Philosophical understanding of fear as the basis of human existence

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The study is relevant due to the fact that the life of a modern person is permeated with fears, both real and virtual. A person cannot imagine his life without fear; even his own existence causes fear. Despite the fact that fear has always accompanied a man, at present, due to the increase in self-awareness and many other factors, in our opinion, fear is becoming the true basis of human existence in the world.

The purpose of this study is to analyze the problem of fear as the basis of human existence in various historical periods and, in particular, at the present stage of human development. The achievement of the stated goal was facilitated by the solution of the following tasks. 1. To analyze the evolution of philosophical ideas about fear in various historical periods. 2. Based on the analysis, to draw conclusions and show that the rethink of fear is carried out in the New Age, since this period is a turning point in changing the role of fear. It is at this time that its individualization occurs, and it acquires a pronounced social character. 3. Particular attention should be paid to the analysis of existential philosophy, in which fear is considered as one of the key foundations of human existence and the main companion of a man in the modern era. Human existence and fear become one whole, connected by an inextricable thread. The methodology of this study is based on a dialectical approach. This approach was implemented through the use of a set of research methods of induction, deduction, analysis, comparison and synthesis, which are of a general scientific character.

Analyzing the problem of fear in modern reality, we came to the conclusion that the XXI century is an era when fear begins to accompany an individual in his daily existence, becomes a mass phenomenon and is formed in the public consciousness through various information channels: the media, the Internet, expert opinion, etc. The modern world has also generated completely new types of fears, which are a direct consequence of technologization, informatization, and digitalization of society. The appearance of the “pandemic of fear” amid the COVID-19 pandemic reinforced our idea that in the XXI century fear has become the true basis of human existence.

Texto integral

Введение

Человек на протяжении всей истории своего существования сталкивался с таким феноменом, как страх. Животные тоже испытывают страх, но он обусловлен их природой, инстинктом выживания. Человек же, наделенный разумом и сознанием, придал ему онтологический и экзистенциальный смысл. Страх стал вечным спутником человека и приобрел амбивалентный характер, поскольку в нем заложена, как негативная, разрушительная, так и позитивная, созидательная, творческая энергия.

Актуальность работы состоит в том, что виртуальные и реальные страхи являются неотъемлемыми спутниками современного человека. Он не мыслит свою жизнь без страха, даже его собственная экзистенция вызывает страх.

Цель исследования заключается в анализе проблемы страха как основы человеческого существования в различные исторические периоды, в том числе на современном этапе развития человечества. Исходя из поставленной цели, были определены задачи: рассмотреть эволюцию философских представлений о страхе; определить роль и значение страха для человека в современной реальности.

В работе показано, что для человека, жившего в предшествующие исторические периоды, страх являлся, прежде всего, реакцией на воздействие внешней реальности, непознанной и неизведанной. Древний человек ощущал страх перед враждебной к нему природой, ее неукротимой стихией, функционирующей по собственным законам, с которой он находился в постоянной борьбе. Страх же во многом являлся тем чувством, которое позволяло ему адаптироваться и выживать. Так, Ж. Батай пишет: «Все позволяет думать, что люди первых времен были объединены отвращением и общим страхом, непреодолимым ужасом, направленным на то, что первоначально было аттрактивным ядром их союза» [12, c. 86].

Но, по мере развития цивилизации, страх перестает быть только следствием древних инстинктов выживания, а становится порождением человеческого разума. Современный человек оказывается в плену страхов перед Богом, высшими силами, другими людьми, болезнями, войнами, голодом и всем тем, что не поддавалось его рациональному осознанию. Не случайно еще А. Камю заявлял, что XX век – это «век страха» [7, с. 200]. К этому можно добавить, что XXI век – это век прогрессирующего, меняющегося, всеобъемлющего, всепоглощающего, обезличенного страха.

