Formation of regulatory experience through participation in project-research activities of secondary school students

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The analysis of the concepts of subjectivity, subjectivity of educational activity, subjective experience,regulatory experience is carried out. Studies devoted to the formation of subjectivity in adolescenceare considered. The works of authors who believe that for the formation of subjective activity, independence,etc. are analyzed. qualities that characterize subjectivity, it is necessary to form a regulatoryexperience, which, according to A. К. Osnitsky’s approach is the basis of subjectivity consisting of interrelatedcomponents: value experience, reflection experience, habitual activation experience, operationalexperience and cooperation experience. It is concluded that the subjective experience is formed inthe process of cooperation with an adult and the optimal method of formation will be the design and researchactivities of students, as well as specially designed tasks aimed at developing the components ofthe subjective experience. The study was conducted on a sample of seventh-eighth grade students(N = 158). The dependent variables in the experiment were the following criteria: the general level ofpersonality subjectivity; attributes of subjectivity – activity, autonomy, integrity, mediation, creativity;parameters of regulatory experience. The effectiveness of the influence on the listed characteristics ofspecially designed tasks aimed at forming the regulatory experience of students and included in the designand research activities was studied. The tasks were aimed at awareness of activity, development ofplanning, stimulation of activity, the ability to make independent choices and analyze the causes of successand failure in activities. The obtained results confirmed the hypothesis of the study, while the maximumeffectiveness of the influence was noted on such attributes of subjectivity as activity and autonomy.Positive dynamics was noted in the components of subjective experience, the greatest changes werenoted in the experience of habitual activation, which manifested itself in the desire to independentlyperform theoretical tasks. The period of study at school is an important life stage in the formation ofpersonality, during this period there are many personal transformations, one of the main ones is the formationof the subjectivity of personality as the ability to be the author and creator of one’s own life. Theimplementation of design and research activities with students, the use of specially designed tasks at allstages of work on the project, aimed at the purposeful formation of components of regulatory experience,contributes to the development of subjective personality qualities of adolescents.

About the authors

Elena Leonidovna Arshinskaya

Irkutsk State University

Email: larshinskaya@yandex.ru
ul. Nizhnyaya naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russian Federation, 664011

References

  1. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2010. 232 с.
  2. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
  3. Бохорский Е. М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1991. 21 с.
  4. Воробьева М. В. Анализ сформированности саморегуляции деятельности в профконсультировании учащихся: дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 147 с.
  5. Щукина М. А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 168 с.
  6. Абульханова К. А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 75–81.
  7. Божович Е. Д. Критерии и эмпирические показатели позиции субъекта учения: материалы II Международной научно-практ. конф., Калуга, 20–22 апреля 2017 г. Калуга: Политоп, 2017. С. 42–50.
  8. Волкова Е. Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 52–62.
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
  10. Леонтович А. В. Становление субъекта собственной деятельности в научно-практическом образовании школьников: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2017. 58 с.
  11. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 431 с.
  12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2017. 287 с.
  13. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. 2-е изд. М.: Изд-во МПСИ, 2004. 672 с.
  14. Прокофьева Т. В. Становление субъектности подростков в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2001. 19 с.
  15. Якиманская И. С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологи. 1994. № 2. С. 64–76.
  16. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. 413 с.
  17. Камнев А. Н., Михайлова Т. А. Особенности развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского образовательно-оздоровительного лагеря // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 1. С. 57–71.
  18. Кузнецова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2011. 24 с.
  19. Леонтович А. В., Савичев А. С. Учащиеся как исследователи (как эффективно руководить самостоятельной исследовательской работой школьников?): метод. пособие для преподавателей (тренеров) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. М.: 2007. 79 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».