональной экономики. Проблематика исследования инновационного потенциала приобретает особое значение, поскольку эффективное его использование влияет на конкурентоспособность региона, на уровень его социально-экономического развития и осуществляет значительное влияние на экономику страны в целом. Целью исследования является выявление основных факторов, сдерживающих формирование и эффективное использование инновационного потенциала региона. Объектом исследования выступили инструменты, определяющие инновационный потенциал региона. Результатами исследования является обоснование перспективных направлений практического использования научного и технико-технологического потенциала региона. Особое внимание авторы уделили исследованию перспективных направлений развития инновационного потенциала на основе использования инновационных структур. Перспективы дальнейших исследований в данной сфере обусловлены тем, что для страны, ставящей перед собой цель обеспечения экономического роста, особое значение приобретает использование имеющегося инновационного потенциала регионов. Решение данной проблемы требует активизации научных исследований вопросов, связанных с повышением качества использования инновационного потенциала региона.

Полный текст

Введение

Реализация инновационного потенциала регионального развития является одним из условий эффективного решения социально-экономических проблем, оптимального использования имеющихся на региональном уровне ресурсов, использования потенциала внутреннего рынка, активизации инициатив предпринимательства и общественности, введения эффективных механизмов и инструментов стимулирования развития регионов.

В условиях формирования в России отечественной инновационной системы возникает потребность в реализации действенной региональной инновационной политики, направленной на обеспечение высокого инновационного потенциала в регионе, применение системы мер по активизации инновационного регионального развития и обеспечения надлежащего уровня инвестирования в экономику регионов.

Необходимо отметить тот факт, что современный этап построения региональной инновационной политики не имеет единого системного подхода к ее формированию. В связи с этим актуальной задачей является повышение эффективности действующих механизмов и региональных методов управления инновационной деятельностью, обеспеченных эффективной программой региональной инновационной политики.

Особенности организации и осуществления инновационной деятельности на региональном уровне рассматривают в своих трудах ведущие зарубежные ученые: А. Маршал [12], М. Портер [11], Й. Шумпетер [16] и др.

Теоретические основы инновационного потенциала и инновационного развития регионов раскрываются в научных трудах отечественных ученых: А. Н. Асаула [1], Л. А. Гамидуллаевой [2], С. Ю. Глазьева [7], В. В. Лизунова [6], А. М. Носонова [9], Е. О. Трифонова [14], А. Н. Шичкова [15] и др.

Инновационная деятельность и инновационный потенциал являются главной движущей силой развития регионов, от которых зависит конкурентоспособность экономики и благосостояние населения. Под влиянием глобальных экономических процессов и в условиях ограниченности ресурсов, проблемы перехода отечественной экономики на инновационную модель становятся неотложными и нуждаются во взвешенном стратегическом подходе к их решению, параллельно совершенствуя методические способы оценки уровня инновационного развития регионов.

Однако, оценивая имеющиеся достижения развития региональных инновационных систем, обращает на себя внимание факт того, что проблемы инновационного потенциала требуют дальнейших комплексных обоснований.

Инновации в развитии экономики регионов

Инновационные процессы становятся основным источником экономического роста, особенно в контексте современной парадигмы устойчивого развития и ограниченности природных ресурсов.

Тем не менее, в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности Россия за последние десять лет поднялась на 18 пунктов с 63 места из 137 в 2010 году до 45 места в 2021 году (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Индекс России в рейтинге оценки глобальной конкурентоспособности 2010–2021 гг.1

Источник: составлено автором Янь Мин Цзе на основе Рейтинга стран мира по Индексу глобальной конкурентоспособности1

 

В Глобальном инновационном индексе (ГИИ) – 2022 Россия заняла 47-е место, традиционно замыкая первую треть рейтинга (таблица 1).

 

Таблица 1. Динамика позиций России в ГИИ 2018–2022 гг.2

Показатель

2018

2019

2020

2021

2022

Глобальный инновационный индекс

46

46

47

45

47

Ресурсы инноваций

43

41

42

43

46

Результаты инноваций

56

59

58

52

50

Количество анализируемых стран

126

129

131

132

132

Источник: составлено автором Янь Мин Цзе на основе данных Агентства стратегических инициатив2

 

В группе рассматриваемых в ГИИ – 2022 стран с уровнем ВВП на душу населения выше среднего Россия заняла 7-е место (из 36 стран), а среди стран Европы – 30-е место.

Однако, если в международном масштабе инновационные показатели России из года в год доминируют, ситуация на внутреннем инновационном рынке в ряде регионов требует совершенствования.

