The role of standardisation in higher education

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

The article discusses the development and implementation of standards in Russian higher education. The concepts of rationing and standard are defined. The necessity of their introduction into the educational environment is justified. The advantages and disadvantages of educational standards are formulated. The following methods were applied: system analysis, the method of analogies, problem approach and system modeling. The existing problems of rationing educational activities and promising areas for improving educational standards are formulated. Measures to stimulate the spread of progressive educational innovations in the field of standardization are proposed. The necessity of close interaction of all stakeholders, such as universities, academic staff, employers, students and government agencies, in the development and implementation of standards is substantiated. The problem of standardization of higher education as an important task that requires additional research is highlighted.

About the authors

Valentina Nikolaevna Lokhanova

State University of Management

Email: vnlo3024@mail.ru
к.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления по науке

Sergey Aleksandrovich Antonov

State University of Management

Email: sa_antonov@guu.ru
к.э.н., доцент кафедры теории и организации управления

References

  1. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. – 2020. – № 3. – c. 74-84. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-74-84.
  2. Блинова Т.Н., Федотов А.В., Коваленко А.А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. – 2021. – № 2. – c. 13-33. – doi: 10.15826/umpa.2021.02.012.
  3. Букалова Г.В. Концептуальные основания нормирования результата профессионального образования технического профиля. / Монография. - Орел: ФГБОУ «Госуниверситет – УНПК», 2014. – 420 c.
  4. Дергунова Т.А. Использование технологии портфолио в профессиональной подготовке студентов // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: Материалы 2-й Международной научно-методической конференции. Чебоксары, 2018. – c. 103-107.– doi: 10.31483/r-32644.
  5. Елина Е.А., Брюхова Е. Стандарт – инструмент руководителя для выстраивания системы управления // Стандарты и качество. – 2017. – № 9. – c. 44-47.
  6. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски // Высшее образование в России. – 2019. – № 6. – c. 9-27. – doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-6-9-27.
  7. Ельцов В.В. Условия формирования корпуса профессиональных инженеров в Российской Федерации // Инженерное образование. – 2020. – № 28. – c. 31-41.
  8. Загоскина И.В., Снигирева Е.А. Сравнительный анализ Федеральных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика // Экономика образования. – 2022. – № 1. – c. 14-23.
  9. Коробцов А.С. Качество инженерного образования: лозунги и реальность // Инженерное образование. – 2020. – № 27. – c. 27-36.
  10. Коротков Э.М. Управление качеством образования. / Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2020. – 320 c.
  11. Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации четверть века // Высшее образование в России. – 2018. – № 3. – c. 23-37.
  12. Куклин В.Ж., Гриншкун В.В., Шутикова М.И. Обеспечение модульности, адаптивности и гибкости образовательных программ в системе высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – № 1. – c. 60-67. – doi: 10.15826/umpa.2020.01.004.
  13. Луговской А.В. Стандарты качества и качество стандарта: к проблеме стандартизации российского высшего образования // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: Материалы 2-й Международной научно-методической конференции. Чебоксары, 2018. – c. 182-186.
  14. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 г. № ДЛ-2/05вн)
  15. Рудской А.И., БоровковА.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. – 2021. – № 4. – c. 78-85. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85.
  16. Рыжиков С.Н. Стратегическое управление качеством профессионального образования // Стандартизация и сертификация: опыт стран Европейского союза и перспективы сотрудничества для России: Материалы Международной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2018. – c. 173-180.
  17. Савченко А.В., Антонов С.А. Обзор задач разработки методологии научно-цифрового творчества студентов // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2020. – № 1(31). – c. 39-48.
  18. Севостьянов Д.А. Образовательные стандарты и кризис образования // Высшее образование в России. – 2018. – № 4. – c. 57-65.
  19. Тихонова Н.В. Использование цифрового портфолио при оценке профессиональных компетенций будущих учителей // Высшее образование в России. – 2021. – № 10. – c. 87-98. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-87-98.
  20. Шаронин Ю.В. Стандартизация образования: проблемное поле модернизации российского профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – c. 469.
  21. Шехонин А.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В., Гаврилина О.А. Подготовка конкурентоспособных выпускников международного уровня на основе образовательного стандарта университета ИТМО // Высшее образование в России. – 2019. – № 5. – c. 9-17. – doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-9-17.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Lokhanova V.N., Antonov S.A.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».