Проблема целостно-выборочного анализа литературного произведения по доминантам
- Авторы: Федорова В.Г.1
-
Учреждения:
- Бийский филиал им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 12-20
- Раздел: Филология. Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2219-5254/article/view/310946
- DOI: https://doi.org/10.46726/H.2025.1.2
- ID: 310946
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема целостно-выборочного анализа литературного произведения по доминантам, актуальность которой обусловлена потребностями современного литературоведения. С опорой на исследование А.Б. Есина ставится вопрос об установлении доминант литературного произведения, т. е. тех художественных средств, которые подсказывают кратчайшие пути анализа, позволяющие раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения. Определение доминант обусловлено особенностями художественного произведения, устанавливается в значительной степени интуитивно и главным образом зависит от эстетической чуткости исследователя, вырабатываемой практикой. Отмечается, что выборочный анализ является одновременно и целостным, так как предполагает рассмотрение взаимосвязи содержательных и стилевых доминант произведения, поэтому его можно назвать целостно-выборочным анализом. Основное содержание статьи составляют примеры целостно-выборочного анализа произведений художественной литературы по доминантам. На конкретных примерах показано, что обращение к выборочному анализу художественного произведения по доминантам не противоречит принципу целостности, согласно которому каждый элемент произведения должен быть рассмотрен как часть художественного целого. Анализ доминант исходит из целостного восприятия произведения и стремится к итоговому синтезу. В связи с проблемой выборочного анализа уделяется также внимание проблеме адекватности интерпретации художественного текста.
Об авторах
В. Г. Федорова
Бийский филиал им. В.М. Шукшина Алтайского государственного педагогического университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: fvalentinagennadevna@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы г. Бийск, Россия
Список литературы
- Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст — 1974: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1975. С. 203—212.
- Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология ис-кусства. М.: Искусство, 1986. С. 199—222.
- Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. М.: Языки славянской культуры, 2002. 528 с.
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука, 1998. 248 с.
- Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Бунина-Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука. Издательская фирма Восточная литература, 1994. С. 103—120.
- Катаев В.Б. Сложность простоты: рассказы и пьесы Чехова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. С. 30—40.
- Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972. 112 с.
- Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / пре-дисл. и составл. В.И. Чулкова. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. 236 с.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Го-голь. М.: Просвещение, 1988. 352 с.
- Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.
- Семанова М.Л. Чехов-художник. М.: Просвещение, 1976. С. 144—152.
- Соловьёва Ф.Е. Категория доминанты в психологии, литературоведе-нии и методике преподавания литературы в школе // Филологические науки. Вопросы теории
- и практики. 2018. № 8 (86), ч. 2. C. 423—426.
- Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971. 457 с.
- Федорова В.Г. Структура повествования как форма выражения ав-торской модальности в рассказах А.П. Чехова «Ионыч», «Душечка», «Невеста» // Общетеоретические и типологические проблемы языко-знания: материалы VII Международной научной конференции. Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2022. С. 149—156.
Дополнительные файлы
