Regional branding in strengthening Russian national identity: empirical challenge and expert response

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyses the identification processes of Russian society in the context of modern geopolitical and socio-cultural challenges. It is substantiated that under conditions of uncertainty society requires consolidation and unity on the basis of a unifying concept or model. The aim of the article is to substantiate the possibilities of regional branding as a part of regional identity policy in strengthening the all-Russian identity. The research methodology is based on an interdisciplinary approach, the main provisions of the theory of social constructivism and the concept of multilevel identity are taken as a basis.
The hypothesis is that the strengthening of regional identity in Russian regions and regional branding based on it can strengthen Russian national identity rather than fragment it. The hypothesis was tested using quantitative and qualitative methods.
The empirical basis of the research was the results of a mass online survey of residents of three republics of the North Caucasus - Adygea, Kabardino-Balkaria and Dagestan, conducted in October-November 2023 (n = 1421). Its results were supplemented with the data of the expert survey.
The obtained data indicate the absence of formed brands in the studied regions, which is confirmed by the results of the representative survey (low level (less than 20%) of residents' awareness of neighbouring regions) and expert opinions.
At the same time, there is a consistent movement towards the recognition of the potential of branding in the development of regions, that includes the search for key images-ideas constructed both from below (by the population of the republics) and from above (by regional authorities together with business, media and public organisations). Branding of regions and increasing their recognisability contributes to the strengthening of the Russian national identity. The interviewed experts agreed that regional branding works as a mechanism for maintaining the consolidation of Russian society and its potential should be built into the identity policy.

About the authors

Irina V. Kireeva

Adyghe State University

Email: klushina@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-0888-896X
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop, Russia Maikop, Russia

Elena S. Kukva

Adyghe State University

Email: otvs_priem@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9944-029X
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy and Sociology, Adygea State University, Maikop, Russia Maikop, Russia

Asiet Yu. Shadzhe

Adyghe State University

Email: shadzhe@maykop.ru
ORCID iD: 0000-0002-8557-2424
Doctor of Philosophy Sciences, Professor, Professor of the Department of Philosophy and Sociology Maikop, Russia

References

  1. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В. «Портфель идентичностей» молодежи Юга России спустя 12 лет // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 76–87. doi: 10.31857/S013216250019645-2; EDN: HEOCFJ.
  2. Аксенова О. В. Стратегия развития российских регионов: официальная версия // Власть. 2019. № 1. С. 9–17. doi: 10.31171/vlast.v27i6.6813; EDN: KXCTXQ.
  3. Антонова Н. Л., Бусыгин А. Г. Идентичность как социальный феномен: теоретико-методологические основания социального конструктивизма // Теория и практика общественного развития. 2019. № 2(132). С. 12–16. doi: 10.24158/tipor.2019.2.1; EDN: YWCEOT.
  4. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.
  5. Визгалов Д. Брендинг города. М.: Ф-д «ИЭГ», 2011. 160 с. EDN: QONFRJ.
  6. Гаджалова Ф. А., Магомедов А. Д. Дагестанские гастрономические бренды (курзе, чуду, хинкал): названия, этнокультура, современное бытование // Вестник ДНЦ РАН. 2022. № 85. С. 23–29. doi: 10.31029/vestdnc85/4; EDN: ZBWGCQ.
  7. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100–115. doi: 10.17976/jpps/2018.05.09; EDN: YAEHZR.
  8. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. doi: 10.31857/S013216250009460-9; EDN: IZTYSH.
  9. Дробижева Л. М., Рыжова С. В. Общероссийская идентичность в социологическом измерении // Вестник российской нации. 2021. № 1-2(77-78). С. 39–52. EDN: HAGVQK.
  10. Имидж России: концепция национального и территориального брендинга. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2012. 247 с. EDN: QOOAJB.
  11. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического измерения) / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Весь Мир, 2022. 248 с. doi: 10.55604/9785777709042.
  12. Кешева З.М. Бренды Кабардино-Балкарии в информационном пространстве как фактор социокультурной и экономической привлекательности региона // Вестник КБИГИ. 2020. № 2(45). С. 50–55. doi: 10.31007/2306-5826-2020-2-45-50-55; EDN: QIQMQM.
  13. Котлер Ф., Асплунд К. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб., 2005. 376 с.
  14. Куек М. Г. Археологическое и художественное наследие Адыгеи: концепция развития этнокультурного бренда региона в мировом художественном пространстве // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб. науч. ст. по итогам межд. науч. форума. М.: Ин-т наследия, 2021. С. 117–127. EDN: JSCCCY.
  15. Митина Э. А., Калькова Н. Н., Ярош О. Б. Бренд-идентификаторы как инструмент территориального развития // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 1. С. 134–143. doi: 10.15688/re.volsu.2020.1.12; EDN: HMDPAT.
  16. Назукина М. В. Структурные уровни региональной идентичности в современной России // Журнал «Регионология». 2011. № 4. URL:https://regionsar.ru/ru/node/809?ysclid=lqbeg86nr7235890814 (дата обращения: 25.12.2023).
  17. Назукина М. В., Тарасова Е. Ю. Опыт брендирования российских республик: вариативность институционализации этнокомпонента // Вестник Пермского ун-та. Политология. 2022. Т. 16. № 1. С. 40–48. doi: 10.17072/2218-1067-2022-1-40-48; EDN: TYLVDM.
  18. Национальная идентичность в северокавказском обществе: поиски путей укрепления / Под общ. ред. А. Ю. Шадже и Е. С. Куквы. М.: РФО; Майкоп: АГУ, 2015. 192 с. EDN: TYYBDX.
  19. Прает Д. В. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии. М.: Азбука-Аттикус, 2012. 371 с.
  20. Рыжова С. В. Российская идентичность в региональном разнообразии: роль доверия // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 3. C. 13–31. doi: 10.19181/vis.2022.13.3.828; EDN: TPBYIX.
  21. Семененко И. С. Идеи, идеологии, идентичности: от дискурсов к дискурсивной силе // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: мат. Всеросс. конф. РАПН с междунар. участ. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, М. М. Мчедловой, Л. Н. Тимофеевой. М.: РУДН, 2023. С. 531–532.
  22. Симонян М. А. Национальный брендинг как основа конкурентной идентичности // Управление инновациями-2021: мат. междунар. науч.-практ. конф. Новочеркасск: НПИ им. М.И. Платова, 2021. С. 93–96. doi: 10.34981/Lab-67.2021.innovconf.17-simonyan; EDN: YFNRJT.
  23. Тишков В. А. Нация наций: о подходах к пониманию России. М.: ИЭА РАН, 2023. 69 с. doi: 10.33876/978-5-4211-0299-1/2023-12/1-69.
  24. Шадже А. Ю. Бренд региона в гуманитарном познании: некоторые методологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 9. С. 125–129. EDN: TCNHZK.
  25. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. N. Y., 2007. 134 p.
  26. Dinnie K. Introduction to the Theory of City Branding // City Branding: Theory and Cases. N. Y., 2011. 239 p.
  27. Fan Y. Branding the nation: Towards a better understanding // Place Branding and Public Diplomacy, 2010. Vol. 6. P. 97–103. doi: 10.1057/pb.2010.16.
  28. Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Psychology of Intergroup Relations / Ed. by S. Worchel, W. Austin. Chicago, 1986. P. 7–24.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».