Эволюция философских представлений о страхе

Страх – одна из значимых проблем, которая выступала объектом осмысления в разные исторические периоды. В частности, еще античные мыслители обращались к проблеме страха, однако эта тема не являлась ключевой для их философских исследований. Еще в мифологии древних греков родились образы кровожадных братьев, олицетворяющих даймонов (духов) ужаса и страха – Фобоса и Деймоса:

«[Зевс вооружается для битвы

с чудовищем Тифоном]

Ужас кругом наводящих сынов

Эниалия-бога [Ареса],

Фобоса [Ужас] с Деймосом [Страх]

дед на битву выводит в доспехах!

Из эфира щиты их – он ставит у самой зарницы

Фобоса, а у перуна Деймос грозно теснится…»

[4, c. 5].

Заслуга философов Древней Греции заключается в том, что они актуализировали проблему страха смерти. Согласно точке зрения ряда античных философов (Эпикур, Сенека, Платон), только разум может спасти человека от страха смерти. В их трудах представлена дихотомия «страх-разум». Разум порождает наши страхи, но, при этом, одновременно, он их побеждает, становится спасением для человека, страшащегося смерти. Так, например, Эпикур считал главной целью жизни человека достижение атараксии – «невозмутимости», «безмятежности». Для эпикурейцев, а затем и стоиков, атараксия – это превосходство разума над чувствами. С точки зрения Эпикура, тревоги в душе возникают, прежде всего, от ложных мнений о богах и о смерти, вызывающих в людях чувство страха, в то время как «трезвое рассуждение» избавляет их от ложных мнений и приводит к атараксии. Он утверждал: «Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [5, c. 403]. Страх перед богами тоже не имеет значения, поскольку богам нет дела до людей, значит бояться их тоже не следует.

Значительный вклад в осмысление проблемы страха внес великий греческий мыслитель Платон. Он пытался объяснить природу страха и силы, его порождающие, утверждая, что страх «…возникает вследствие дурного расположения души. Когда к подобным состояниям примешивается внешнее сотрясение, это внешнее движение берет верх над движением внутренним, состоящим в страхе и неистовстве. Одержав верх, оно как бы создает в душе безветрие и успокоение» [14, c. 241].

Мыслитель обращает внимание и на то, что жизнь стражей тоже пронизана страхами: «А чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами и земледельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными им владыками; и ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они, и все государство устремится к своей скорейшей гибели» [13, c. 187]. Говоря о вероятности появления страха при получении человеком определенного статуса, Платон тем самым указывает на его социальную природу и отмечает, что у страха могут быть, как внешние, так и внутренние причины.

Интересна позиция и мыслителей средневековья, которые полагали, что человек не должен бояться смерти тела, а заботиться о собственной душе, испытывая при этом страх перед Богом, являющимся подлинной основой бытия человека. Так, богослов Климент Александрийский обращал внимание на то, что страх Божий заключается в боязни греха и в послушном исполнении заповедей Божиих. Проблема страха решается им в рамках главенствующего принципа средневекового дуализма души и тела. Он писал: «Человек, в моем понимании, есть нечто вроде кентавра, почитавшегося в Фессалии. В нем соединяются разумное и неразумное начала, душа и тело. Тело занято землей и гнется к ней, душа же стремится к Богу. Ведомая истинной философией, она устремляется ввысь к родственному ей, всеми своими силами трудится над освобождением от похотей тела, и среди прочего, от забот и страхов, хотя, как мы показали выше, терпение и страх необходимы для утверждения в добродетели» [19, c. 10].

Средневековый человек, укорененный в религиозной вере, не испытывал глубинного экзистенциального страха, поскольку опирался в своем повседневном бытии на основополагающие тезисы о бессмертии души и существовании загробной жизни.

