Высокопоставленные чиновники полномочных представительств Президента РФ в федеральных округах: каналы рекрутирования и карьера

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу основных каналов рекрутирования высокопоставленных чиновников полномочных представительств Президента РФ в федеральных округах. Эмпирической основой исследования служит биографическая база данных, которая включает сведения о 154 президентских бюрократах по состоянию на апрель 2023 г. Рекрутирование выходцев из различных социально-профессиональных групп в аппарат полпредств обнаруживает ряд тенденций, обусловленных взаимодействующими друг с другом толкающими (особенности позиции претендента и сопряженных с ней ресурсов и интересов) и вытягивающими (место в системе власти и функциональная специализация полпредств, специфика руководящих должностей в них, как элементы структуры возможностей, а также личные связи) факторами. Одной из важнейших тенденций является милитаризация: большинство чиновников полпредств имеют опыт работы в силовых структурах и даже провели в них основную часть своей предшествующей карьеры. Рекрутирование силовиков, являющихся, в плане карьеры, «идеально-типическими» федеральными чиновниками и профессионально социализированными в рамках жестких, централизованных иерархий, вероятно, укрепляет автономию полпредств от внешних по отношению к федеральной власти акторов и интересов, включая региональные администрации, которые эти органы призваны контролировать. В логику автономизации вписывается и тот факт, что одним из основных поставщиков (особенно непосредственных) ключевых чиновников полпредств является администрация Президента, прежде всего, аппарат самих представительств. Тем не менее, весомое меньшинство президентских чиновников имеет опыт работы в региональных администрациях (особенно среди заместителей и помощников полпредов), а также в бизнесе, как государственном, так и частном (особенно среди полпредов и их заместителей). Впрочем, позиции в этих структурах редко выступают прямым трамплином к ключевой должности в полпредствах. Наконец, роль законодательных органов, как канала рекрутирования президентских чиновников, незначительна. В целом, выводы автора согласуются с результатами предыдущих исследований, что свидетельствует об относительной устойчивости тенденций рекрутирования.

Об авторах

Денис Борисович Тев

Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

Email: denis_tev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5442-7585
SPIN-код: 6278-5841
ResearcherId: N-5461-2017
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Сектора социологии власти и гражданского общества Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Гимпельсон В. Е., Магун В. С. На службе государства российского: перспективы и ограничения карьеры молодых чиновников // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 5(73). С. 19–36. EDN: HTLRNR.
  2. Лебедев В. А. Становление и развитие института полномочного представителя президента Российской Федерации в федеральном округе // Вестник Ун-та им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 6. С. 88–96. doi: 10.17803/2311-5998.2018.46.6.088-096; EDN: XVBPXF.
  3. Меженина О. В., Полуэктова Н. Н. Полномочные представители президента в федеральных округах РФ: социально-профессиональные аспекты (2000–2014 гг.) // Известия Алтайского госун-та. 2014. № 4-2(84). С. 289–294. doi: 10.14258/izvasu(2014)4.2-43; EDN: RKCGQJ.
  4. Тев Д. Б. Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: каналы рекрутирования и карьера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 3. С. 153–187.doi: 10.31119/jssa.2020.23.3.7; EDN: LOLGQW.
  5. Федеральная реформа 2000–2003. Т. 1. Федеральные округа / Под ред. Н. Петрова. Сер. «Библиотека местного самоуправления». Вып. 48(1). М.: МОНФ, 2003. 512 с.
  6. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / Пер. с англ. В. Р. Рокитянского. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 579 с. EDN: QODDDF.
  7. Borchert J. Individual Ambition and Institutional Opportunity: A Conceptual Approach to Political Careers in Multi-level Systems // Regional & Federal Studies. 2011. Vol. 21(2). P. 117–140. doi: 10.1080/13597566.2011.529757.
  8. Burkhardt F. Institutionalising authoritarian presidencies: Polymorphous power and Russia’s Presidential Administration // Europe-Asia Studies. 2021. Vol. 73(3). P. 472–504.doi: 10.1080/09668136.2020.1749566.
  9. Burkhardt F., Libman A. The Tail Wagging the Dog? Top-down and Bottom-up Explanations for Bureaucratic Appointments in Authoritarian Regimes // Russian Politics. 2018. Vol. 3(3). P. 239–59. doi: 10.1163/2451-8921-00302005
  10. Chebankova E. A. The Limitations of Central Authority in the Regions and the Implications for the Evolution of Russia's Federal System // Europe-Asia Studies. 2005. Vol. 57(7). P. 933–949. doi: 10.1080/09668130500301329.
  11. Dreher A., Lamla M. J. et al. The Impact of Political Leaders’ Profession and Education on Reforms // Journal of Comparative Economics. 2009. Vol. 37(1). P. 169–193. doi: 10.1016/j.jce.2008.08.005.
  12. Harasymiw B. Mosca and Moscow: Elite Recruitment in the Soviet Union // Czudnowski M. M. (ed.) Does Who Governs Matter? Elite Circulation in Contemporary Societies. Chicago: North Illinois University Press, 1981. P. 265–292.
  13. Horowitz M., Stam A. Does Where You Stand Depend On If You Served? How Military Backgrounds Influence the Behavior of Leaders. Paper written for presentation at the American Political Science Association Annual Meeting. 2010. 35 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/228160133_Does_Where_You_ Stand_Depend_On_If_You_Served_How_Military_Backgrounds_Influence_The_ Behavior_Of_Leaders (дата обращения: 09.09.2022).
  14. Jochimsen B., Thomasius S. The perfect finance minister: whom to appoint as finance minister to balance the budget // European Journal of Political Economy. 2014. Vol. 34(C). P. 390–408. doi: 10.1016/j.ejpoleco.2013.11.002.
  15. Petrov N. Siloviki in Russian Regions: New Dogs, Old Tricks // The Journal of Power Institution in Post-Soviet Societies. 2005. Vol. 2. URL https://journals.openedition.org/pipss/331 (дата обращения: 17.06.2023). doi: 10.4000/pipss.331.
  16. Ross C. Putin’s federal reforms and the consolidation of federalism in Russia: one step forward, two steps back! // Communist and Post-Communist Studies. 2003. Vol. 36(1). P. 29–47. doi: 10.1016/S0967-067X(02)00057-0.
  17. Scharfenkamp K. It’s About Connections – How the Economic Network of the German Federal Government Affects the Top Earners’ Average Income Tax Rate // Jahrbücher für Nationalökonomie und Statistik. 2016. Vol. 236(4). P. 427–453.
  18. Semenova E. Russia: cabinet formation and careers in a super-presidential system // Dowding K., Dumont P. (eds) The Selection of Ministers around the World. L.; N. Y.: Routledge, 2015. P. 139–155. doi: 10.4324/9781315757865.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».