Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития

ISSN (print): 2304-9790, ISSN (online): 2541-9013

Учредитель: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Главный редактор: Шамионов Раиль Мунирович, д-р психол. наук, профессор

Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый

Входит в: Перечень ВАК, РИНЦ

Журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития» — научное периодическое издание.

ISSN 2304-9790 (print)

ISSN 2541-9013 (online)

Электронная версия издания находится в открытом доступе

Учредителем и издателем является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» (Саратовский университет).

Основной целью журнала является освещение результатов современных научных исследований, реализуемых научным сообществом по перспективным направлениям научно-исследовательской деятельности в междисциплинарной области акмеологии образования и психологии развития, и содействие развитию образования и науки.

В задачи журнала входит:

• участие в интеграции профессионального опыта и научно-исследовательских достижений в области психологической и педагогической науки и практике;

• консолидация научно-профессионального сообщества в решении задач изучения и развития субъектов образовательной среды, психолого-педагогического образования, социализации и самоопределения личности;

• участие в формировании информационной среды, отражающей динамичную картину жизни профессионального психолого-педагогического сообщества.

К публикации принимаются оригинальные научные работы; научные обзоры, соответствующих тематике журнала; актуальная информация о профильных конференциях и других научных мероприятиях, проводимых на базе Саратовского университета; информация о профильных внешних конференциях; статьи о ведущих ученых в области акмеологии образования и психологии развития, научные рецензии.

Статьи должны быть оформлены в соответствии с правилами журнала. Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующие тематике журнала, с целью их экспертной оценки, на основании которой редколлегия принимает решение о возможности их публикации в журнале. Все статьи журнала публикуются на условиях лицензии Creative Commons.

Журнал адресован научным работникам, преподавателям вузов, аспирантам, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами акмеологии образования и психологии развития. Плата за публикацию рукописей не взимается.

Подписной индекс издания 84823. Подписку на печатные издания можно оформить в Интернет-каталоге  ГК «Урал-Пресс». Цена свободная.

Все статьи журнала публикуются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Языки  публикаций: русский и английский.

