Исследование прочности клеевого соединения в шейках коленчатого вала сельскохозяйственного трактора, восстановленных приклеиванием стальных полукольцевых накладок
- Авторы: Берденников Е.А.1
-
Учреждения:
- Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина
- Выпуск: № 1(75) (2024)
- Страницы: 115-126
- Раздел: Агроинженерия и пищевые технологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2078-1318/article/view/304744
- DOI: https://doi.org/10.24412/2078-1318-2024-1-115-126
- ID: 304744
Цитировать
Полный текст
Аннотация
К настоящему времени разработано множество способов восстановления коленчатых валов, многие из них связаны с нанесением слоя металла на изношенную поверхность путем наплавки или напыления. Заслуживает внимания метод восстановления шеек коленчатых валов сельскохозяйственных тракторов установкой сварных полуколец. Основным его преимуществом является минимальная температурная деформация вала. В данной работе апробирован клеевой способ установки полукольцевых накладок, актуальность которого обусловлена полным устранением температурного воздействия на восстанавливаемую деталь. Целью данной работы является исследование прочностных характеристик клеевого соединения «шейка коленчатого вала - стальные полукольцевые накладки» при действии касательных усилий. Критерием оценки прочности соединения является момент проворачивания приклеенных накладок относительно шейки вала. Если откинуть вариант аварийного задира, то логично предположить, что максимальный момент сопротивления проворачиванию коленчатого вала возникает при холодном запуске двигателя, то есть при весьма низких значениях вязкости моторного масла. В данной работе теоретические предпосылки были подтверждены экспериментальными исследованиями, методика которых подразумевала не только определение момента проворачивания приклеенных накладок, но и установление влияния на прочность клеевого соединения таких факторов, как: шероховатость склеиваемых поверхностей; отклонение от цилиндричности внутренних поверхностей накладок; воздействие химически активной среды; воздействие низких температур. Чтобы обеспечить возможность измерения момента проворачивания приклеенных накладок с использованием испытательной машины, были изготовлены опытные образцы, имитирующие клеевое соединение «полукольцевые накладки - шейка вала». Как опытные, так и теоретические значения момента проворачивания приклеенных накладок несоизмеримо выше максимального момента сопротивления вращению коленчатого вала при нормальных безаварийных условиях эксплуатации. Выявлено, что отклонение от цилиндричности склеиваемых поверхностей оказывает существенное влияние на прочность клеевого соединения.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. Берденников
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина
Автор, ответственный за переписку.
Email: dinaminator@yandex.ru
кандидат технических наук, доцент с. Молочное, г. Вологда, Россия
Список литературы
- Шиповалов, А.Н., Юдин, В.М. Восстановление коленчатых валов дизельных двигателей плазменной наплавкой // Ремонт. Восстановление. Модернизация. - 2021. - № 1. - С. 9-11, doi: 10.31044/1684-2561-2021-0-1-9-11.
- Иванов, В.П., Вигерина, Т.В., Голубев, И.Г. Исследование износа коленчатых валов автомобильных двигателей и инновационные технологии их восстановления // Техника и оборудование для села. - 2018. - № 2. - С. 34-37.
- Voynash, S.A., Gaydukova, P.A., Markov, A.N. (2017) ‘Rational Route Choosing Methodology for Machine Parts Restoration and Repair’, ProcediaEngineering, vol. 206, pp. 1747-1752, ISSN 1877-7058, https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.10.708.
- Зуев, А.А., Бурдо, Н.А. Повышение качества закалённой ремонтной втулки (РВ) из стали 30ХГСА, локально приваренной на восстанавливаемую шейку коленчатого вала // Известия Международной академии аграрного образования. - 2017. - № 35. - С. 39 43.
- Berdennikov, E., Popova, T., Burlakov, G. (2023) ‘Research of Technological Parameters of Crankshaft with Journals Rebuilt by Steel Half-Ring Installation’, Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 509, pp. 1177-1186.
- Сковородин, В.Я., Антипов, А.В. Влияние режима отделочно-антифрикционной обработки шеек коленчатого вала на параметры шероховатости поверхности // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2017. - № 49. - С. 245-251.
- Сковородин, В.Я., Антипов, А.В. Обоснование параметров силового воздействия при отделочно-антифрикционной обработке шеек коленчатых валов // Известия Санкт- Петербургского государственного аграрного университета. - 2018. - № 51. - С. 258 265.
- Жилкин, В.А. Численное исследование напряженно-деформированного состояния клеевых соединений металла с металлом, металла с древесиной // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2019. - № 1(721). - С. 5-19, doi: 10.32683/0536-1052-2019-721-1-5-19.
- Салахов, Р.Р., Ермаков А.М., Хисматуллин, Р.М. Исследование динамических нагрузок на кривошипно-шатунный механизм грузового автомобиля // Грузовик. - 2022. - № 2. - С. 3-9, doi: 10.36652/1684-1298-2022-2-3-9.
- Nozdrzykowski, K., Chybowski, L., Dorobczynski, L. (2020) ‘Model-based estimation of the reaction forces in an elastic system supporting large-size crankshafts during measurements of their geometric quantities’, Measurement, vol. 155, 107543, ISSN 0263 2241, https://doi.org/10.1016/j.measurement.2020.107543.
- Как правильно развести и использовать клей ЭДП. // Краска Гуру: интернет-портал. URL: https://kraskaguru.ru/klej/vidy-i-marki/edp.html.
- Мащенко А.Ф., Медведков В.И. Особенности обслуживания автомобилей при эксплуатации в условиях низких температур // Основы технического обслуживания автомобилей. - М., 1964. - С. 241.
- Родионов, Ю.В., Нугаева, В.О. Результаты исследования показателя степени массопоглощения в агрессивных средах клеевой композиции для восстановления деталей автомобиля // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 8. - С. 127-134.
- Desai, C.R., Patel, D.C., Desai, C.K. (2023) ‘Investigations of joint strength & fracture parameter of adhesive joint: A review’, Materials Today: Proceedings, ISSN 2214-7853, https://doi.org/10.1016/j.matpr.2023.04.026.
Дополнительные файлы
