Трудовые ценности в восприятии поколения миллениалов в условиях цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель статьи – исследовать восприятие трудовых ценностей как маркера идентичности поколением миллениалов в контексте глобальной цифровизации общества. Поколение миллениалов, выступая значительной частью экономически активного населения страны, демонстрирует свое понимание достойного труда, выражающееся в трудовых предпочтениях и ценностных ориентаций, что, в свою очередь, служит для определения идентичности данной возрастной группы. Цифровизация внесла свой вклад в развитие и диверсификацию сектора занятости, предложив альтернативные формы, что во многом изменило понимание достойного труда. На основе данных социологического исследования, формализованных интервью среди представителей поколения миллениалов (n = 300) выявлены ключевые составляющие трудовых ценностей и их влияние на профессиональную активность представителей изучаемого поколения. Установлено, что для миллениалов наибольшую ценность при выборе места работы имеет возможность карьерного роста и признание профессиональных качеств, а также хороший микроклимат в коллективе, на третьей позиции – уровень заработной платы. Выявлено, что в качестве трудовых преимуществ у миллениалов выступают возможность удаленной работы, предоставление полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) и бесплатного питания. Игреки демонстрируют высокую адаптивность к меняющимся условиям трудового рынка и открытость к инновациям в организации трудового процесса, что проявилось в предпочтении удаленных форм занятости, возможности для переобучения и развития. Следовательно, можно говорить о балансе между внешними и внутренними трудовыми ориентациями для данного поколения. В перспективе можно исследовать в сравнительном аспекте отношение к труду миллениалов и центиниаллов. Результаты статьи представляют интерес для специализирующихся в области социологии труда и социологии молодежи. Данные социологического исследования могут быть использованы в практической организации трудовой деятельности по оптимизации управления персоналом и формирования корпоративной культуры, отвечающей запросам нового поколения работников.

Об авторах

Татьяна Михайловна Дадаева

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Email: dadaeva13@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9749-9244
SPIN-код: 5495-5343
Scopus Author ID: 8591653500
ResearcherId: AAN-4148-2021

доктор социологических наук, доцент; профессор, кафедра социологии и социальной работы

Россия, г. Саранск

Павел Валерьевич Юдин

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: pavlik-yudin@mail.ru

аспирант, кафедра социологии и социальной работы

Россия, г. Саранск

Список литературы

  1. Андрианова Е.В., Тарасова А.Н., Печеркина И.Ф. Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 324–343. doi: 10.14515/monitoring.2018.3.17.
  2. Аранжин В.В., Нехода Е.В. Влияние трудовых ценностей различных поколений работников на выбор форм и видов занятости: результаты эмпирического анализа // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 2. С. 249–270. doi: 10.18334/et.9.2.114078.
  3. Григорьев Г.М., Левадняя М.О. Особенности мотивации деятельности сотрудников-миллениалов. Ч. 2 // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7 (109). С. 128–132.
  4. Карпова Е.Г., Сонов И.В. Миллениалы на рынке труда: социологическая репрезентация представителей поколения Y // Труд и социальные отношения. 2021. Т. 32. № 3. С. 113–123. doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-3-113-123.
  5. Корешева Е.В., Бирюкова Л.В., Филиппова К.В. Трудовые ценности молодежи: поколенческий аспект (на материалах исследования в Хабаровском крае) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 4. С. 44–49. doi: 10.23672/c9902-5984-8303-q.
  6. Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5. С. 7–14.
  7. Магун В.С. Трудовые ценности российского населения // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 17–28.
  8. Мангейм К. Проблема поколений // Очерки социологии знания. Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции / пер. с англ. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 8–63.
  9. Поплавская А.А. Факторы формирования внутренних и внешних трудовых ценностей студентов российских вузов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 181–206. doi: 10.14515/monitoring.2022.2.2071.
  10. Попов Н.П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 309–323. doi: 10.14515/monitoring.2018.4.15.
  11. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. 2-е изд. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020 (2019). 224 с.
  12. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33. doi: 10.7868/S0132162518030029.
  13. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. Ч. 1 // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 3. С. 30–63. doi: 10.19181/socjour.2020.26.3.7395.
  14. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. № 1. С. 57–63. doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63.
  15. Рожкова Л.В., Влазнева С.А., Сальникова О.В., Дубина А.Ш. Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности // Социодинамика 2019. № 1. С. 70–80. doi: 10.25136/2409-7144.2019.1.28758.
  16. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Трудовые ценности самостоятельной и организационной занятости // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 81–93.
  17. Твендж Дж.М. Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / пер. с англ. Е. Деревянко. М.: Эксмо. 2018. 336 с.
  18. Твендж Дж.М., Кэмпбелл С.М., Брайан Дж. и др. Поколенческие различия в трудовых ценностях: досуг и внешние ценности растут, социальные и внутренние ценности уменьшаются // Журнал менеджмента. 2010. № 10. С. 1117–1142.
  19. Филиппова К.В. Трансформации системы трудовых ценностей российского общества в контексте теории поколений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С. 66–72. doi: 10.23672/SAE.2023.74.42.038.
  20. Aroldi P., Fortunati L., Gebhardt J., Vincent J. Generational belonging between media audiences and ICT users // Broadband Society and Generational Changes. 2011 No. 5. Pp. 28–31.
  21. Becton J., Walker H., Jones-Farmer L.A. Generational differences in workplace behavior // Journal of Applied Social Psychology. 2014. Vol. 44. Is. 3. Pp. 175–189. doi: 10.1111/jasp.12208.
  22. Chow A., Galambos N.L., Krahn H.J. Work values during the transition to adulthood and mid life satisfaction: Cascading effects across 25 years // International Journal of Behavioral Development. 2017. No. 1. Pp. 105–114.
  23. Corsten M. The time of generations // Time & Society. 1999. No. 2. Pp. 249–272.
  24. Hitlin S., Piliavin J. Values: Reviving a dormant concept // Annual Review of Sociology. 2004. No. 1. Pp. 316–317.
  25. Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 2069. New York: William Morrow&Company, 1991. 116 p.
  26. Howe N., Strauss W. The forth turning: What the cycles of history tell us about America’s next rendezvous with destiny. New York: Broadway Books. 1997. ISBN: 978-0-7679-0046-1.
  27. Johnson M.K., Monserud M.A. Work value development from adolescence to adulthood. Advances in life course research // American Psychologist. 2012. No. 2. Pp. 42–46.
  28. Reeves T.C., Oh E. Generational differences // Handbook of research on educational communications and technology. J.M. Spector, M.D. Merrill, J. Merriënboer van, M.P. Driscoll (eds.). New York: Routledge, 2007. Pp. 295–303.
  29. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. No. 1. Pp. 68–78.
  30. Berkup S.B. Working with Generations X and Y in Generation Z period: management of different generations in business life // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. No. 5. Pp. 218–229. doi: 10.5901/mjss.2014.v5n19p218.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение ответов по значимости факторов при выборе работы для миллениалов: 1 – уровень заработной платы; 2 – карьерный рост, признание профессиональных качеств; 3 – график работы; 4 – хороший коллектив; 5 – другое

Скачать (54KB)
3. Рис. 2. Распределение ответов по значимости факторов при выборе работы в разрезе образования: 1 – уровень заработной платы; 2 – карьерный рост, признание профессиональных качеств; 3 – график работы; 4 – хороший коллектив; 5 – другое

Скачать (93KB)

© Юр-ВАК, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».