Трудовые ценности в восприятии поколения миллениалов в условиях цифровизации
- Авторы: Дадаева Т.М.1, Юдин П.В.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
- Выпуск: Том 14, № 4 (2024)
- Страницы: 145-154
- Раздел: Социальная структура, социальные институты и процессы
- URL: https://journal-vniispk.ru/2223-0092/article/view/279815
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2024-14-4-145-154
- EDN: https://elibrary.ru/OYWGKC
- ID: 279815
Цитировать
Аннотация
Цель статьи – исследовать восприятие трудовых ценностей как маркера идентичности поколением миллениалов в контексте глобальной цифровизации общества. Поколение миллениалов, выступая значительной частью экономически активного населения страны, демонстрирует свое понимание достойного труда, выражающееся в трудовых предпочтениях и ценностных ориентаций, что, в свою очередь, служит для определения идентичности данной возрастной группы. Цифровизация внесла свой вклад в развитие и диверсификацию сектора занятости, предложив альтернативные формы, что во многом изменило понимание достойного труда. На основе данных социологического исследования, формализованных интервью среди представителей поколения миллениалов (n = 300) выявлены ключевые составляющие трудовых ценностей и их влияние на профессиональную активность представителей изучаемого поколения. Установлено, что для миллениалов наибольшую ценность при выборе места работы имеет возможность карьерного роста и признание профессиональных качеств, а также хороший микроклимат в коллективе, на третьей позиции – уровень заработной платы. Выявлено, что в качестве трудовых преимуществ у миллениалов выступают возможность удаленной работы, предоставление полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) и бесплатного питания. Игреки демонстрируют высокую адаптивность к меняющимся условиям трудового рынка и открытость к инновациям в организации трудового процесса, что проявилось в предпочтении удаленных форм занятости, возможности для переобучения и развития. Следовательно, можно говорить о балансе между внешними и внутренними трудовыми ориентациями для данного поколения. В перспективе можно исследовать в сравнительном аспекте отношение к труду миллениалов и центиниаллов. Результаты статьи представляют интерес для специализирующихся в области социологии труда и социологии молодежи. Данные социологического исследования могут быть использованы в практической организации трудовой деятельности по оптимизации управления персоналом и формирования корпоративной культуры, отвечающей запросам нового поколения работников.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Михайловна Дадаева
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
Email: dadaeva13@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9749-9244
SPIN-код: 5495-5343
Scopus Author ID: 8591653500
ResearcherId: AAN-4148-2021
доктор социологических наук, доцент; профессор, кафедра социологии и социальной работы
Россия, г. СаранскПавел Валерьевич Юдин
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: pavlik-yudin@mail.ru
аспирант, кафедра социологии и социальной работы
Россия, г. СаранскСписок литературы
- Андрианова Е.В., Тарасова А.Н., Печеркина И.Ф. Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 324–343. doi: 10.14515/monitoring.2018.3.17.
- Аранжин В.В., Нехода Е.В. Влияние трудовых ценностей различных поколений работников на выбор форм и видов занятости: результаты эмпирического анализа // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 2. С. 249–270. doi: 10.18334/et.9.2.114078.
- Григорьев Г.М., Левадняя М.О. Особенности мотивации деятельности сотрудников-миллениалов. Ч. 2 // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7 (109). С. 128–132.
- Карпова Е.Г., Сонов И.В. Миллениалы на рынке труда: социологическая репрезентация представителей поколения Y // Труд и социальные отношения. 2021. Т. 32. № 3. С. 113–123. doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-3-113-123.
- Корешева Е.В., Бирюкова Л.В., Филиппова К.В. Трудовые ценности молодежи: поколенческий аспект (на материалах исследования в Хабаровском крае) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 4. С. 44–49. doi: 10.23672/c9902-5984-8303-q.
- Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 7–14.
- Магун В.С. Трудовые ценности российского населения // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 17–28.
- Мангейм К. Проблема поколений // Очерки социологии знания. Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции / пер. с англ. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 8–63.
- Поплавская А.А. Факторы формирования внутренних и внешних трудовых ценностей студентов российских вузов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 181–206. doi: 10.14515/monitoring.2022.2.2071.
- Попов Н.П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 309–323. doi: 10.14515/monitoring.2018.4.15.
- Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. 2-е изд. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020 (2019). 224 с.
- Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33. doi: 10.7868/S0132162518030029.
- Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. Ч. 1 // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 3. С. 30–63. doi: 10.19181/socjour.2020.26.3.7395.
- Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. № 1. С. 57–63. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63.
- Рожкова Л.В., Влазнева С.А., Сальникова О.В., Дубина А.Ш. Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности // Социодинамика 2019. № 1. С. 70–80. doi: 10.25136/2409-7144.2019.1.28758.
- Стребков Д.О., Шевчук А.В. Трудовые ценности самостоятельной и организационной занятости // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 81–93.
- Твендж Дж.М. Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / пер. с англ. Е. Деревянко. М.: Эксмо. 2018. 336 с.
- Твендж Дж.М., Кэмпбелл С.М., Брайан Дж. и др. Поколенческие различия в трудовых ценностях: досуг и внешние ценности растут, социальные и внутренние ценности уменьшаются // Журнал менеджмента. 2010. № 10. С. 1117–1142.
- Филиппова К.В. Трансформации системы трудовых ценностей российского общества в контексте теории поколений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 66–72. doi: 10.23672/SAE.2023.74.42.038.
- Aroldi P., Fortunati L., Gebhardt J., Vincent J. Generational belonging between media audiences and ICT users // Broadband Society and Generational Changes. 2011 No. 5. Pp. 28–31.
- Becton J., Walker H., Jones-Farmer L.A. Generational differences in workplace behavior // Journal of Applied Social Psychology. 2014. Vol. 44. Is. 3. Pp. 175–189. doi: 10.1111/jasp.12208.
- Chow A., Galambos N.L., Krahn H.J. Work values during the transition to adulthood and mid life satisfaction: Cascading effects across 25 years // International Journal of Behavioral Development. 2017. No. 1. Pp. 105–114.
- Corsten M. The time of generations // Time & Society. 1999. No. 2. Pp. 249–272.
- Hitlin S., Piliavin J. Values: Reviving a dormant concept // Annual Review of Sociology. 2004. No. 1. Pp. 316–317.
- Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York: William Morrow&Company, 1991. 116 p.
- Howe N., Strauss W. The forth turning: What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. New York: Broadway Books. 1997. ISBN: 978-0-7679-0046-1.
- Johnson M.K., Monserud M.A. Work value development from adolescence to adulthood. Advances in life course research // American Psychologist. 2012. No. 2. Pp. 42–46.
- Reeves T.C., Oh E. Generational differences // Handbook of research on educational communications and technology. J.M. Spector, M.D. Merrill, J. Merriënboer van, M.P. Driscoll (eds.). New York: Routledge, 2007. Pp. 295–303.
- Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. No. 1. Pp. 68–78.
- Berkup S.B. Working with Generations X and Y in Generation Z period: management of different generations in business life // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. No. 5. Pp. 218–229. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n19p218.
Дополнительные файлы