Текущий выпуск

Том 12, № 4 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского: диахронический аспект
Фирсова Т.Г., Шамионов Р.М., Александрова Е.А., Селиванова Ю.В.
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью обобщения магистральных тенденций научных исследований, сложившихся ранее, с межпоколенческой трансляцией и развитием современных научных школ факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н.  Г. Чернышевского, которому в ноябре 2023 года исполняется 45 лет. Цель: обобщение опыта становления и развития научных школ факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в диахроническом аспекте. Методы (инструменты): ретроспективный и сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников. Результаты. Современная психологическая школа представлена через призму научных интересов профессора И. В. Страхова, педагогическая – академика Н. Ф. Познанского, дефектологическая – основоположника российской тифлопедагогики А. А. Крогиуса. В ретроспективном и перспективном аспектах проанализированы работы В. И. Балаевой, К. Ф. Седова, Г. К. Париновой, Е. А. Александровой, Р. М. Шамионова, М. В. Григорьевой, Ю. В. Селивановой и методистов факультета. Впервые предпринята попытка обозначить истоки формирования методической школы факультета. В контексте существовавшей серии «Пединститут школе» представлен опыт участия преподавателей факультета разных лет в создании федеральных и региональных учебников для школы и рабочих тетрадей для учеников. Систематизирован круг современных научно-методических интересов преподавателей факультета – грантовые проекты, инициативные кафедральные темы НИР, повестка диссертационных советов. Выстроен научно-исследовательский кластер факультета: обозначены имеющиеся лаборатории, центры, оборудование для сбора эмпирических данных. Заключение. Обобщен опыт становления и развития научно-методических школ факультета. Выявлены традиционные темы исследований, характерные для всех этапов диахронического развития и трансформировавшиеся и / или вновь возникшие под воздействием общественного запроса современного мира и актуальной социокультурной ситуации.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):288-304
pages 288-304 views
Влияние тренинга профессионального самоопределения на ценностно-мотивационную направленность подростков
Волкова Е.С., Капцов А.В.
Аннотация
Актуальной проблемой педагогической психологии является эффективное профессиональное самоопределение учащихся. Психологические характеристики оптантов (старшеклассников, осуществляющих выбор профессии) в некотором смысле пересекаются с таким качеством личности, как субъектность, выраженным в ценностно-мотивационной направленности подростков. Одним из вариантов помощи учащимся в выборе профессии могут служить профориентационные курсы и тренинги профессионального самоопределения. Цель: обоснование применения тренинга профессионального самоопределения для уменьшения трудностей при выборе профессии и развития ценностно-мотивационной направленности подростков, а как следствие, и стадий становления субъектности. Гипотеза: тренинг профессионального самоопределения снижает показатели трудностей при выборе профессии и способствует развитию ценностно-мотивационной направленности подростков. Участники исследования: учащиеся 9-х классов (N = 54) средней образовательной школы (г. Самара), разделенные на две группы – экспериментальную и контрольную. С участниками экспериментальной группы (n = 25; M = 14,8; SD = 0,41; 60% – юноши, 40% –девушки) один раз в неделю в течение 15 недель проводился тренинг профессионального самоопределения. Контрольная группа (n = 29; M = 14,9; SD = 0,36; 48% – юноши, 52% – девушки) училась в обычном режиме. Методы (инструменты): проективная методика оценки состояний стадий становления субъектности учащихся (Е. С. Волкова, А. В. Капцов) для оценки актуального, возможного и идеального состояния стадий становления субъектности и их изменения после тренинга; анкета по трудностям принятия решения о выборе профессии (CDDQ) (И. Гати, М. Краус и С. Осипов, адаптация Е. С. Волковой) для определения проблем девятиклассников при выборе профессии. Диагностика выполнена с временным интервалом 19 недель. Результаты: выявлено положительное влияние тренинга на уменьшение трудностей в выборе профессии, на развитие мотивационной составляющей субъектности, а также повышение ценности учебной деятельности, выражающееся в увеличении показателя идеального состояния стадии субъектности «мастер» в экспериментальной группе. На некоторых стадиях идеального и возможного состояний становления субъектности экспериментальной группы выявлено явление самоорганизации с формированием аттракторов, в результате которых происходит становление стадий субъектности. Основные выводы: тренинг профессионального самоопределения уменьшает трудности в выборе профессии, способствует становлению ценностно-мотивационной направленности старшеклассников, а как результат, стадий субъектности учащихся и явлению самоорганизации в идеальном состоянии стадий становления субъектности, что в будущем потенциально может отразиться на актуальном состоянии данных стадий.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):305-314