Переосмысление данной проблемы, на наш взгляд, происходит в эпоху Нового времени. В этот период страх исследуется Р. Декартом, Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Д. Юмом и многими другими мыслителями. Они обращают внимание на доминирующую роль разума, науки, прогресса в преобразовании природного мира, закладывают предпосылки формирования атеистического и материалистического мировоззрения. Рационалисты считают, что, в первую очередь, незнание является источником страха. Просвещение же должно помочь освободить людей от ложных страхов, навязанных, в том числе, и религией. Они полагают, что человек мыслящий, интеллектуальный, возможно впервые осознает бренность своего существования. Проблему страха неоднократно затрагивает и Б. Спиноза, утверждая, что страх «…есть постоянное неудовольствие, …возникшее из образа сомнительной вещи» [18, c. 472]. Будучи рационалистом, он однозначно полагал, что люди, руководствуясь своим разумом, получат возможность в меньшей степени поддаваться страхам. Так же следует отметить, что этот мыслитель одним из первых начинает рассматривать страх как массовое социальное явление, допуская, что он присущ не только отдельным индивидам, но и человеческим сообществам.

В эпоху Нового времени рождалась современная западная цивилизация с ее ценностями, идеалами, установками. Человек, с одной стороны, провозглашался венцом природы, а с другой стороны, культивировавшийся индивидуализм в итоге привел к тому, что человек остался наедине со своими страхами. Считая успехи и достижения своей заслугой, человек в то же время стал осознавать, что страхи тоже принадлежат конкретному индивидууму. Данный период можно рассматривать как поворотную эпоху, в границах которой происходит индивидуализация и социализация человека.

Мыслители XIX в. продолжали размышлять над природой страха, впервые в полной мере подвергали осмыслению его экзистенциальную сущность. В частности, одним из первых мыслителей, сделавших страх полноценным объектом философского исследования, был С. Кьеркегор.

В своей работе «Понятие страха» датский мыслитель разделяет обычный страх-боязнь, вызываемый внешней причиной (дат. Frygt), и безотчетный страх-тоску, страх-ужас, в котором нет ничего рационального (дат. Angest). Он писал, что страх обладает диалектической двусмыленностью. Страх – это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия [8, c. 60]. Он отталкивает своей греховностью, но одновременно привлекает.

В дальнейшем процесс исследования феномена страха продолжается в экзистенциальной философии в бурном XX в. (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.). Экзистенциализм стал ответом на вызов эпохи, в которой человек не только великий созидатель и гениальный, чудовищный разрушитель, но также и маленькая песчинка в огромном круговороте бытия. Такие вопросы, как жизнь человека, его смерть, страх перед концом жизни, обреченность существования, свобода и выбор становятся наиболее значимыми для философии экзистенциализма.

Отечественные мыслители в своих исследованиях также периодически обращались к отдельным аспектам проблемы страха (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. М. Пятигорский, С. Л. Франк, Л. И. Шестов, М. М. Щербатов и др.). Воззрениям экзистенциалистов во многом созвучна позиция М. К. Мамардашвили, который писал: «То, что называется страхом, есть нечто, сопровождающее ясное сознание ответственности перед своим предназначением. Твой подлинный путь, настоящий, твоя подлинная жизнь развернется, если ты пройдешь путь предназначения. Но на этом пути нет костылей. И это страшно» [10, c. 179].

Анализ философских представлений о страхе в различные исторические периоды показал, что эволюция человеческого общества и цивилизации значительно повлияли на эволюцию человеческих страхов. Человек, совершенствуясь и развиваясь, с каждым веком приобретал все новые и новые страхи.

Страх в современной реальности человеческого существования

В современной реальности человек оказался в ситуации, когда на него оказывают воздействие многочисленные страхи. Пониманию этого способствуют различные классификации страхов, представленные как в психологической, так и в философской литературе. В частности, З. Фрейд в качестве основных видов страха выделял реальный страх, невротический и страх совести [23, c. 386]. В. А. Андрусенко ведет речь о наличии таких видов страха, как тревога, испуг, собственно страх и состояние ужаса [1, с. 62–63]. Г. И. Фаизова полагает, что существуют следующие его виды: экзистенциальный страх, социальный страх, страх смерти [21, c. 628–630]. С. Ю. Мамонтов выделяет страхи экзистенциальные; опасения по поводу собственной бездарности, неспособности; фобии и связанные с ними приступы паники; социальные страхи [11]. Данные классификации свидетельствуют о том, что страх является неотъемлемым спутником существования современного человека и своего рода ответом на антропоцентризм, индивидуализм, возвышение человека над природой, отчужденность, технологизацию и информатизацию его бытия.

