Transport behaviour of Russian residents: is it possible to overcome the “cult of the automobile"

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the question of what functional and symbolic components are embedded in the attitude towards owning a personal vehicle and what the factors are of Russians' commitment to owning a car. The key question of the study: is it currently possible to transition from the "cult of the automobile" in Russia to other forms of transport behaviour of Russian residents? The author's study is based on the foundations of actor-network theory and the theory of structural functionalism.
The author assumes that the attitude towards owning a car remains strong and believes that it consists of certain functional and semantic parameters. The author tries to determine the reasons for the rootedness of this attitude and discusses possible ways of its transformation. The results of several waves of the all-Russian omnibus telephone survey "SPUTNIK" VTsIOM (2018-2024) are used as an empirical basis for the study. The survey method is a telephone interview with a stratified random sample extracted from the full list of mobile phone numbers used in the territory of the Russian Federation. The study involved 1,600 Russians aged 18 years and older. The results obtained are based on the analysis of one-dimensional and two-dimensional distributions of features, as well as the calculation and interpretation of the correlation coefficients.
The author comes to the conclusion about the high level of motorisation in the Russian Federation, where the majority of the population has experience of driving and purchasing a personal car, and the number of households without a car is decreasing annually. The use of cars is becoming more intensive, and therefore it is becoming impossible for the majority of Russians to imagine their life without one. Socio-demographic characteristics of individuals only slightly affect their commitment to a car, and the true reasons for the impossibility of giving it up are hidden in the attitude towards car ownership, that consists of the functionality of the car and its semantic images. A car is an integral attribute of life for most citizens, giving them the opportunity to experience a variety of emotions and sensations, as well as maintain the desired level of well-being. The author comes to the conclusion that it is impossible to overcome the “cult of the automobile” in Russia at the current moment.

About the authors

Sofiya K. Makarevich

HSE University

Email: rexbringer12@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8435-2107
SPIN-code: 1309-6868
Graduate Student, Faculty of Social Sciences Moscow, Russia

References

  1. Бакаева Э. П. Визуализация идентичности: Символика этнической идентификации в контексте системы автомобильности (на примере Калмыкии) // Сибирские исторические исследования. 2020. № 4. С. 326–364. doi: 10.17223/2312461X/30/15; EDN: YORXIT.
  2. Веселкова Н. В., Вандышев М. Н. и др. Повседневная мобильность молодежи в небольших уральских городах // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 4. С. 78–113. EDN: WPUFWL.
  3. Волков В. Н. Автомобили, автомобили, буквально все заполонили // Культурное наследие России. 2015. № 4. С. 9–15. EDN: VJZAXB.
  4. Кононенко Р. В. Стилевые особенности автомобильного потребления: объективные и субъективные аспекты // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2010. № 1. С. 27–34. EDN: MTJLCL.
  5. Крупа Т. А. Региональные аспекты социокультурных проблем автомобилизации городской среды (на материалах Приморского края) // ИСОМ. 2016. № 3-2. С. 111–120. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-111-120; EDN: WHARMV.
  6. Медведев А. В., Медведев Р. А. Ограничение использования личного автотранспорта в пользу общественного: мнение россиян // Социология. 2022. № 4. С. 119–127. EDN: KSGWJF.
  7. Мулеев Е. Ю. «Транспортное поведение», «Подвижность» и «Мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2015. № 3. C. 8–28. doi: 10.19181/socjour.2015.21.3.2375; EDN: UKAKEP.
  8. Овруцкий А. В. Потребление как функция культуры // Известия Байкальского госун-та. 2011. № 5. C. 220–225. EDN: OIGINZ.
  9. Руденко Н. Конкурируя за будущее: проблематизация инновационной автомобильности в публичном дискурсе «Яндекс. Беспилотников» // Laboratorium. 2022. № 2. С. 73–102. doi: 10.25285/2078-1938-2022-14-2-73-101; EDN: PUHWZN.
  10. Савельева Е. О. Изменение транспортного поведения населения как способ достижения устойчивой мобильности в российских городах // Вестник ПермНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. 2021. Т. 41. № 1. С. 5–18. doi: 10.15593/2409-5125/2021.01.01; EDN: NHPBNB.
  11. Савельева Е. О. Факторы формирования транспортного поведения в крупнейших городах России // Градостроительство. 2018. Т. 57. № 5. С. 54–62. EDN: IIVGDL.
  12. Сорокина Н. В., Алипов Д. В. Средство передвижения и статусной мобильности: Машина в социокультурной перспективе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16. № 3. C. 210–215. EDN: RODCHV.
  13. Урри Д. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 576 c.
  14. Cairns S. et al. Sociological perspectives on travel and mobilities: A review // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2014. No. 63. P. 107–117.
  15. Carrabine E., Longhurst B. Consuming the Car: Anticipation, Use and Meaning in Contemporary Youth Culture // The Sociological Review. 2002. No. 50(2). P. 181–196. doi: 10.1111/1467-954X.00362.
  16. Clark W., Wang W. The Automobile, Immigrants, and Poverty: Implications for Immigrant Earnings and Job Access // Urban Geography. 2010. No. 31(4). P. 523–540. doi: 10.2747/0272-3638.31.4.523.
  17. Cohen M. J. The future of automobile society: a socio-technical transitions perspective // Technology Analysis & Strategic Management. 2012. No. 24(4). P. 377–390. doi: 10.1080/09537325.2012.663962.
  18. Dant T. The Driver-car // Theory, Culture & Society. 2004. No. 21(4-5). P. 61–79. doi: 10.1177/0263276404046061.
  19. Deka D. Transit Availability and Automobile Ownership // Journal of Planning Education and Research. 2002. No. 21(3). P. 285–300. doi: 10.1177/0739456X0202100306.
  20. Gunn S. People and the car: the expansion of automobility in urban Britain, c.1955–70 // Social History. 2013. No. 38(2). P. 220–237. doi: 10.1080/03071022.2013.790139.
  21. Joo J. The Impact of the Automobile and its Culture in the U.S. // International Area Studies Review. 2007. No. 10(1). P. 39–54. doi: 10.1177/223386590701000103.
  22. Kent J. Still Feeling the Car – The Role of Comfort in Sustaining Private Car Use // Mobilities. 2015. No. 10(5). P. 726–747. doi: 10.1080/17450101.2014.944400.
  23. Ong P. Car Ownership and Welfare-to-Work // Journal of Policy Analysis and Management. 2001. Vol. 21. P. 239–252. doi: 10.1002/pam.10025.
  24. Sheller M., Urry J. The City and the Car // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. No. 24(4). P. 737–757. doi: 10.1111/1468-2427.00276.
  25. Urry J. Inhabiting the Car // The Sociological Review. 2006. No. 54(1). P. 17–31. doi: 10.1111/j.1467-954X.2006.00635.x.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».