Например, по данным Агентства «РИА Рейтинг» рейтинговый балл 85 регионов РФ в сфере научно-технологического развития в 2022 году находился в диапазоне 79,66–8,13, где самый высокий уровень принадлежит Москве, а самый низкий – Республике Ингушетия (таблица 2).

 

Таблица 2. Рейтинг регионов России по научно-технологическому развитию в 2022 году (выборочно)3

Место

Регион

Балл

1

Москва

79,66

2

Санкт-Петербург

72,58

5

Московская область

60,88

13

Томская область

50,57

20

Челябинская область

48,10

30

Кировская область

41,14

40

Тверская область

33,82

50

Республика Бурятия

30,51

60

Ивановская область

37,45

70

Астраханская область

19,81

80

Забайкальский край

13, 48

85

Республика Ингушетия

8,13

Источник: составлено автором Янь Мин Цзе на основе Рейтинга регионов России по качеству жизни3

 

Инновационный потенциал региона является основой для осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ, способствующих решению научных, научно-технических, социально-экономических, экологических проблем на государственном, региональном и отраслевом уровнях.

На региональном уровне инновационные процессы территориально интенсивны и определяют уровень развития и характер экономического развития страны и регионов. Таким образом, особое значение приобретает изучение возможностей использования инноваций как средства экономического развития, обеспечение государственного регулирования и поддержки инновационных процессов, обоснования и принятия правильной стратегии достижения поставленной цели, способа ее реализации и финансовой поддержки.

В данном случае наблюдается факт того, что институциональные структуры регионального уровня в России находятся в стадии становления. С одной стороны, как показывает практика, региональные органы власти получили дополнительные полномочия и экономические возможности в контексте инновационного развития. С другой стороны, в процессе формирования региональных органов власти и самоуправления возник дисбаланс властных полномочий, обострились противоречия между ними.

На протяжении последних лет основой стратегического планирования региональной инновационной политики является Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия).

Она не охватывает основных вопросов реализации инновационной политики, но определяет проблемы, которые должны быть решены с помощью инструментов государственной политики на различных этапах инновационного процесса. В частности на этапах создания и трансфера новаций, на этапе внедрения новации на основе специализированного малого инновационного предприятия – стартапа, на этапе внедрения новаций на уже существующем предприятии, выхода на серийное производство и т. д.

Среди основных проблем в Стратегии выделены:

  • ограниченность финансовых и материальных ресурсов для создания инновационной инфраструктуры;
  • отсутствие необходимой информации и налаженных коммуникаций между учеными и представителями бизнеса;
  • отсутствие достоверного прогнозирования тенденций и исследований влияния инструментов государственного регулирования инновационного развития экономики;
  • разногласия по урегулированию определенных отношений и действующего законодательства;
  • дефицит специалистов в сфере менеджмента инновационной деятельности;
  • отсутствие закрепленного в законодательстве механизма передачи технологий, созданных или приобретенных за бюджетные средства, за границу;
  • низкий уровень заинтересованности высших учебных заведений в производстве инновационной деятельности;
  • обременительное регулирование и высокий уровень налогов.

Так, в Стратегии определено, что современное состояние инновационной деятельности является следствием отсутствия стратегического видения и последовательной государственной политики по переводу России на инновационный путь развития, формирования национальной инновационной экосистемы, которая обеспечивала бы его реализацию и повышала развитие инновационной культуры в государстве, используя, помимо финансовых, другие механизмы развития инновационной деятельности.

Следует согласиться, что инновационная политика на уровне государства должна фокусироваться на направлениях, которые соответствуют инновационному процессу в России, учитывая интересы всех заинтересованных сторон. В данном случае именно поэтому особенно важно сотрудничество между всеми участниками инновационного процесса, которые способствуют инновациям на всех этапах создания и вывода инновационного продукта на рынок. Государственная политика должна создавать благоприятные условия, прежде всего, для развития интеллектуальных продуктов, включая возможность их коммерциализации, как в России, так и за рубежом [4].

Региональная инновационная политика, безусловно, должна базироваться на вышеуказанных принципах и, на наш взгляд, обязательно соответствовать:

  • принципу эффективности (оценка инновационной активности региона, обеспечение эффективности инновационных процессов и постоянный мониторинг эффективности внедрения средств по региональному инновационному развитию);
  • принципу поддержки конкуренции (создание условий для поддержки конкуренции в сфере науки и техники, инновационной деятельности);
  • принципу стимулирования развития проблемных регионов (создание условий для уменьшения региональной дифференциации социально-экономического развития регионов, активизация инвестиционной деятельности и осуществление мероприятий по согласованию экономического развития регионов).