В частности, в экзистенциализме страх рассматривается как одна из ключевых основ человеческого существования, главный спутник человека современной эпохи. Экзистенциалисты отмечают, что страх является настолько глубинным и иррациональным, что невозможно определить его источник и причины. Бытие человека и страх становятся одним целым, связанным неразрывной нитью. При этом в их философских концепциях страх приобретает определенно положительные свойства, поскольку только в нем может проявиться свобода и истинное человеческое существование. С точки зрения Ж.-П. Сартра: «Мой страх свободен и обнаруживает мою свободу; я направил всю свободу в страх…» [16, c. 286].

Представители данного направления показывают, что помимо природных, социальных страхов, существуют также экзистенциальные (перед пространством, временем, жизнью, самим собой и др.), не менее значимые для человека. Данные типы страхов определяются самой сущностью человека. По мнению экзистенциалистов, страх выступает неотъемлемой частью повседневного бытия и одновременно тем, что позволяет человеку вырваться из рутины повседневности. Страх дает возможность человеку познавать самого себя, самоопределяться в бытии [24, c. 25]. С одной стороны, он направляет человека к росту и развитию, с другой – порождает тревогу и неуверенность. Заметим, что, как одно, так другое тесно связано со свободой как способностью самоопределения, самопроявления, самосознания, самооткровения.

Страх является порождением современного общества, в котором он приобретает устойчивый характер. Индивидуализм, отчуждение человека от общества, обезличивание объекта страха, неопределенность, нестабильность, анонимизация социальных сил, глобализация – это факторы, которые значительно влияют на постоянное, непрекращающееся усиление страха и тревожности человека, живущего в XXI веке.

Культивирование страха через массовую культуру, масс-медиа и интернет-пространство порождает его бесконечные проявления, фобии, тревогу, которые встраиваются в нас. Страх XXI века становится массовым явлением. Более того, он начинает носить универсальный характер: угроза ядерной войны, международный терроризм, глобальное потепление, эпидемия COVID-19, цифровая слежка, чипирование и многое другое.

Как отмечают Э. Лассан и Л. Кравцова: «Интернет-коммуникация способствует публичному проговариванию страхов, в силу чего происходит присоединение субъектов страха к определенной группе людей, испытывающих те же эмоциональные состояния или специализирующихся на их облегчении. Происходит медиатизация страха – индивидуальный страх превращается в “большой” страх, что позволяет говорить о страхах времени» [9, c. 755].

Страх целенаправленно транслируется через информационные каналы. Л. Свендсен пишет: «СМИ стараются запугать нас так, чтобы градус страха был неадекватно высок по отношению к его реальному источнику. Они забрасывают нас сообщениями о смертоносных вирусах, террористах, учителях-педофилах, зверствующих подростках, экологических катастрофах и ядовитой еде» [17, c. 36]. Таким образом, страх становится инструментом в руках политических элит и медиакорпораций, которые производят, продают и контролируют страх, формируют культуру страха. Обращает он внимание и на то, что современному человеку страх дает необходимые эмоции, которые он перестает ощущать в обычной жизни: «Бывает мучительно сознавать, что жизнь не наполнена чувствами, что в жизни больше нет страсти. В такой ситуации чувства, которые изначально негативны, воспринимаются как позитивная альтернатива этой пустоте» [17, c. 136]. Страх, обладающий психотерапевтическим эффектом, избавляет нас от «скуки повседневности». Как правило, следствием данного процесса становится развитие привычки к страху. Он как развлечения и удовольствия начинает приносить лишь кратковременные эмоции, его нужно все больше и больше, а в итоге человек становится зависим от страха. Но, одновременно с этим, массовая культура формирует виртуальный мир, порождающий у современного человека иллюзию защищенности, вследствие чего человек утрачивает способность сопротивляться реальным угрозам и вызовам.

