Psychological defense mechanisms of students when performing creative tasks

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study expands the understanding of the role of personal factors in the implementation of creative activity. The novelty of the work is due to the study of the psychological defense mechanisms and barriers to creative activity that arise in the process of students performing creative tasks. When diagnosing psychological defense mechanisms, an integrated approach was implemented that combines the use of a test and the author’s scale of standardized observation at the time of creative activity in a specially organized experimental situation. Then, by the methods of factorial and correlation analysis, the structure of interrelations of personality defense mechanisms, barriers in creative activity and creativity were proved. Students who are characterized by immature psychological defenses (projection and regression) more often note a large number of obstacles in their work. Alternative options for psychological defense during the performance of a creative task were identified, showing varying degrees of effectiveness: students prefer more adaptive mechanisms of compensation or substitution, or a less adaptive mechanism - negation. More mature defense mechanisms (compensation and intellectualization) are accompanied by a higher level of creative characteristics, while more primitive ones (negation and reaction) are accompanied by their decrease. The results obtained can be taken into account when developing technologies for developing the creative potential of students through conscious work with the psychological defense mechanisms and barriers to creative activity.

About the authors

Elena Aleksandrovna Mititsina

Pskov State University

Email: pskovprof@mail.ru
Russian Federation

References

  1. Симановский А. Э. Социальные механизмы формирования интеллектуальной творческой способности учащихся // Психологическая наука и образование. 2002. Т. 7, № 3. С. 76–82.
  2. Guilford J. P. Intellectual Factors in Productive Thinking. Exploration in Creativity. N.Y., 1967. 96 p.
  3. Torrance E. P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. 62 p.
  4. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. С. 145–276.
  5. Богоявленская Д. Б. Культурно-исторический подход к проблематике творчества // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3, № 3. С. 67–71.
  6. Корнилова Т. В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3–13.
  7. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 736 с.
  8. Бурганова И. Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве: автореф. … дис. канд. психол. наук. Казань, 1999. 18 с.
  9. Чернакова М. С. Психологические барьеры в творческой деятельности // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. № 4-1. С. 182–186.
  10. Дворецкая М. А. Особенности формирования креативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 62–69.
  11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс: Универс, 1994. 480 с.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
  13. Жердева М. М. Особенности развития креативных способностей в старшем школьном возрасте // Ананьевские чтения, 2005: материалы научно-практ. конф. СПб., 2005. С. 462–464.
  14. Alencar E. M. L. S. de, Fleith D. S. de, Martinez A. M. Obstacles to Personal Creativity between Brazilian and Mexican University Students: A Comparative Study // The Journal of Creative Behavior. 2003. Vol. 37, № 3. P. 179–192.
  15. Гуськова Е. А. Психологические условия реализации творческого потенциала студентов в учебно-воспитательном процессе вуза: автореф. … дис. канд. психол. наук. Курск, 2006. 21 с.
  16. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 304 с.
  17. Красило Т. А. Взаимосвязь уровня креативности человека и его отношения к продуктам творческой деятельности // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 3, № 3. С. 56–67.
  18. Шумакова Н. Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. C. 8–16.
  19. Yuan F., Zhou J. Differential Effects of Expected External Evaluation on Different Parts of the Creative Idea Production Process and on Final Product Creativity // Creativity Research Journal. 2008. V. 20, № 4. P. 391–403.
  20. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: Изд-во ОМС, 1994. 192 с.
  21. Богомолов А. М. Связь интенсивности психологической защиты личности с процессом самореализации // Психологическая наука и образование. 2004. № 2. С. 30–35.
  22. Белов В. Г. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека // Ученые записки Санкт-Петербургского гос. ин-та психологии и социальной работы. 2009. № 1 (11). С. 7–12.
  23. Поройков С. Ю. Философско-психологический подход к систематизации защит // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 2. С. 19–30.
  24. Карлссон И. Креативность: личностный, нейробиологический и когнитивный аспекты // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 122–131.
  25. Пантилеев С. Р., Жилина Е. Ю. Методика диагностики защитных механизмов личности // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2009. № 1. С. 67–80.
  26. Пилюгина Е. Р., Сулейманов Р. Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 2. С. 194–209.
  27. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 1998. 170 с.
  28. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 480 с.
  29. Vaillant G. E. Ego mechanisms of defense: a guide for clinicans and researchers. Washington: American Psychiatric Pub, 1992. 306 p.
  30. Ewalt J. R., Farnsworth D. L. Textbook of psychiatry. Pub. Literary Licensing, 2012. 388 р.
  31. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. М.: Талант, 1996. 144 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».