Нельзя не согласиться с тем, что для России, с ее значительной территорией и различиями в социально-экономическом развитии, региональные аспекты научно-технической и инновационной политики имеют существенное значение [3]. Таким образом, на современном этапе экономического и инновационного развития одними из приоритетных задач государства по инновационному развитию регионов являются задачи по формированию действенной нормативно-правовой базы, активизации создания в регионах объектов инновационной инфраструктуры и формирование эффективного и прозрачного механизма финансового и информационного обеспечения регионального развития. Это, в свою очередь, предусматривает обязательный учет специфики развития каждого региона.

Следовательно, основной целью региональной инновационной политики должно быть создание условий по формированию эффективной инновационной инфраструктуры, усиление конкурентоспособности региональных производств, поддержание на территории региона положительных условий для улучшения его социально-экономических показателей за счет эффективного использования инновационного потенциала, повышение уровня развития научной и инновационной сфер регионов.

Таким образом, ключевым условием реализации региональной инновационной политики являются необходимые институциональные и законодательно-правовые преобразования, которые будут способствовать формированию развитой инновационной инфраструктуры и активизации инновационной деятельности.

Среди факторов негативной ситуации в сфере инноваций следует особо отметить:

  • отсутствие единой продуманной системы государственной поддержки развития инновационных процессов на региональном уровне;
  • неразвитость действенной законодательной базы;
  • недостаточность и неэффективность финансирования образования и науки, а также инновационного бизнеса;
  • недостаточность бюджетного финансирования и отсутствие венчурного;
  • отсутствие действенной инновационной инфраструктуры, несформированность механизмов стимулирования инвестиционных процессов в сфере высоких технологий.

Просматривается своеобразный замкнутый круг: с одной стороны, предприятиям, нуждающимся в инвестициях, необходимо вложить значительные средства, чтобы провести анализ их работы, разработать необходимые документы для любого инвестора (предложение, бизнес-план, финансовый анализ, аудит и др.). С другой стороны, инвестор не может принять решение относительно финансирования предприятия, не имея инновационного (инвестиционного) проекта, анализа работы предприятия. Решить проблему могут лишь предприятия – новаторы, которые идут на определенный риск.

Однако на возобновление производственного потенциала негативно влияет отсутствие законодательной базы инновационной политики. Одним из основных условий механизма реализации приоритетов научно-технического и инновационного развития является наличие четкой законодательной базы.

В России в процессе рыночной трансформации экономической системы в основном созданы законодательные предпосылки для перехода на инновационную модель развития. Однако действующие законы характеризуются слабой и фрагментарной взаимосвязью, а порой и противоречивостью отдельных положений. Это является причиной того, что в настоящее время ряд процессов, связанных с переходом к инновационной модели развития, носит в основном спонтанный и малоуправляемый характер. Таким образом, необходимо осуществлять дальнейшую работу по созданию и внедрению на всех уровнях управления экономикой взаимозависимой и четкой системы законов, которые обеспечивают действенные экономические рычаги и стимулы для субъектов хозяйствования на всех этапах инновационно-инвестиционной деятельности.

Комплексное решение этих проблем позволило бы решить проблему завершения структурного реформирования экономики, обеспечить защиту прав собственности инвесторов, который является ключевым элементом благоприятного инвестиционного климата любого государства и непременной предпосылкой реализации его инновационного потенциала в регионах.

Больше всего в России распространены технопарки, в рамках которых выпускается около 20% инновационной продукции страны. Однако создание в регионах системы инновационных институтов сдерживается как через названные выше причины макроэкономического характера, так и собственно факторами регионального уровня. Среди таких причин в первую очередь следует назвать дефицит финансовых ресурсов. В частности, как показывает мировой опыт, ассигнования на науку должны составлять 2–4% ВВП. В отечественной практике, фактически в течение многих лет, данный среднегодовой показатель составлял порядка 0,5% ВВП. Основными источниками финансирования инноваций остаются собственные средства предприятий, удельный вес которых достигает почти 80%.

Незначительную роль играют кредитные и инвестиционные ресурсы (менее 20%). Тем не менее, события последнего времени вызвали необходимость проведения жесткой кредитно-денежной политики со стороны ЦБ РФ, в частности повышение ключевой ставки может привести к удорожанию кредита и сужению этого источника финансирования инноваций [5].