2020 год стал поворотным в эволюции страхов современного человека, поскольку на фоне пандемии COVID-19 появилась так называемая «пандемия страха». Страх перед пандемией с огромной скоростью прокатился по миру и вызвал не менее негативные последствия, чем сама пандемия коронавируса. В. И. Екимова пишет: «В период пандемии страх перед неизвестностью, неопределенностью, отсутствие информации или ее противоречивость, а зачастую и фейковость, сочетаются с чувствами потери контроля, безнадежности и отчаяния, которые еще более усиливают тревогу, страх и неуверенность. Беспокойство, связанное с ситуацией пандемии, усугубляется страхом собственной смерти, стремлением справиться с ним и восстановить контроль. Пандемия COVID-19 была воспринята многими людьми как травматическое событие, приводящее к развитию симптомов психологической травматизации: тревоге, депрессивным проявлениям, дистрессу» [20, c. 32]. Итальянский философ Дж. Агамбен, «сгущая краски» для описания эпохи, применил термин «голая жизнь». Он пишет: «Очевидно, что итальянцы склонны жертвовать практически всем – нормальными условиями жизни, социальными отношениями, работой, даже дружбой, привязанностями, религиозными и политическими убеждениями – ради опасности заболеть. Голая жизнь – и опасность ее потерять – не то, что объединяет людей, а ослепляет и разъединяет их» [25].

Интересно высказывание А. М. Пятигорского о том, что в начале XXI века появляется феномен «страх страха» [15, с. 2]. Он обращает внимание на парадоксальность ситуации, заключающейся в том, что мы боимся самого страха перед объектом не меньше, чем самого объекта, вызывающего в нас страх. Он отмечает, что «две тенденции особенно ясно видны в сегодняшней фазе развития “страха страха” как общепризнанного психологического и психосоциологического феномена: это – антииндивидуальность и антирефлексивность» [15, с. 3]. Это говорит о том, что человек не оригинален в своих страхах, что они имеют стандартизированный характер и присущи большинству других людей (мы носим одинаковую одежду, едим одинаковую пищу, а в наших сознаниях существуют единообразные страхи). Страхи перестают быть индивидуализированными и приобретают массовый характер. Они становятся продуктом массовой культуры, который выпускает огромная фабрика по производству страхов. Страх и рефлексия в рамках такого подхода не существуют совместно, поскольку утверждается, что рефлексия становится сама источником проявления страхов человека.

За последние годы опубликовано значительное количество работ, посвященных философскому осмыслению страха, роли страха в современной культуре, развитию страха в связи с появлением новых источников и объектов. Так, например, авторы коллективной монографии подвергают анализу генезис, специфику и механизмы преодоления страха в социокультурном пространстве современности [22]. А. Е. Зырянов пишет об актуальности проблемы страха для социальной философии [6]. Д. Н. Баринов исследует страх как феномен человеческого бытия и социальный феномен [2; 3].

В современном мире появились новые страхи, являющиеся отражением, прежде всего, технологического и информационного прогресса: номофобия (боязнь остаться без мобильного телефона даже на некоторое время), технофобия (боязнь технологических новинок), интернетофобия, соционетфобия (боязнь социальных сетей), киберхондрия (поиск информации в интернете о болезнях, постановка собственного диагноза) и т. д.

Заключение

Авторы в настоящей работе, исследовав эволюцию страха в различные исторические периоды, пришли к выводу о том, что страх, сопутствуя человеку на протяжении всей его жизни, становился одной из основополагающих категорий и основ человеческого существования.

