Как фильмы про искусственный интеллект влияют на отношение жителей мегаполисов к технологиям умного города

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья исследует историческое развитие искусственного интеллекта (ИИ) от первых технических разработок до современных нейронных сетей, анализируя его отражение в культуре и кинематографе. Рассматривается эволюция общественного восприятия ИИ через призму художественных произведений, начиная с мифологических сюжетов и заканчивая современными кинолентами. На основе анализа 58 популярных фильмов выявлены четыре базовых представления об ИИ в сознании жителей мегаполисов: антропоморфные роботы (36,2%), разумные системы (29,3%), технологически улучшенные люди (24,1%) и анимационные образы (10,3%). Особое внимание уделяется роли кинематографа в формировании общественного мнения об интеллектуальных технологиях и их влиянию на развитие цифрового общества. Исследование демонстрирует взаимосвязь между культурным восприятием ИИ и реальным технологическим прогрессом.

Об авторах

Артур Владимирович Гараганов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: arturcompany21@gmail.com

старший научный сотрудник, Центр «Локомотивы Роста», департамент социологии

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.
  2. Хоскинг Дж. Доверие: история / пер. с англ. П.С. Бавина и др. М.: Политическая энциклопедия, 2016. 294 с.
  3. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни / пер. с англ. А. Толмачева. М.: Группа Компаний РИПОЛ классик, 2019. 406 с.
  4. Онипко А.А. Образовательные потребности и траектории современной молодежи // Дискуссия. 2013. № 2 (32). С. 64–67. EDN: OHWJUM.
  5. Литовчин Ю.М. Ведущие парадигмы исследования режиссуры телевизионной рекламы // Наука телевидения. 2016. Т. 12. № 3. С. 64–80. EDN: XINBDL.
  6. Павлов А.В. Образы современности в XXI веке: пост-постмодернизм // Личность. Культура. Общество. 2019. Т. 21. № 1–2 (101–102). С. 53–62. doi: 10.30936/1606-951X-2019-21-1/2-53-62. EDN: TVTYJN.
  7. Гараганов А.В. Практика управления социальной ролью в умном городе на примере маркетплейсов // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 4. С. 177–185. doi: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-177-185. EDN: PFLPTK.
  8. Гараганов А.В. Кинематограф как зеркало урбанизации: социально-психологический анализ репрезентации умных городов в современном кино // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 5. С. 284–290. doi: 10.33693/2541-8025-2024-20-5-284-290. EDN: WARVDK.
  9. Гараганов А.В. Методика «инсталляция роли» в качестве психолого-педагогического инструмента развития профессионального мастерства актеров кино // Вестник ГГУ. 2024. № 4. С. 140–155. EDN: GQKJBJ.
  10. Павлов А.В. Расскажите вашим детям: Сто двадцать три опыта о культовом кинематографе. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 584 с.
  11. Бахтеев Д.В. Искусственный интеллект: этико-правовые основы: монография. М.: Проспект, 2023. 176 с.
  12. Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 128.
  13. Пол К. Цифровое искусство. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 272 с.
  14. Фэн Ш. Заменит ли нас искусственный интеллект? М.: Ад Маргинем Пресс, ABC design, 2019. 144 с.
  15. Ловинк Г. Критическая теория интернета. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. 304 с.
  16. Брюхоненко С.С., Чечулин С.И. Опыты по изолированию головы собаки (с демонстрацией прибора) // Труды II Всесоюзного съезда физиологов. Л., 1926. С. 289–290.
  17. Вершинина И.А. Культурное наследие в городском пространстве // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: матер. Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербург, 16–18 ноября 2023 г.). Санкт-Петербург: Сциентиа, 2023. С. 1070–1073. EDN: DDBFUQ.
  18. Осава Х., Хасе С., Миямото Д. и др. Влияние научной фантастики на представления о будущем искусственного интеллекта // Технологос. 2020. № 2. С. 42–52. doi: 10.15593/perm.kipf/2020.2.04. EDN: IHBMCR.
  19. Верещагина Н.В. Роботы, искусственный интеллект, восстание машин: мифология НТР и научная фантастика // Технологос. 2016. № 3.
  20. Дегтяренко К.А., Пчелкина Д.С., Шпак А.А., Пименова Н.Н. Образ искусственного интеллекта в кинематографе: трансформации в период 1980–2010-х годов // Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023. № 8.
  21. Мартыненко Т.С. Кино как предмет социологического анализа: особенности современного кинематографа // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2023. № 2.
  22. Гараганов А.В. Инновационный подход в социальном управлении кинопроизводством: метод «инсталляции роли» // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 5. С. 173–178. doi: 10.33693/2223-0092-2024-14-5-173-178. EDN: SJJOIO

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юр-ВАК, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».