Таким образом, как показывают вышеприведенные данные, подавляющее большинство регионов лишено собственных средств для финансирования инноваций. Решение проблемы лежит в плоскости радикального реформирования межгосударственных отношений на основе фискальной децентрализации, предоставления большей автономии региональному самоуправлению. Такая реформа должна быть направлена на увеличение доходов региональных бюджетов путем перераспределения финансовых ресурсов, усиление фискальных полномочий регионального управления.

Децентрализация повысит ответственность региональной власти, позволит эффективнее использовать ресурсы инновационного развития.

Одним из важных путей увеличения финансовых ресурсов для региональных инноваций является «…привлечение внешних финансовых источников. Такие финансовые инструменты, как гранты, займы, акционерный капитал и косвенная поддержка составляют базовые элементы региональной финансовой цепочки стоимости» [13] (аналог глобальной цепочки стоимости).

Каждый региональный инновационный проект или компания, ее осуществляющая, требует специфического решения, которое зависит от индивидуальных растущих потребностей и соответствующей стадии инноваций.

В данном случае наиболее значимым, как для публичного, так и для частного секторов в процессе обеспечения финансовыми ресурсами инновационного развития, является координация деятельности таким образом, чтобы различные элементы обозначенной цепи были взаимозависимыми и эффективно взаимодействовали.

Оценка перспектив формирования региональной инновационной системы

Мировой экономической наукой доказано, что страна, развитие которой опирается на импортную технику и технологию, оказывается в зависимом состоянии от уровня техники и технологий развитых стран, что вызывает и ее экономическую зависимость.

Достаточно актуальным направлением обеспечения инновационного развития регионов является разработка и формирование региональной инновационной системы. Для этого необходимы кардинальные меры, сосредоточенные, прежде всего, на совершенствовании региональной инновационной инфраструктуры. Особенности региональной инновационной системы сводятся к тому, что региональные субъекты инновационной деятельности не ограничены границами региона, развивают широкие межрегиональные экономические связи, обеспечивают конкурентоспособность своей продукции и инновационно-инвестиционную привлекательность своего региона.

Надлежащее инновационное развитие регионов может быть обеспечено только путем создания развитой региональной инновационной инфраструктуры с одновременным обеспечением ее межрегиональной координации. В этом направлении внимание должно сосредотачиваться на создании и поддержании инновационных структур различных типов, структурных подразделений некоммерческого партнерства, общественных советов при региональных администрациях и т. д.

В мировой практике существуют два основных подхода к созданию инновационных структур и связанного с ними развития инновационной деятельности регионов, а именно [8]:

  • евроамериканский, который строится на формировании отдельных (локальных) инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков, технополисов и т. д.;
  • японский, основанный на вхождении в проект целого региона. В данном варианте регион выступает как единое технологическое пространство со своими ресурсами и несколькими базовыми точечными инновационными структурами, связанными между собой единой комплексной инновационно направленной инфраструктурой.

Необходимо отметить, что региональная инновационная система условно делится на два периода:

  • «…во-первых, это становление региональных центров инновационной деятельности;
  • во вторых, это создание регионального инновационного мегакомплекса как целостной научно-технологической системы» [10].

В настоящее время создание инновационной инфраструктуры, которая обеспечивала бы высокую эффективность реализации инновационных проектов, является одной из важных проблем региональной инновационной политики, которая требует оперативного решения. Развитие инновационной деятельности и формирование инновационной политики инновационных структур зависит от состояния материально-технической базы и эффективности управления научно-исследовательскими учреждениями. Они ориентированы на создание и внедрение в производство и в сферу потребления инновационной продукции или в поддержку инновационной деятельности (в частности, информационной, консалтинговой и т. д.).

В целом к инновационным структурам принадлежат:

  • технопарки (технологические парки, агропарки, инновационные парки);
  • бизнес-инкубаторы (инновационные, технологические, инновационного бизнеса);
  • инновационные центры (технологические, региональные, отраслевые);
  • консалтинговые и инжиниринговые фирмы, компании.

Перспективы регионального инновационного развития в решающей степени связаны с региональными особенностями развития промышленности. Для каждого региона также составляется определенное соотношение между отраслями академической, вузовской и отраслевой науки, задачи которой будут определяться потребностями развития регионального экономического комплекса. Следовательно, развитие научных исследований главным образом необходимо соотносить с возникающими проблемами перед региональной экономикой.

