Психологические индикаторы удовлетворенности студентов взаимодействием с кураторами нового типа – наставниками

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается новая роль вузовского преподавателя, начинающего выступать для студентов в качестве куратора-наставника. Анализируются его характеристики, которые становятся наиболее востребованными в настоящее время в связи с актуализацией проблем повышения активности и вовлеченности всех студентов в разные виды деятельности (научную, проектную и др.) и усилением внимания к индивидуальному сопровождению профессионального становления каждого обучающегося. Наставничество описывается как перспективная форма кураторства в вузе, позволяющая передавать знания, формировать необходимые навыки быстрее, чем традиционные способы взаимодействия. В отличие от обычного куратора деятельность наставника базируется на взаимодействии, позволяет студенту развивать свой субъектный потенциал. Цель статьи – определение психологических индикаторов удовлетворенности взаимодействием студентов с кураторами и их эмпирическое изучение на практике. Описаны материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов (n = 300) на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». Методы исследования: теоретические, эмпирические (анкетирование, шкальные оценки, ранжирование), методы обработки данных. Выявлены оценочные суждения студентов, которые уже имели опыт взаимодействия с куратором-наставником, построен графический профиль по среднеарифметическим данным, касающимся их удовлетворенности разными функциями, выполняемыми традиционными кураторами и кураторами-наставниками, составлен рейтинг наиболее востребованных функций куратора-наставника. Результаты исследования могут быть использованы при развитии института кураторства в вузах с позиции разных ролей, выполняемых современными преподавателями, при проектировании деятельности кураторов со студентами.

Об авторах

Светлана Вячеславовна Пазухина

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Email: pazuhina@mail.ru
доктор психологических наук, доцент пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026

Елена Викторовна Декина

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Email: kmppedagogika@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026

Список литературы

  1. Книга куратора студенческой группы / авт.-сост. З. Н. Калинина, С. В. Пазухина. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. 43 с.
  2. Чижикова Е. С. Cовершенствование деятельности кураторов по формированию корпоративной культуры студенческого сообщества в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-1. С. 226–230.
  3. Грибовский М. В. Профессура и студенчество в предреволюционном российском университете: грани взаимоотношений // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12). С. 158–166.
  4. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. Казань: ИРО РТ, 2020. 51 с.
  5. Никитина В. В., Куцая А. Ю., Салун С. Н. О проблеме кураторства в современном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28666 (дата обращения: 28.07.2021).
  6. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 84–113.
  7. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. М.: Перспектива, 2020. 108 с.
  8. Одинокая М. А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 215–219.
  9. Исаев Е. И. Педагогическая психология. М.: Юрайт, 2012. 347 с.
  10. Польникова Е. А. Наставничество как эффективный инструмент управления талантами // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53), ч. 5. С. 118–119.
  11. Глазунова О. В. О различных подходах к практике наставничества и сопровождения проектных и исследовательских работ // Исследователь. 2020. № 1 (29). С. 104–134.
  12. Кочемасова Л. А. Научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30886 (дата обращения: 30.04.2022).
  13. Декина Е. В., Пазухина С. В. Наставник для трудного подростка: организация работы в паре и развитие личностного потенциала // Концепт. 2021. № 6 (июнь). С. 38–54.
  14. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.
  15. Акутина С. П., Калинина Т. В. Актуальные проблемы развития наставничества: опыт и тенденции нового времени // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3-4 (106). С. 3–13.
  16. Котов А. Е., Глух К. Ю., Прокубовская А. О. К вопросу об организационно-педагогических аспектах деятельности наставника академической группы вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория, 2021. № 5 (8). С. 99–111.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».