Сквозные цифровые технологии в образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена оценке потенциала внедрения сквозных цифровых технологий в образовательный процесс. Рассмотрено применение сквозных цифровых технологий в высшем профессиональном образовании, проанализированы тренды отечественных и зарубежных исследований. Введено и обосновано понятие «цифровой зрелости» как инструмента оценки степени владения цифровыми компетенциями. Выделены основные индикаторы оценки цифровой зрелости образовательной организации. Отмечена их недостаточность и предложены дополнительные индикаторы. Рассмотрен потенциал использования сквозных цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе, а также возможность применения технологий больших данных и искусственного интеллекта в образовании в целом: в частности, для выстраивания индивидуальной образовательной траектории личного развития обучающихся, выявления исследовательских компетенций или предрасположенности к лидерству. Представлена и описана модель формирования компетенций обучающегося.Статья представляет интерес для менеджмента образовательных организаций.

Об авторах

Александр Михайлович Збарский

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

Email: zbar_am@mail.ru
заместитель начальника департамента управления персоналом, кандидат экономических наук

Максим Алексеевич Гаранин

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: garanin@samgups.ru
ректор, кандидат технических наук, доктор экономических наук

Ольга Александровна Суляева

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: o.sulyaeva@samgups.ru
сотрудник

Список литературы

  1. 1. Такиуллин Т.Р. Влияние цифровизации на систему образования // Молодой ученый. – 2021. – № 47(389). – c. 5-8.
  2. 2. Баева Л.В., Храпов С.А., Ажмухамедов И. М., Григорьев А. В., Кузнецова В.Ю. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям // Ценности и смыслы. – 2020. – № 5(69). – c. 28-44. – doi: 10.24411/2071-6427-2020-10043.
  3. 3. Самигуллина Г.Р. Применение эффективных цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании // Современные технологии управления. – 2020. – № 3(93). – c. 4.
  4. 4. Углев В.А., Ковалева Т. М. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2014. – № 3. – c. 420-449.
  5. 5. Бадарч Дендев Информационные и коммуникационные технологии в образовании. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 c.
  6. 6. Erdos P., Renyi A. On the evolution of random graphs // Publication of Mathematics nstitute Hungary Academy of the Science. – 1960. – p. 17-61.
  7. 7. Глотова М.И. Анализ опыта цифровой трансформации отечественного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. – c. 23. – doi: 10.17513/spno.30503.
  8. 8. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В., Заславский И.М., Карлов И.А., Мерцалова Т.А., Сергоманов П.А., Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. / Монография. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 c.
  9. 9. Плотников Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 3. – c. 13-17.
  10. 10. Гладилина И.П., Ермакова И.Г. Цифровая трансформация образования: зарубежный и отечественный опыт // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 3. – c. 8-12.
  11. 11. Гуйдалаев М.Г., Швецов В.Н., Бережной Н.А. Использование сквозных цифровых технологий и инструментов в образовании // Педагогический вестник. – 2022. – № 22. – c. 36-38.
  12. 12. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 2(28). – c. 116-121. – doi: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113.
  13. 13. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 02.10.2022).
  14. 14. Приказ Минцифры России от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации»
  15. 15. Цифровая трансформация. Srogen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.srogen.ru/upload/files/documents/prikaz600_20122021 (дата обращения: 02.10.2022).
  16. 16. Гордеев М.А. Понятие цифровой зрелости в подготовке специалистов дополнительного профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 2(55). – c. 373-389. – doi: 10.25683/VOLBI.2021.55.224.
  17. 17. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.10.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Збарский А.М., Гаранин М.А., Суляева О.А., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».