pages 305-314 views
Социально-психологические детерминанты отношения личности к беспилотному транспорту
Саенко А.Ю.
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что технология беспилотного транспорта все более активно тестируется и постепенно внедряется в нашу жизнь, суля различные преимущества. Между тем отмечается, что беспилотный автомобиль вызывает недоверие в отличие от транспортного средства под управлением водителя. Цель: провести теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, в области изучения отношения к инновационным технологиям и выявить социально-психологические детерминанты отношения личности к беспилотному транспорту. Методы исследования: теоретический анализ отечественной и иностранной литературы по проблеме изучения отношения к инновационным технологиям, технологиям искусственного интеллекта, а также беспилотному автомобильному транспорту. Результаты. Рассмотрен процесс становления концепции диффузии инноваций. Изучены современные модели принятия технологий. Выделен ряд социально-психологических детерминант отношения личности к беспилотному автомобилю. Основные выводы. Проведенное теоретическое исследование, позволило заключить, что отношение личности к технологиям беспилотного транспорта является многофакторным феноменом, который формируется под воздействием различных психосоциальных факторов. Делается вывод о необходимости структурирования процесса внедрения технологии беспилотного автомобиля с позиции социально-психологического отношения личности к такой технологии.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):315-323
pages 315-323 views
Представления медицинских сестер о возрастной эволюции качеств субъекта: динамика, ресурсы
Сизова Л.А., Толочек В.А.
Аннотация
Актуальность: увеличение продолжительности трудовой жизни человека, расширение артикулируемых составляющих ее качества создают социально и психологически значимую «вторую реальность» – субъективное представление о профессии, карьере, своей социальной успешности. Цель: изучение представлений субъектов профессиональной деятельности о возрастной эволюции их качеств. Гипотезы: 1) представление субъектов о своей профессионально-трудовой жизни выступает условием, влияющим на динамику процессов их профессиональной эволюции; 2) социальный опыт выступает фактором, влияющим на представление субъектов о возрастной эволюции их качеств. Участники исследования: медицинские сестры Краевой клинической больницы № 1 имени профессора С. В. Очаповского (г. Краснодар) (N = 82), женщины в возрасте от 21 до 67 лет (х = 42,6). Методы (инструменты): фиксация локуса субъективного контроля осуществлена посредством опросника субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер в адаптации Е. Ф. Бажина, С. А. Голыкиной, А. М. Эткинда); методика «Динамика профессиональной карьеры») (В. А. Толочек), включающая несколько групп наиболее информативных вопросов: 1) представления о динамике позитивного развития – развития профессионально важных качеств в возрасте 21–65 лет; 2) представления о динамике нарастания негативных явлений в возрасте 21–65 лет как об их эволюции при условии, если человек: а) проживает и работает в России и б) выехал на работу за границу (исследование проводилось в декабре 2021 г.); 3) было предложено оценить роль разных «факторов», влияющих на профессиональное становление субъекта – родителей, родственников, друзей, членов собственной семьи, рабочих коллективов, особенных обстоятельств, науки, искусство, религии. В завершении опроса учитывались социально-демографические и служебно-должностные особенности опрашиваемых. Результаты: показано, что: 1) использование авторской методики позволило выявлять важные «узлы» в изучаемых связях и детерминантах, выделить как типовые, так и профессионально-специфические особенности динамики возрастной эволюции субъектов; 2) при актуализации задачи представления целостной трудовой жизни люди достаточно адекватно описывают ее общую динамику; 3) оценка субъектами (медицинскими сестрами крупного медицинского учреждения) роли внешних условий, оптимизирующих и / или усугубляющих динамику эволюции / инволюции их качеств и функций подвержена мощному влиянию косвенных факторов (СМИ и пр.), что отражает как актуальные задачи коррекции негативного искажения социального восприятия фрагментов социальной действительности, так и реальные возможности управления представлением людей об их профессиональной карьере. Основные выводы: тема профессиональной карьеры людей в сферахс «плоской» иерархией актуальна и требует дальнейшего изучения. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):324-335
pages 324-335 views
Преодоление стрессовых ситуаций и профессиональное выгорание у медицинских сестер: анализ сети
Леонов И.Н.
Аннотация