Комплексная региональная инновационная программа является сквозным планированием инновационной деятельности в регионе и включает перечень следующих мер:

  • консолидация ученых, специалистов по хозяйствованию и управлению для решения актуальных социально-экономических задач регионов;
  • координация деятельности научных, научно-технических организаций и производственных предприятий для решения социально-экономических задач;
  • создание эффективной системы управления инновационной деятельностью в регионах;
  • создание инженерной системы содействия внедрению в производство научных и научно-технических достижений по отраслевой принадлежности инноваций;
  • обеспечение правовой защиты результатов научно-технической деятельности в регионах, развития инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, повышение патентной культуры;
  • создание условий для привлечения средств частных инвесторов для финансирования инновационной деятельности;
  • определение инструментов государственного стимулирования научной инновационной деятельности через систему льгот и целевых региональных программ.

Однако следует отметить, что традиционные методы рыночных исследований далеко не всегда можно применить для выявления и анализа спроса на инновации. В ряде случаев данная тенденция связана с созданием товаров, аналогов которых раньше просто не существовало, в силу следующих причин:

  • «…потребностей и запросов потребителей, для удовлетворения которых предназначены новые товары, ранее довольствовавшиеся совсем другим способом;
  • потребностей, для удовлетворения которых предназначены новые товары, которых ранее не существовало» [17].

В данном случае наиболее часто используют следующие специфические методы рыночных исследований, среди которых:

  • «…прогнозирование будущих потребностей и запросов потребителей, изменений мотивации их поведения (в соответствии с рыночной трансформацией экономики России);
  • ситуационное и имитационное моделирование поведения потребителей в настоящем и будущем (например, при анализе возможностей конверсионного использования технологий, применяемых в военной сфере);
  • анализ тенденций развития научно-технического прогресса, тенденций изменения технологической, экономической, социальной, политической, культурной, правовой, экологической и других составляющих среды хозяйствования» [18].

Таким образом, решение проблем инновационного пути развития в регионах возможно на основе:

  • усовершенствования законодательной базы, содействия финансовому обеспечению инновационного развития предприятий со стороны государства и органов местного самоуправления;
  • формирования централизованной, региональной и ведомственной инфраструктур поддержки инноваций в промышленности;
  • обеспечения научно-технической деятельности квалифицированными кадрами, что послужит существенным толчком для экономического роста в России.

Заключение

Региональная инновационная политика должна быть эффективной и сбалансированной, направленной на создание благоприятного инновационно-инвестиционного климата, условий для развития инновационной деятельности и преодоления региональных диспропорций. При ее реализации должны быть определены цели и направления деятельности региональных органов государственной власти и скоординированные действия соответствующих субъектов инновационной деятельности.

На современном этапе одной из приоритетных направлений государства по инновационному развитию регионов должна быть задача в сфере формирования действенной региональной инновационной политики, мероприятия которой включают:

  • создание условий по обеспечению высокого инновационного потенциала в регионе;
  • повышение конкурентоспособности и эффективности региональных производств, поддержание на территории региона положительных условий для улучшения социально-экономических показателей региона;
  • всесторонняя поддержка и стимулирование научных исследований в приоритетных направлениях развития науки и техники;
  • создание единой эффективной системы мониторинга и оценки инновационного развития регионов.

Оптимальным вариантом развития инновационной составляющей в экономике страны будет создание сети технопарков и территориальных центров («полисов») роста, способствующих привлечению частного бизнеса в финансирование научно-исследовательских разработок и процесса внедрения новых технологий в производство.

Для становления экономики России как технологически динамичной, способной в будущем обеспечивать свою конкурентоспособность в глобальной экономической системе, необходимо развивать и укреплять инновационную систему таким образом, чтобы комбинировать инновационный потенциал регионов с комплексом экономических мер, которые призваны способствовать быстрой коммерциализации инноваций на внутренних и внешних рынках.

В ходе исследования обобщены основные проблемы формирования и использования инновационного потенциала региона, проанализированы факторы, которые влияют на его формирование, также исследованы оптимальные варианты развития инновационной составляющей экономики региона.

Перспективы дальнейших исследований в данной сфере обусловлены тем, что для страны, которая ставит перед собой цель обеспечения экономического роста, особое значение приобретает использование имеющегося инновационного потенциала регионов. Решение данной проблемы требует активизации научных исследований вопросов, связанных с повышением качества использования инновационного потенциала региона.

 

1 Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах // Агентство стратегических инициатив. – URL: https://asi.ru/government_officials/rating/?ysclid=lnk6egh3rr722873395 (дата обращения: 12.08.2023).

2 Там же.