Начиная с античных времен и по настоящее время, философы пытались осмыслить природу страха, его влияние на жизнь человека, увидеть не только негативные, но и позитивные его стороны. Феномен страха рассматривался мыслителями в онтологическом, гносеологическом, антропологическом и аксиологическом аспектах. С нашей точки зрения, изменение восприятия и осмысления страха происходит в период Нового времени. Развитие культуры индивидуализма, характерной для западной цивилизации, привело к тому, что человек остался наедине со своими страхами. В данный период, помимо индивидуализации страха, усиливаются и социальные страхи под влиянием войн, революций, социальных потрясений.

Идея о страхе как базисе человеческого бытия в полной мере находит свое отражение в философии экзистенциализма. Но, в отличие от мыслителей Нового времени или эпохи Просвещения, которые считали, что разум может позволить человеку справиться со страхами, экзистенциалисты указали на иррациональность страха, отсутствие подлинных причин его возникновения, на то, что сам разум создает страхи человека. Страх становится частью повседневного бытия человека.

По мере собственного развития, человечество воспроизводило все новые формы и виды страха, в том числе порожденные самим человеческим существованием. Анализ различных проявлений страха свидетельствует о том, что любой страх может оказывать на человека как позитивное, так и негативное влияние.

Было выявлено, что XXI век – это эпоха, когда страх в значительной степени начинает сопровождать индивида в его повседневном существовании. Современная эпоха не мыслима без страха. Страх приобретает массовый и универсальный характер, возникает новое явление – «страх страха».

В современном мире сформировались страхи, являющиеся прямым следствием технологизации, информатизации, цифровизации общества. Нельзя было обойти вниманием в нашем исследовании и такую значимую проблему, с которой недавно столкнулось человечество – пандемию COVID-19, породившей различные страхи и укрепившей нашу мысль, что XXI век – это век страха.

×

Sobre autores

Dmitry Astafyev

Orenburg State Pedagogical University; Academy of Labor and Social Relations

Autor responsável pela correspondência
Email: astafev25@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-8374-0498

Orenburg Branch of the Academy of Labor and Social Relations; Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History, Orenburg State Pedagogical University; Associate Professor, Orenburg Branch of the Academy of Labor and Social Relations

Rússia, Orenburg; Orenburg

Aleksandr Maksimov

Orenburg State Medical University

Email: maksimov_a_m@mail.ru

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Professor of the Department of Social Sciences and Youth Policy

