Design features of the educational topic learning environment (on the example of mathematics)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the work is due to the fact that mathematics, as a special language of science and communication, is a cultural phenomenon of the modern digital society, and educational texts in mathematics, as a condition for the implementation of meaningful education for students, reflective selfdetermination of teachers and the design of a developmental learning environment, become the subject of research in various academic areas, including psychodidactics. The methodological base was a descriptive and systematic analysis of empirical facts in the study of the role of the educational text and the learning space of the educational topic in creating a developmental learning environment aimed at the meaningful mastering of mathematics by students. A comparative method was used in the analysis of educational texts from the standpoint of their features and properties that contribute to the creation of a developmental learning environment in the process of studying mathematics. The authors analyse and describe the modern educational text, the transformation of the education content and the crucial role of the learning environment in the process of mastering the educational topic. Having conducted the study and the analysis of the obtained data, the authors come to the conclusion that a specially designed educational topic learning environment is likely to become part of the developmental learning environment. Moreover, it seems to affect the achievement of a deep level of understanding the educational material by students and influences the system of concepts, facts, methods of action, thinking, perception of the world and the individual in the relevant environment.

About the authors

Emanuila Grigoryevna Gelfman

Tomsk State Pedagogical University

Email: mina.gelfman@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

Anna Gennadyevna Podstrigich

Tomsk State Pedagogical University

Email: anpodstrigich@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

Denis Olegovich Andayev

Tomsk State Pedagogical University

Email: denis-den97@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Гельфман Э. Г., Пенская Ю. К., Цымбал С. Н. Психодидактический подход к подготовке будущих учителей математики // Вестник Томского гос. пед. ун-та – TSPU Bulletin. 2017. Вып. 12 (189). С. 100–108.
  2. Алгебра: учебник для 7 класса / Э. Г. Гельфман и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 260 с.
  3. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023. 328 с. Серия: Образовательный процесс.
  4. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6728/6732 (дата обращения: 18.06.2023).
  5. Клюс-Станьска Д. Парадигмы дидактики: Мыслить теоретически о практике / под ред. Н. Д. Корчаловой (пер. с польского А. А. Полонникова). М.: Изд-во «Национальное образование», 2022. 320 с.
  6. Алгебра. Практикум для 7 класса / Э. Г. Гельфман и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 184 с.
  7. Демидова Л. Н. Индивидуальные познавательные стили и характер учебного материала // Дидактика математики: Сегодня и завтра: материалы симпозиума «Итоги и перспективы развития образования на рубеже тысячелетий». Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. С. 39–41.
  8. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
  9. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  10. Цай Д., Лейкин Р. Влияние на постановку математических задач: концептуализация, достижения и будущие направления исследований // Образовательные исследования в математике. 2020. С. 1–15. URL: https://paperity.org/p/258014473/affect-in-mathematical-problem-posing-conceptualization-advances-and-futuredirections (дата обращения: 10.07.2023).
  11. Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. Сергея Серебряного. СПб.: Symposium; М.: Издательство РГГУ, 2007. 501 с.
  12. Гельфман Э. Г. Алгебраические дроби: учебное пособие по математике для 7 класса / Э. Г. Гельфман и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 240 с.
  13. Гельфман Э. Г., Холодная М. А., Подстригич А. Г. Типология развивающих учебных текстов (на примере школьной математики) // Вестник Томского гос. пед. ун-та – TSPU Bulletin. 2019. Вып. 3 (200). С. 27–34.
  14. Толстой Л. Н. Арифметика: в 2 ч. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 2013. 160 с.
  15. Лебединцев К. Ф. Преподавание алгебры и начал анализа: пособие для учителей. Киев: Рад. школа, 1984. 248 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».