3 Рейтинг регионов по качеству жизни – 2022 // РИА Рейтинг – URL: https://riarating.ru/infografika/20230213/630236602.html?ysclid=lnlei16b8u597003081 (дата обращения: 22.08.2023).

×

Об авторах

Мин Цзе Янь

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: yanmin@mail.ru

соискатель ученой степени кандидата наук по научной специальности 5.3.2 Региональная и отраслевая экономика

Россия, Москва

Вера Сергеевна Шкарина

Российский государственный гуманитарный университет

Email: verashkarina@gmail.com
SPIN-код: 9865-0836

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной экономики

Россия, Москва

Список литературы

  1. Асаул А. Н., Посяда Н. И. Инвестиционная привлекательность региона / под ред. А. Н. Асаула. – СПб. : СПбГАСУ, 2014. – 120 с.
  2. Гамидуллаева Л. А. Теоретические аспекты реализации кластерного подхода к управлению инновационным развитием региона // Наука, образование, общество. – 2015. – № 1 (3). – С. 10–17. – https//doi.org/10.17117/no.2015.01.010 – EDN: TSJCRT.
  3. Джавадова С. А., Молчанова Л. А. Инновационные технологии в основе устойчивого развития отечественного агропромышленного комплекса // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 2–3. – С. 46–54. – https://doi.org/ 10.47576/2712-7516_2021_2_3_46 – EDN: QJTADZ.
  4. Жаров В. С., Иванова М. В. Основы формирования инновационной региональной политики // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 7 (238). – С. 2–8. – EDN: OPARCV URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=48471 (дата обращения: 15.08.2023).
  5. Ильина И. Е., Бурланков С. П., Жарова Е. Н. Мониторинг реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2017. – № 4 (44). – С. 158–170. – https://doi.org/10.21685/2072-3016-2017-4-17 – EDN: LAVNQD URL: https://izvuz_on.pnzgu.ru/on417 (дата обращения: 15.08.2023).
  6. Лизунов В. В. Роль кластеров в стратегическом планировании, инновационном развитии и конкурентоспособности регионов // Национальные приоритеты России. – 2015. – № 3 (17). – С. 97–108.
  7. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / С. Ю. Глазьев [и др.] / Под ред. академика РАН С. Ю. Глазьева и профессора В. В. Харитонова. – М.: «Тровант». – 2009. – 304 с. – EDN: QUAADZ.
  8. Напольских Д. Л. Тенденции и перспективные модели формирования промышленных кластеров в Российской Федерации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – № 6. – C. 248–263. – https://doi.org/10.15838/esc.2017.6.54.16 – EDN: YMWXKU.
  9. Носонов А. М. Особенности инновационного развития регионов России // Регионология. – 2014. – № 4 (89). – С. 22–31. – EDN: TGOVVX.
  10. Пономарева М. А. Совершенствование экономического механизма управления устойчивым развитием в российских регионах. – Ростов-на-Дону : Содействие – XXI век, 2011. – 245 с.
  11. Портер М. Международная конкуренция. / Под ред. В. Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 2011. – 447 с.
  12. Принципы экономической науки: [В 3 т.: Пер. с англ.] А. Маршалл, – М.: Прогресс Фирма «Универс», 1993. – 376 с.
  13. Скворцова Н. А., Лебедева О. А., Сотникова Е. А. Инновационное развитие регионов в условиях экономического пространства // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–6. – С. 1265–1268. – EDN: TMQHPF.
  14. Трифонов Е. О выборе модели российской экономики // Общество и экономика. – 2013. – № 9. – С. 86–91. – EDN: RFWILL. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20466065 (дата обращения: 14.08.2023).
  15. Шичков А. Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе: монография. – М.: ИД «ФиК», 2009. – 360 с. – EDN: QTNHAJ.
  16. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 400 с.
  17. Lee D. (2016) Role of R&D in the productivity growth of Korean industries: Technology gap and business cycle. Journal of Asian Economics. Vol. 45. Рp. 31–45. – https//doi.org/10.1016/j.asieco.2016.06.002 (In Eng.).
  18. Hemmert M. (2017) Knowledge acquisition by university researchers through company collaborations: Evidence from South Korea. Science and Public Policy. Vol. 44, issue 2, рp. 199–210. – https//doi.org/10.1093/scipol/scw053 (In Eng.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Индекс России в рейтинге оценки глобальной конкурентоспособности 2010–2021 гг.[1]

Скачать (54KB)

© Янь М.Ц., Шкарина В.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».