Актуальность: способы совладания со стрессом являются важным предиктором профессионального выгорания, однако проведенные ранее исследования фокусировались на оценке двумерных связей и не учитывали сложную структуру связей способов совладания как междусобой, так и ссимптомами профессионального выгорания. Применение сетевого подхода позволяет преодолеть это ограничение. Цель: реконструкция сети связей способов преодоления стрессовых ситуаций с профессиональным выгоранием и ее описание. Гипотеза: способы преодоления стрессовых ситуаций формируют кластеры узлов, связанных между собой и с симптомами выгорания, внося свой «вклад» в проявление выгорания у медицинских сестер. Участники: 97 медицинских сестер (Удмуртская Республика) в возрасте от 24 до 71 года (M = 46,58; SD = 9,54) со стажем работы от 2 до 53 лет (M = 24,95; SD = 9,92). Методы: опросники «Преодоление трудных жизненныхситуаций» (В. Янке, Г. Эрдманн), позволяющий оценить 20 диспозиционныхспособов преодоления стрессовых ситуаций, и «Профессиональное выгорание для медицинских работников» (К. Маслач, С. Джексон), направленный на изучение симптомов выгорания; анализ сетей. Результаты: обнаружено, что способы преодоления стрессовых ситуаций формируют два связанных между собой кластера, причем узлы первого кластера направлены на снижение стресса и связаны с профессионализмом как симптомом выгорания, а узлы второго способствуютусилению стресса и связаны с эмоциональным истощением и цинизмом. Центральным узлом первого кластера является стремление успешно решить проблему, а второго – неумение отвлечься от проблемы. Заключение: полученные результаты согласуются с проведенными ранее исследованиями, но уточняют их. Описана специфика активации выявленных паттернов на основе структуры связей, что позволяет прогнозировать отклик исследуемой сети на психологические воздействия. Практическая значимость: полученные результаты могут быть полезны для выявления индикаторов профессионального выгорания на основании наблюдаемых паттернов совладания со стрессом. Исследование является первым выполненным в данной области на основе сетевого подхода.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):336-347
pages 336-347 views
Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи
Арендачук И.В.
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработку программ развития молодежного лидерства, а также выраженной потребностью самих лидеров в эффективном саморазвитии с учетом представлений молодежи об их личностных характеристиках. Цель: выявление характеристик, значимых для современного молодежного лидера в представлениях студентов в зависимости от их пола и возраста. Гипотеза: в представлении девушек важными для молодежного лидера являются нравственные свойства его личности, в представлении юношей – его деловые качества, и по мере взросления студенты все больше ориентированы на деловую направленность своего лидера. Участники: студенты (N = 332) вузов г. Саратова в возрасте от 18 до 25 лет (M = 20,4; SD = 1,9), из них 60,2% – девушки. Методы (инструменты): анкета для изучения поведенческой активности и личностных свойств молодежных лидеров (И. В. Арендачук, М. А. Кленова, Н. В. Усова), основанная на конструктах теста «Я-лидер» (Е. С. Федоров, О. В. Еремин, в модификации Т. А. Мироновой) и результатов исследования личностных качеств молодежных лидеров (И. М. Филиппов). Результаты. Независимо от пола студенты в большей степени ценят в своем лидере поведенческую активность. Для девушек важна направленность лидера на саморазвитие, для юношей – на деловые качества. По мере взросления для девушек эти же качества лидера повышают свою значимость, у юношей с возрастом детерминация представлений о личности лидера его деловыми качествами снижается. Основные выводы. Студенты в большей степени ориентированы на поведенческую активность своих лидеров, чем на личностные качества, при этом девушки более требовательны к личности лидера, чем юноши. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической работе со студенческой молодежью по развитию у нее лидерских качеств, позволяющих проявлять социальную активность, добиваться позитивных изменений в обществе.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):348-356
pages 348-356 views
Особенности личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов
Катькало К.Д.
Аннотация
Актуальность исследования определяется возрастающей ролью специалиста профессии «педагог-психолог» в образовательном процессе и необходимостью соответствия личности педагога-психолога современным требованиям системы образования. Цель: исследование типов и психологических предикторов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов. Гипотеза: наличие характерных типов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов, предикторами которых выступают параметры мотивационно-смысловой сферы, инструментально-стилевые характеристики личности, а также показатели саморегуляции и эмоциональной стабильности. Участники: педагоги-психологи (N = 164) образовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области, из них 150 женщины и 14 – мужчины; возраст от 25 до 60 лет; 32,4% – стаж более 10 лет, 23,2% – от 5 до 10 лет, 44,4% – менее 