Migration Policy in the Nizhny Novgorod Region: Subjects and Management Practices

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines a regional model of migration policy based on the example of the Nizhny Novgorod Region. A distinctive feature of the author's approach is the understanding of regional migration policy as a set of management practices that include both government bodies and public organisations. This approach allows us to consider migration policy as a multifaceted and complex sphere of interactions between various subjects, as well as to increase the effectiveness of the programs implemented within its framework. The main tasks in the sphere of migration policy in the region are the adaptation and integration of migrants, but there is no clear definition of these concepts and actions for their implementation. The main organisational and management structures in the region are the Migration Department of the Ministry of Internal Affairs of the Nizhny Novgorod Region, interethnic councils operating under the governor of the region and the administration of Nizhny Novgorod. Activities to include foreign citizens in regional society are not directly included in the functionality of specialised government bodies, but can be compensated by the activities of public associations. Therefore, civil society institutions, both registered associations and informal diaspora communities, should be included in management practices. In addition, unlike government bodies, they have the ability to promptly respond to requests from foreign citizens. It is noted that the identified groups of institutions participating in the implementation of migration policy have specific resources, which predetermines their functionality and the nature of their activities in management practices. Organisational and managerial institutions rely on administrative and legal resources. As the resources of civil society institutions serve communication channels among foreign citizens, high immersion and involvement in the problems of labour migrants living in the region. These circumstances require their inclusion in the development and implementation of target programs and activities of adaptation and integration orientation. The author concludes that it is advisable to create a specialised agency in the region responsible for the development and implementation of activities within the framework of regional migration policy.

About the authors

Natalia M. Danilova

Volga Branch of FCTAS RAS;Institute of Sociology of FCTAS RAS

Email: morozovanataliam@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1335-8496
SPIN-code: 7917-5093
Candidate of Political Sciences, Senior Researcher, Volga Branch of FCTAS RAS, Nizhny Novgorod, Russia; Senior Researcher of Center for the Study of Russian Regions, Institute of Sociology FCTAS RAS Moscow, Russia

References

  1. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / Отв. ред. В. И. Мукомель, К. С. Григорьева. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 400 с. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-407-9.2022.
  2. Андрейцо С. Ю. Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2018. № 1. С. 47–50. EDN: YUUENF.
  3. Бурда М. А. Политика России в сфере внешней трудовой миграции: проблемы управления // Управление. 2017. № 2. С. 5–8. doi: 10.12737/article_59537e447b96c2.84477889; EDN: YUNJPN.
  4. Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18—35 лет в России: результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 318—364. doi: 10.14515/monitoring.2019.2.15; EDN: IORPUE.
  5. Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов на местном уровне: результаты научно-практического проекта // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 110–117. EDN: YQRHGT.
  6. Волох В. А. Государственная политика и новые формы управления процессами международной трудовой миграции: возможности и риски // Politbook. 2019. № 1. С. 37–48.
  7. Волох В. А., Герасимова И. В. Управление миграционными процессами в Российской Федерации: анализ и перспективы // Управление. 2019. № 1. С. 5–12. doi: 10.26425/2309-3633-2019-1-5-12; EDN: OSTDRW.
  8. Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. Миграционная политика России: история и современность. М.: Экон-Информ, 2016. 192 с.
  9. Воронин Г. Л., Лакомова А. А. Роль государственных учреждений и некоммерческих организаций в социальной адаптации трудовых мигрантов (на примере Нижегородской области) // Философия хозяйства. 2020. № 6. С. 207–229. EDN: VHDPVO.
  10. Галас М. Л. Современные задачи политического регулирования внешних и внутренних миграционных процессов Российского государства // Вестник Финун-та. Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 63–71. EDN: YUDXYP.
  11. Григорьева К. С., Мукомель В. И. Задачи и реализация реформ миграционного законодательства: миграционный учёт, полномочия регионов, коррупционные риски, доходы бюджетов // Миграционное право. 2018. №2. С. 3–8. EDN: XQZAOL.
  12. Грипп Э. Х., Патрикеев В. Е. Направления совершенствования правового регулирования деятельности МВД России в миграционной сфере // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 68–70. doi: 10.24411/2073-3305-2021-2-68-70; EDN: OUSLFX.
  13. Зорин В. Ю., Бурда М. А. Формирование и институционализация государственной миграционной политики в современной России // PolitBook. 2020. № 1. С. 113–128.
  14. Исповедников Д. Ю. Экономические и социальные последствия запрета на трудоустройство иностранных рабочих (пример Центрального федерального округа) // Наука. Культура. Общество. 2023. № 1. С. 143–158. doi: 10.19181/nko.2023.29.1.11; EDN: JNMQTJ.
  15. Корчагина К. А., Пестов Р. А. Перспективы правового регулирования миграции в Российской Федерации // Юристъ–Правоведъ. 2019. № 2. С. 76–83. EDN: VXISYU.
  16. Лакомова А. А. Специфика социальной адаптации молодых трудовых мигрантов (на примере Нижегородской области) // III Всероссийский демографический форум с международным участием. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 243–246.
  17. Максименко А. А. Российские управленческие практики с позиции ценностно-рационального подхода. Фрагмент 1 // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 83–89. EDN: RDIWTF.
  18. Малахов В. С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. М.: Ф-д «Либеральная Миссия», 2015. 272 с.
  19. Международная миграция в Санкт-Петербурге: миграционная политика и общественное мнение / Под ред. О.И. Бородкиной, А. В. Соколова, А. В. Тавровского. СПб.: Скифия – принт, 2017. 330 с.
  20. Михайлова Н. В., Абдель Джалиль Н. А. Причины миграции в рамках стран СНГ и стратегия миграционной политики Российской Федерации на современном этапе // Вестник РУДН. Политология. 2017. № 3. С. 259–266. doi: 10.22363/231314382017193259266; EDN: ZHYYYF.
  21. Ситникова Е. Л. Основные направления регулирования миграционных процессов в Нижегородской области // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2011. № 1. С. 74–79. EDN: ONNIDN.
  22. Федорова И. В. Взаимодействие главного управления по вопросам миграции МВД России с институтами гражданского общества по вопросам миграционной политики // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 316–319. doi: 10.24411/2414-3995-2019-10184. EDN: WWYVYT.
  23. Ходусов А. А. Совершенствование миграционного законодательства как фактор оптимизации государственной миграционной политики Российской Федерации // Вестник ОмЮА. 2018. № 1. С. 80–85. doi: 10.19073/2306-1340-2018-15-1-80-85; EDN: YSHAJD.
  24. Шитова Н. Б. Миграционная политика РФ: развитие общегосударственных трендов в Нижегородской области // Регион в период модернизации: актуальные проблемы политической жизни. Н. Новгород: НИСОЦ, 2014. С. 58–61.
  25. Шорохова С. П., Суворова В. А., Волох В. А. Особенности реализации миграционной политики в Москве в до ковидный период // Вестник ИМЦ. 2022. № 2. С. 51–58. EDN: DEIBVU.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».