ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НОВОГО УРОВНЯ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» ПОД ЗАПРОСЫ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье приведен обобщающий анализ авторитетных заключений о преимуществах запуска в системе профессионального образования экспериментальной программы нового уровня образования «Профессионалитет». На основе анализа экспертных мнений заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, министра просвещения РФ Сергея Кравцова, учредителя и директора Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперта Рособрнадзора Ольги Воронцовой, эксперта, директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Блинова авторы выявляют существующую проблему отсутствия компетентностной модели подготовки выпускника педагогического вуза, соединяющей в себе как функциональную грамотность, так и мультипрофессиональные навыки. На основании подробного аналитического обзора двухуровневой подготовки студентов в условиях университетского образования Германии предложена конструкторско-компетентностная модель выпускника педагогического вуза в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры профессиональной направленности на основе триального обучения в условиях кластерных образований во взаимодействии вуза, среднего профессионального образования и предприятий отрасли. В частности, на базе проведенного анализа разработаны и представлены новые программы бакалавриата и магистратуры, готовые к реализации в Томском государственном педагогическом университете в 2022/23 учебном году. Конструкторско-компетентностная модель новых бакалаврских программ предусматривает формирование полиуниверсальных навыков, навыков профессионального межкультурного взаимодействия, навыков выполнения общетрудовых функций педагога профессионального обучения по дисциплинам отраслевой специфики, формирование профессиональных навыков в рамках персонализированной траектории параллельного освоения рабочей профессии или специальности отрасли на базе колледжа или техникума и, кроме того, применение демонстрационного экзамена с использованием методик и технологий WorldSkills Russia. Конструкция разработанных программ, как бакалаврских, так и магистерских, позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, что не более двух третей составляет базовая часть и не менее одной трети – вариативная часть, обязательная часть после индивидуального выбора студентом, необходимая для формирования квалификационной компетентности по профилю подготовки. Данные программы позволят подготовить мультипрофессиональных выпускников, а также находятся в соответствии с потребностями действующей образовательной системы.

Об авторах

Елена Владимировна Колесникова

Томский государственный педагогический университет

Email: KolesnikovaEV@tspu.edu.ru
кандидат биологических наук, доцент, декан факультета технологии и предпринимательства Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Василий Николаевич Куровский

Томский государственный педагогический университет

Email: v.kurovskii@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Софья Анатольевна Ломовская

Томский государственный педагогический университет

Email: xxx_sofi_xxx@mail.ru
студентка ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Комплексная программа развития Томского государственного педагогического университета – 2021–2025. 2021. URL: https://sveden.tspu.edu.ru/api/svfile/1173 (дата обращения: 01.12.2021).
  2. Профессионалитет 2022 // Комсомольская правда. 2021. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/professionalitet/ (дата обращения: 01.12.2021).
  3. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 12, ст. 1871.
  4. Федеральный проект «Профессионалитет» переходит в стадию реализации // Информио. URL: https://www.informio.ru/news/id28735/Federalnyi-proekt-Professionalitet-perehodit-v-stadiyu-realizacii (дата обращения: 01.12.2021).
  5. Проект «Профессионалитет» поможет внедрить новые программы, запустить образовательно-производственные кластеры и воссоздать госсистему подготовки педкадров для СПО // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/4237/proekt-professionalitetpomozhet-vnedritnovye-programmy-zapustit-obrazovatelno-proizvodstvennye-klastery-ivossozdat-gossistemupodgotovki-pedkadrov-dlya-spo (дата обращения: 01.12.2021).
  6. Чудин Н. В России вводят новый уровень среднего профессионального образования – «Профессионалитет» // Учительская газета. URL: https://ug.ru/v-rossii-vvodyat-novyj-uroven-srednego-obrazovaniyaprofessionalitet/ (дата обращения: 01.12.2021).
  7. В рамках проекта «Профессионалитет» появятся мастера-педагоги // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/4496/v-ramkah-proektaprofessionalitetpoyavyatsya-mastera-pedagogi/ (дата обращения: 01.12.2021).
  8. Эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Обществу больше не нужны места “передержки будущих рабочих кадров”». URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ekspert-firo-rankhigs-vladimir-blinovobshchestvu-bolshe-ne-nuzhny-mesta-perederzhki-budushchikh-rab/ (дата обращения: 01.12.2021).
  9. Центнер Йоханнес. О подготовке студентов в Лейпцигском университете прикладных наук // Томский государственный педагогический университет: обзор секционного заседания: генерация идей и эффективных моделей непрерывного профессионального образования (региональный, российский и мировой опыт): XI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения» (16–17 декабря 2021 г.). URL: https://www.tspu.edu.ru/news/24306-regionalnye-rossijskie-i-mirovye-praktikipodgotovki-pedagoga-spo-vklyuchaya-professionalitet-nauchnyjdialog-vtgpu.html (дата обращения: 26.12.2021).
  10. Шаламова Л. Ф., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации // Science For Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 111–135.
  11. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 4. С. 33–45.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».