5 лет. Методы (инструменты): для выявления особенностей самореализации педагогов-психологов применен многомерный опросник самореализации личности (С. И. Кудинов); для фиксации параметров мотивационно-смысловой сферы – «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев); изучение инструментально-стилевых характеристик и показателей эмоциональной стабильности осуществлено посредством теста жизнестойкости (Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова) и опросника волевого самоконтроля (А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман); для оценки параметров профессионального развития применена методика исследования профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер). Оценка успешности личностно-профессиональной самореализации осуществлена посредством шкалы удовлетворённости жизнью (E. Dinner, адаптация Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина) и методики диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова). Результаты: выделены характерные типы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов, различающиеся особенностями выраженности ее структурных компонентов («позитивный», «негативный», «мнимый» и «перспективный»). Построены эмпирически подтвержденные модели взаимосвязи психологических характеристик и типов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов по трем общим факторам – «осознанность жизни», «активная жизненная позиция» и «кризис профессионального развития». Выявлены предикторы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов. Основные выводы: уточнены особенности личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов как субъектов образовательных отношений, определена роль личностных характеристик (мотивационно-смысловых, инструментально-стилевых, эмоциональных, ресурсных) в достижении личностно-профессиональной самореализации, лежащей в основе субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью педагогов-психологов в условиях современных трансформаций в системе образования. Результаты исследования могут быть использованы в целях разработки программ личностно-профессионального развития, профилактики кризисов профессионального развития, психологического сопровождения специалистов профессии «педагог-психолог» на разных этапах профессионального пути и личностного роста и других важных прикладных аспектов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):357-372
pages 357-372 views
Повышение квалификации педагогов на базе цифровой образовательной платформы: вызовы экспертному сообществу
Склярова Т.В., Егоров И.В., Наумова Д.В.
Аннотация
Актуальность исследования объясняется тем, что педагоги часто не справляются с задачами цифровой коммуникации и собственного обучения с использованием ресурсов цифровой платформы, в связи с чем цифровые средства становятся для них своеобразным барьером, а не объединяющим началом в коммуникации. Цель: обобщение опыта психолого-педагогического взаимодействия с участниками программы повышения квалификации на базе цифровой образовательной платформы, выявление психологопедагогических дефицитов работающих педагогов – участников программы повышения квалификации, а также вызовов, с которыми столкнулись эксперты программы обучения. Гипотеза: программа повышения квалификации педагогов, организованная на базе цифровой образовательной платформы, с одной стороны, позволит определить специфические вызовы экспертному сообществу, обусловленные практикой исключительно дистантного взаимодействия, а с другой – поможет определить профессиональные дефициты работающих педагогов и преодолеть их. Участники: 53 педагога, работающих в разных регионах Российской Федерации, в возрасте от 21 до 70 лет со стажем работы от 1 до 40 лет. Методы (инструменты): анкета для фиксации психолого-педагогических проблем опрашиваемых и значимости профессиональной деятельности (И. В. Егоров, Д. В. Наумова, Т. В. Склярова, Л. Б. Шнейдер), экспертный метод (включенное наблюдение и экспертные оценки) для определения выраженности профессиональных компетенций учителей. Результаты: установлено, что в условиях онлайн-обучения учителя демонстрируют приверженность позиции пассивного участника / слушателя, а не активного соавтора процесса. Показано, что обучение взрослых людей (в частности, учителей) становится вызовом экспертному сообществу: сложившиеся ментальные схемы, индивидуальные и привычные модели получения знаний детерминируют внутреннее сопротивление и недоверие к цифровым средствам обучения. Выявлено, что ключевым для слушателей является дефицит цифровой коммуникации. Выводы: для преодоления учительских дефицитов авторы предлагают построение индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации и использование техник игропрактик в цифровом обучении. Практическая значимость: полученные результаты позволят корректировать программы повышения квалификации, которые осуществляются с использованием цифровой платформы.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(4):373-384
pages 373-384 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».