STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL CULTURE COMPETENCIES OF FUTURE EDUCATORS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Living in a digital society requires modern citizens to acquire various skills and abilities, the set of which constitutes digital culture and digital literacy. The definition of the concept of «digital culture competencies», a model for the development of digital culture competencies of future educators, consisting of three blocks, are proposed. The functional-target block reflects the principles, functions and purpose of its implementation. The content-technological block consists of the content, methods, means and forms of training. To develop the competencies of digital culture, the author’s computer training course «Digital culture and digital literacy of educators» has been developed and proposed. The performance-criteria block contains a description of the results of the implementation of the model, the levels of development of digital culture and diagnostic tools for assessing the competencies of digital culture of educators. The proposed structural and functional model ensures the full development of all competencies that make up the digital culture of future educators, which corresponds to the strategic direction of the development of the education system in the context of digital transformation and the interests of the individual in an actively developing digital society.

About the authors

Vera Ivanovna Toktarova

Mari State University

Email: toktarova@yandex.ru
pl. Lenina, 1, Yoshkar-Ola, Russian Federation, 424000

Olga Vasilyevna Rebko

Mari State University

Email: molochki@yandex.ru
pl. Lenina, 1, Yoshkar-Ola, Russian Federation, 424000

References

  1. Левашов В. К., Гребняк О. В. Цифровая культура российского общества и государства // Социологические исследования. 2020. № 5. C. 79–89.
  2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/programma.pdf (дата обращения: 19.06.2022).
  3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». URL: https://digitalskills.center/fp (дата обращения: 21.06.2022).
  4. Михайлова Е. Г. Формирование цифровой культуры в университете ИТМО // Теория и практика проектного образования. 2019. № 3 (11). С. 33–35.
  5. Poepsel M. Media, Society, Culture and You. 2020. URL: https://press.rebus.community/mscy/chapter/chapter-1/ (дата обращения: 21.06.2022).
  6. Гир Ч. Цифровая контркультура / пер. с англ. Д. В. Галкина. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1167/files/6-gir.pdf (дата обращения: 21.06.2022).
  7. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 11–16.
  8. Кузенков О. А., Захарова И. В. Компетенции цифровой культуры в математическом образовании и их формирование // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021. Т. 17, № 2. С. 379–391.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 20.06.2022).
  10. Паспорт национального проекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf (дата обращения: 22.06.2022).
  11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)». URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=124542 (дата обращения: 21.06.2022).
  12. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
  13. Токтарова В. И., Ребко О. В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка // Вестник Марийского гос. ун-та. 2021. Т. 15, № 2. С. 165–177. doi: 10.30914/2072-6783-2021-15-2-165-177
  14. Токтарова В. И., Шпак А. Е. Педагогическое проектирование мобильной информационно-образовательной среды вуза // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 12. С. 133–142. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-133-142
  15. Key Competences for Lifelong Learning in the European Schools, 2018. URL: https://www.eursc.eu/BasicTexts/2018-09-D-69-en-1.pdf (дата обращения: 21.06.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».