Involvement of modern parents in practices related to children

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

Using data from the 30th wave of the “The Russia Longitudinal Monitoring Survey - Higher School of Economics (RLMS-HSE)”, the involvement of modern parents in raising children is analysed. Involvement practices are presented in the form of a construct that includes: preparing lessons, attending parent-teacher meetings, reading, playing sports, visiting a doctor, spending vacations, creative activities, additional classes in school subjects, and studying information about care and education. The analysis is carried out taking into account three groups of indicators: family (number of children and the presence of other relatives in the family), individual indicators of parents (education, length of time spent at work) and individual indicators of children (gender, age). A fairly high level of parental involvement and significant differences in the indicators of mothers and fathers are shown - the involvement of fathers is rather complementary in nature. Physical activity with children is the only type of practice in which fathers participate almost equally with mothers. The nature of the transformation of practices as the child grows up is analysed.
It is noted that if the child’s younger age requires the involvement of at least two adults, then starting from school age, most practices are assigned to only one of them, while vacation is a practice in which parents most often participate jointly. The contribution of other relatives is assessed. It has been shown that the presence of grandparents in the household significantly reduces the workload of mothers. An increase in the number of children in a family has virtually no effect on the level of involvement in general, but it changes the structure of its practices, while the level of involvement of other relatives decreases. The greatest influence on involvement is exerted by the individual indicators of parents, especially education - a mother’s higher education increases the number of hours devoted to children; Most of parental time is spent preparing lessons with children, which in turn affects academic performance. It is noteworthy that the number of hours parents work is positively related to the level of involvement. The conclusion is made about the stability of maternal and vulnerability of paternal involvement.

Sobre autores

Zlata Dorofeeva

HSE University;Institute of Sociology of FCTAS RAS

Email: zdorofeeva@isras.ru
ORCID ID: 0000-0003-2099-624X
Código SPIN: 3984-7680
Researcher ID: T-9563-2018
Candidate of Sociological Sciencesy, Researcher of the Center for Longitudinal Studies at the Institute for Social Policy, HSE University, Moscow, Russia; Researcher at the Department of Research on the dynamics of Social Adaptation, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia Moscow, Russia

Polina Kozyreva

Institute of Sociology of FCTAS RAS;HSE University

Email: pkozyreva@isras.ru
ORCID ID: 0000-0002-3034-8521
Código SPIN: 7548-7264
Researcher ID: F-2538-2014
Doctor of Sociological Sciences, First Deputy Director of the Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia; Head of the Center for Longitudinal Studies at the Institute for Social Policy, HSE University, Moscow, Russia Moscow, Russia

Bibliografia

  1. Авдеева А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми //Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95–104. EDN: PGXURD.
  2. Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей // Вопросы образования. 2018. № 4. C. 230–260. doi: 10.17323/1814-9545-2018-4-230-260; EDN: YQDRUL.
  3. Борисова О. Н. Отцовская вовлеченность: индивидуальные и межстрановые различия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6(142). С. 263–286. doi: 10.14515/monitoring.2017.6.13; EDN: YLYOJW.
  4. Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29–45. EDN: JAOJTD.
  5. Дорофеева З. Е., Козырева П. М. Трансформация практик вовлеченности родителей в жизнь детей // Социологические исследования. 2023. № 8. С. 86–100. doi: 10.31857/S013216250027370-0; EDN: VBDNOL.
  6. Дорофеева З. Е. Распределение ролей в высокоресурсных многодетных семьях // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 3. С. 73–87. doi: 10.19181/snsp.2021.9.3.8434; EDN: WSJHCG.
  7. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.: Тускарора, 2001. 180 с.
  8. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. Вып. 1 (март). С. 168–190. doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190; EDN: VSARUX.
  9. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64–72. EDN: UAPJAJ.
  10. Михайлова Я. Я., Сивак Е. В. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8–25. doi: 10.17323/1814-9545-2018-2-8-25; EDN: XSHHED.
  11. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 3. C. 1–11. doi: 10.17759/psyedu.2015070301; EDN: UKSICV.
  12. Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в Российском обществе. 2013. № 2(67). С. 14–26. EDN: RAGHVN.
  13. Шевченко И. О. Отцы и отцовство в современной России: социологический анализ. М.: Тровант, 2019. 298 с.
  14. Doherty W. J., Kouneski E. F., Erickson M. F. Responsible Fathering: An Overview and Conceptual Framework // Journal of Marriage and the Family. 1998. Vol. 60. No. 2. P. 277–292. doi: 10.2307/353848.
  15. Eccles J., Harold R. Family Involvement in Children’s and Adolescents’ Schooling // Family-school Links: How Do They Affect Educational Outcomes? / Еd. by A. Booth, J. F. Dunn. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1996. P. 3–34. doi: 10.4324/9781315827407.
  16. Epstein J. School and Family Partnerships // Encyclopedia of Educational Research /Ed. by M. Alkin. N. Y.: MacMillan, 1992. P. 1139–1151.
  17. Hornby G., Blackwell I. Barriers to parental involvement in education: an update // Educational Review. 2018. Vol. 70. Nо. 1. P. 109–119. doi: 10.1080/00131911.2018.1388612.
  18. Park S., Holloway S. D. No Parent Left Behind: Predicting Parental Involvement in Adolescents’ Education Within a Sociodemographically Diverse Population // The Journal of Educational Research. 2013. Vol. 106(2). P. 105–119. doi: 10.1080/00220671.2012.667012.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML


Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».