Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На данных 30-й волны «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется вовлеченность современных родителей в воспитание детей. Практики вовлеченности представлены в виде конструкта, включающего: подготовку уроков, посещение родительских собраний, чтение, занятия спортом, посещение врача, проведение отпуска, творческие занятия, дополнительные занятия по школьным предметам и изучение информации об уходе и воспитании. Анализ проводится с учетом трех групп показателей: семейных (число детей и наличие других родственников в семье), индивидуальных показателей родителей (образование, длительность времени, затрачиваемого на работу) и индивидуальных показателей детей (пол, возраст). Показан достаточно высокий уровень вовлеченности родителей и значимые различия в показателях матерей и отцов – вовлеченность отцов носит скорее дополняющий характер. Физическая активность с детьми – единственный вид практик, в котором отцы участвуют практически наравне с матерями. Анализируется характер трансформации практик по мере взросления ребенка. Отмечается, что если младший возраст ребенка требует вовлеченности как минимум двух взрослых, то начиная со школьного возраста большинство практик закрепляется только за одним из них, при этом отпуск – это практика, в которой родители чаще всего участвуют совместно. Оценивается вклад других родственников. Показано, что наличие прародителей в домохозяйстве значимо снижает нагрузку матерей. Увеличение числа детей в семье практически не влияет на уровень вовлеченности в целом, но меняет структуру ее практик, при этом снижается уровень вовлеченности других родственников. Наибольшее влияние на вовлеченность оказывают индивидуальные показатели родителей, особенно образование – высшее образование матери повышает число часов, уделяемых детям; большая часть родительского времени связана с подготовкой уроков с детьми, что в свою очередь влияет на успеваемость. Примечателен факт, что число рабочих часов родителей положительно связано с уровнем вовлеченности. Делается вывод о стабильности материнской и уязвимости отцовской вовлеченности.

Об авторах

Злата Евгеньевна Дорофеева

НИУ ВШЭ; Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: zdorofeeva@isras.ru
ORCID iD: 0000-0003-2099-624X
SPIN-код: 3984-7680
ResearcherId: T-9563-2018
Кандидат социологических наук, научный сотрудник Отдела исследования динамики социальной адаптации, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; научный сотрудник Центра лонгитюдных обследований Института социальной политики, НИУ ВШЭ, Москва, Россия Москва, Россия

Полина Михайловна Козырева

Институт социологии ФНИСЦ РАН; НИУ ВШЭ

Email: pkozyreva@isras.ru
ORCID iD: 0000-0002-3034-8521
SPIN-код: 7548-7264
ResearcherId: F-2538-2014
Доктор социологических наук, первый заместитель директора Института социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия; заведующая Центром лонгитюдных обследований Института социальной политики, НИУ ВШЭ, Москва, Россия Москва, Россия

Список литературы

  1. Авдеева А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми //Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95–104. EDN: PGXURD.
  2. Антипкина И. В., Любицкая К. А., Нисская А. К. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей // Вопросы образования. 2018. № 4. C. 230–260. doi: 10.17323/1814-9545-2018-4-230-260; EDN: YQDRUL.
  3. Борисова О. Н. Отцовская вовлеченность: индивидуальные и межстрановые различия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6(142). С. 263–286. doi: 10.14515/monitoring.2017.6.13; EDN: YLYOJW.
  4. Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29–45. EDN: JAOJTD.
  5. Дорофеева З. Е., Козырева П. М. Трансформация практик вовлеченности родителей в жизнь детей // Социологические исследования. 2023. № 8. С. 86–100. doi: 10.31857/S013216250027370-0; EDN: VBDNOL.
  6. Дорофеева З. Е. Распределение ролей в высокоресурсных многодетных семьях // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 3. С. 73–87. doi: 10.19181/snsp.2021.9.3.8434; EDN: WSJHCG.
  7. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.: Тускарора, 2001. 180 с.
  8. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. Вып. 1 (март). С. 168–190. doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-168-190; EDN: VSARUX.
  9. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64–72. EDN: UAPJAJ.
  10. Михайлова Я. Я., Сивак Е. В. Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8–25. doi: 10.17323/1814-9545-2018-2-8-25; EDN: XSHHED.
  11. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 3. C. 1–11. doi: 10.17759/psyedu.2015070301; EDN: UKSICV.
  12. Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в Российском обществе. 2013. № 2(67). С. 14–26. EDN: RAGHVN.
  13. Шевченко И. О. Отцы и отцовство в современной России: социологический анализ. М.: Тровант, 2019. 298 с.
  14. Doherty W. J., Kouneski E. F., Erickson M. F. Responsible Fathering: An Overview and Conceptual Framework // Journal of Marriage and the Family. 1998. Vol. 60. No. 2. P. 277–292. doi: 10.2307/353848.
  15. Eccles J., Harold R. Family Involvement in Children’s and Adolescents’ Schooling // Family-school Links: How Do They Affect Educational Outcomes? / Еd. by A. Booth, J. F. Dunn. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1996. P. 3–34. doi: 10.4324/9781315827407.
  16. Epstein J. School and Family Partnerships // Encyclopedia of Educational Research /Ed. by M. Alkin. N. Y.: MacMillan, 1992. P. 1139–1151.
  17. Hornby G., Blackwell I. Barriers to parental involvement in education: an update // Educational Review. 2018. Vol. 70. Nо. 1. P. 109–119. doi: 10.1080/00131911.2018.1388612.
  18. Park S., Holloway S. D. No Parent Left Behind: Predicting Parental Involvement in Adolescents’ Education Within a Sociodemographically Diverse Population // The Journal of Educational Research. 2013. Vol. 106(2). P. 105–119. doi: 10.1080/00220671.2012.667012.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».