Rússia, Orenburg

Bibliografia

  1. Andrusenko, V. A. (1995) Social’nyj strah [Social fear]. Orenburg: OGU, 1995, 172 p.
  2. Barinov, D. N. (2019) [Fear is a social phenomenon]. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin]. Vol. 2, pp. 39–48. – https://doi.org 10.5281/zenodo.3236740. (In Russ.).
  3. Barinov, D. N. (2018) [Fear as a phenomenon of human existence]. Filosofskaya mysl’ [Philosophical thought]. Vol. 5, pp. 77–82. (In Russ.).
  4. Deyaniya Dionisa (1997) [Acts of Dionysus]. 595 p. (In Russ., transl. from Ancient Greece ).
  5. Diogen Laertskij (1986) O zhizni, ucheniyah i izrecheniyah znamenityh filosofov [About the life, teachings and sayings of famous philosophers]. 2-e ed. M: Thought, 571 p. (In Russ.).
  6. Zyryanov, A. E. (2018) [Fear as a subject of social philosophy]. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. Vol. 6, pp. 155–159. – https://doi.org/ 10.30727/0235-1188-2018-6-155-159. (In Russ.).
  7. Naiman, E. A., Surovtsev, V. A. (1998) Intencional’nost’ i tekstual’nost’. Filosofskaya mysl’ Francii XX veka (1998) [Intentionality and textuality. Philosophical thought of France of the twentieth century]. Tomsk: Publ.house «Aquarius», 320 p. (In Russ.).
  8. Kerkegor, S. (2014) Ponyatie straha [Concept of fear]. 2 nd ed. M: Academic Prospect, 224 p.
  9. Lassan, E., Kravcova, L. (2020) [Fear as a motive and motivator of electronic communication (based on Internet texts 2020)]. Kommunikativnye issledovaniya [Communication Studies]. Vol. 7. No 4, pp. 745–758. – https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(4).745-758. (In Russ.).
  10. Mamardashvili, M. K. (1997) Psihologicheskaya topologiya puti [Psychological topology of the path]. M: Russian Christian Humanitarian Institute, 574 p.
  11. Mamontov, S. Yu. (2002) Strah. Praktika preodoleniya [Fear. Coping Practice]. SPb: Piter, 128 p.
  12. Ol’e, D. (2004) Kollezh Sociologii [College of Sociology]. SPb: Science, 588 p.
  13. Platon (1994) Sobraniye sochineniy v 4 t [Collected works in 4 volumes]. Vol. 3 total edited by A. F. Losev, V. F. Asmus, A. A. Takho-Godi; author of the introductory article and art. in note A. F. Losev; Note A. A. Tahoe-Godi. M: Thought, 654 p. (In Russ., transl. from Ancient Greek).
  14. Platon (1994) Sobraniye sochineniy v 4 t [Collected works in 4 volumes]. Vol. 4. General ed. A. F. Loseva, V. F. Asmusa, A. A. Takho-Godi; Auto. Art. in note A. F. Losev; Note A. A. Tahoe-Godi. M: Thought, 830 p. (In Russ., transl. from Ancient Greek).
  15. Pyatigorsky, A. M. (2009) [Fear from 2009]. Neprikosnovennyy zapas [Emergency reserve]. Vol. 5 (67), pp. 3–16. (In Russ.).
  16. Sartre, J.-P. (2000) Bytiye i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and nothingness: Experience of phenomenological ontology]. M: Republic, 639 p.
  17. Svendsen, L. (2010) Filosofiya strakha [Philosophy of fear]. M: Progress-Tradition, 288 p. (In Russ., transl.Norweg.).
  18. Spinoza, B. (1957) Izbrannyye proizvedeniya v dvukh tomakh [Selected works in two volumes]. Volume 1. M: Gospolitizdat, 632 p.
  19. Clement of Alexandria (2003) Stromaty [Stromata]. In volume 3. Vol. 2. St. Petersburg: “Pub. Oleg Abyshko”, 336 p. (In Russ., transl. from Ancient Greek).
  20. Ekimova, V. I., (2021) [Traumatization by fear: psychological consequences of the Covid-19 pandemic]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology]. Vol. 10. No. 1, pp. 27–38. – https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100103. (In Russ.).
  21. Faizova, G. I. (2008) [Fear as the most important characteristic of human existence]. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of the Bashkir University]. Vol. 13. No. 3, pp. 628–630. (In Russ.).
  22. Kireeva, L. E. (2018) Filosofiya strakha cheloveka v sovremennoy kul’ture [Philosophy of human fear in modern culture]. Novocherkassk: Lik LLC, 178 p.
  23. Freud, Z. (1990) Psikhologiya bessoznatel’nogo: Sb. proizvedeniy [Psychology of the unconscious: Sat. work]. M: Education, 448 p.
  24. Belyaev, I. A. (2004) Chelovek samoopredelyayushchiysya [Self-Determining Man]. Ekaterinburg: Ural Academy of Public Administration, 108 p.
  25. Agamben, G. Giorgio Agamben on coronavirus: “The enemy is not outside, it is within us.” Available at: http://bookhaven.stanford.edu/2020/03/giorgio-agamben-on-coronavirus-the-enemy-is-not-outside-it-is-within-us/ (accessed: 17.06.2023) (In Eng.).

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Astafyev D.A., Maksimov A.M., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».