Нагруженность и износ автосцепок в пассажирском вагоне локомотивной тяги
- Авторы: Белянкин А.В.1, Балакин В.В.2, Мешков В.К.3, Федоров М.А.4
-
Учреждения:
- Тихвинский испытательный центр железнодорожной техники (ТИЦ ЖТ)
- Производственное объединение «Бежицкая сталь»
- Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ)
- Федеральная пассажирская компания (ФПК)
- Выпуск: Том 83, № 2 (2024)
- Страницы: 101-110
- Раздел: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2223-9731/article/view/288307
- EDN: https://elibrary.ru/oncqqm
- ID: 288307
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. При применении автосцепки СА-3 в пассажирских вагонах локомотивной тяги ввиду ряда конструктивных особенностей подвижного состава и условий эксплуатации наблюдается повышенный износ трущихся поверхностей автосцепки, что требует проведения мероприятий по их упрочнению. Для грузовых вагонов вопрос нагруженности автосцепок хорошо изучен и представлен в научно-технической и нормативной документации. Для случая применения автосцепки СА-3 в пассажирском вагоне локомотивной тяги, по мнению авторов, недостаточно экспериментальных данных по продольным усилиям и относительным перемещениям автосцепок при эксплуатационных режимах. Отсутствие подобных исследований не позволяло изготовителям автосцепки СА-3, предназначенной для использования в пассажирском подвижном составе, обоснованно внедрять технологические процессы по упрочнению контактных поверхностей. Основной целью исследования являлось получение надежных экспериментальных данных по относительным перемещениям автосцепок при движении в составе пассажирского поезда, а также действующим продольным силам.
Материалы и методы. Основным методом проводимого исследования являлся метод непосредственных измерений относительных перемещений с использованием контактных датчиков перемещений. Для определения продольных сил применялись тензорезисторы, установленные на корпусе автосцепки. Предварительно до проведения опытной поездки осуществлялось определение масштаба измерительных схем растягивающими и сжимающими силами с использованием стендового оборудования испытательной лаборатории Тихвинского испытательного центра железнодорожной техники.
Результаты. Получены статистически достоверные данные по величинам продольных сил и перемещений автосцепок при движении вагона в составе пассажирского поезда локомотивной тяги.
Обсуждение и заключение. Определены продольные силы и перемещения автосцепки СА-3 при ее использовании в пассажирском вагоне локомотивной тяги. Полученные данные предназначены для последующего использования при проведении стендовых ресурсных испытаний автосцепки.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Владимирович Белянкин
Тихвинский испытательный центр железнодорожной техники (ТИЦ ЖТ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: abelyankin@railtest.ru
ORCID iD: 0009-0005-8798-9935
руководитель испытательной лаборатории
Россия, ТихвинВадим Владимирович Балакин
Производственное объединение «Бежицкая сталь»
Email: abelyankin@railtest.ru
ORCID iD: 0009-0000-9130-5659
технический директор
Россия, БрянскВладимир Константинович Мешков
Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ)
Email: abelyankin@railtest.ru
ORCID iD: 0009-0008-7500-7545
SPIN-код: 7627-4298
главный сварщик
Россия, ТверьМаксим Александрович Федоров
Федеральная пассажирская компания (ФПК)
Email: abelyankin@railtest.ru
ORCID iD: 0009-0001-7278-9800
главный эксперт
Россия, МоскваСписок литературы
- Анисимов П. С. Испытания вагонов: монография. М.: Маршрут, 2004. 197 с. Anisimov P. S. Car testing. Moscow: Marshrut Publ.; 2004. 197 p. (In Russ.).
- Влияние конструкции межвагонных связей пассажирских вагонов на их динамические характеристики / Е. С. Чечулин [и др.] // Вестник Брянского государственного технического университета. 2014. № 4. С. 28-31. https://doi.org/10.12737/23109. Chechulin E. S., Antipin D. Ya., Kobishchanov V. V., Rasin D. Yu. Influence of design of inter-car articulations of passenger cars on their dynamics. Bulletin of Bryansk State Technical University. 2014;(4):28-31. (In Russ.). https://doi.org/10.12737/23109.
- Определение нагруженности сцепных устройств электропоездов / В. И. Беляев [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2022. Т. 81, № 4. С. 297-305. https://doi.org/10.21780/2223-9731- 2022-81-4-297-305. Belyaev V. I., Gorskiy D. V., Stupin D. A., Konyshkov A. N. Evaluation of prevailing draft loads in the couplings of the electric trains. Russian Railway Science Journal. 2022;81(4):297-305. (In Russ.). https://doi. org/10.21780/2223-9731-2022-81-4-297-305.
- Численное моделирование динамики сцепления автосцепок / Д. В. Шевченко [и др.] // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019. Т. 78, № 3. С. 155-161. https://doi.org/10.21780/2223-9731- 2019-78-3-155-161. Shevchenko D. V., Kudryavtsev M. A., Orlova A. M., Ponoma- rev S. A., Sokolov A. M., Savushkina Yu. V. Numerical modeling of the dynamics of the clutch couplers. Russian Railway Science Journal. 2019;78(3):155-161. (In Russ.). https://doi.org/10.21780/2223-9731- 2019-78-3-155-161.
- Костина H. A. Уточнение характеристик нагруженности вагона продольными силами через автосцепку // Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 1981. № 4. С. 36-39. Kostina N. A. Clarification of the characteristics of the loading of a car by longitudinal forces through an automatic coupler. Russian Railway Science Journal. 1981;(4):36-39. (In Russ.).
- Цветков В. Д. Надежность автосцепок с трещинами для случая внезапных хрупких разрушений: дис. ... канд. техн. наук: 05.05.01. Брянск, 1982. 185 с. Tsvetkov V. D. Reliability of automatic couplers with cracks for the case of sudden brittle fractures: Cand. Sci. (Eng.) thesis: 05.05.01. Bryansk; 1982. 185 p. (In Russ.).
- Татаринцев В. А. Обоснование уровня прочности надежности литых деталей грузовых вагонов и его обеспечение за счет механических свойств материала: дис. ... канд. техн. наук: 05.05.01. Брянск, 1984. 234 с. Tatarintsev V. A. Justification of the level of strength and reliability of cast parts of freight cars and its provision due to the mechanical properties of the material: Cand. Sci. (Eng.) thesis: 05.05.01. Bryansk; 1984. 234 p. (In Russ.).
- Серенсен С. В., Когаев В. П., Шнейдерович Р. М. Несущая способность и расчет деталей машин на прочность. М.: Машиностроение, 1975. 488 c. Serensen S. V., Kogayev V. P., Shneyderovich R. M. Bearing capacity and strength calculation of machine parts. Moscow: Mashinostroyeniye Publ.; 1975. 488 p. (In Russ.).
- Беляев В. И., Ступин Д. А. Сцепные и автосцепные устройства железнодорожного подвижного состава. М.: Трансинфо, 2012. 414 с. Belyaev V. I., Stupin D. A. Couplers and automatic couplers of railway rolling stock. Moscow: Transinfo Publ.; 2012. 414 p. (In Russ.).
- Гребенюк П. Т. Продольная динамика поезда. М. : Интекст, 2003. 96 с. (Труды Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта). Grebenyuk P. Т. Longitudinal train dynamics. Moscow: Intext Publ.; 2003. 96 p. (Proceedings of the Railway Research Institute). (In Russ.).
Дополнительные файлы
