Modern school textbooks in the context of the tasks of ensuring a unified educational space and childhood safety

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The work discusses a wide range of issues related to the development, evaluation and use of text-books in the Russian Federation. The relevance of the research is due to the attention of the state and society to the task of creating a unified educational space, taking into account national priorities and ideas about childhood safety, which is emphasized in Federal Law No. 371. The purpose of the research is to study the issue of compliance of textbooks for general education institutions and vocational education institutions with safety requirements, content relevance, ideological and value compliance with national priorities. The article pays attention to domestic and foreign research, methodological materials on textbooks that undergo periodic examination in accordance with national education reform programs. A review of the literature revealed that in foreign studies of the content of textbooks, the aspect related to childhood safety is practically not updated; in the domestic normative and methodological field it has been introduced, but has not been sufficiently studied. The research method is the analysis of expert opinions, carried out based on the results of a seminar with the participation of more than 50 specialists with experience in evaluating modern textbooks. Based on the generalization and conceptualization of the opinions of the seminar participants, current and controversial issues of examination of modern textbooks for schools and secondary vocational education are identified. 1. The role of textbooks in the educational process, assessment of their content and methodological equipment from the point of view of compliance with the idea of unifying educational standards and programs in the country. 2. Issues of coordinating the content of educational materials between different subjects. 3. The task of ensuring that the content of textbooks is accessible to students’ understanding. 4. Possibilities of electronic versions of textbooks and integration of interactive elements into printed versions to improve learning efficiency. 5. Problems related to compliance with child safety requirements, including limiting access to information that is unreliable or promotes destructive values. The results of the study are an important resource for the work of teachers, methodologists, scientists and legislators, as they contain an objective analysis of the problems of textbook development and recommendations for improving the quality and efficiency of educational resources in Russia.

About the authors

Elena Aleksandrovna Poleva

Tomsk State Pedagogical University

Email: poleva@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

Mikhail Aleksandrovich Chervonnyy

Tomsk State Pedagogical University

Email: mach@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

Emanuila Grigoryevna Gelfman

Tomsk State Pedagogical University

Email: mina.gelfman@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

Yuliya Konstantinovna Kondratets

Tomsk State Pedagogical University

Email: kondratets@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Бражников М. А., Пурышева Н. С. Современный учебник физики. По страницам зарубежных учебников // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 165–181.
  2. Александрова Е. В., Пешкова А. В. Реализация межпредметных связей физики и химии на примере линий учебников физики А. В. Грачева и химии Н. Е. Кузнецовой // Восточно-европейский научный журнал. 2015. № 4, ч. 2. С. 106–109.
  3. Григорьева Е. Я. Подходы к оцениванию современных учебников иностранного языка // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции, Будва, Черногория, 1–8 октября 2019 года / редколлегия: Г. В. Сороковых, О. И. Короленко, Е. Ю. Горбачева; отв. ред. и сост. Е. Я. Григорьева. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. С. 43–56.
  4. Степанова М. В., Шамов А. Н. Критерии экспертной оценки учебника по иностранному языку // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 86–102.
  5. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И. М. Осмоловской, В. В. Серикова. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. 180 с.
  6. Кабардин О. Ф. Как оценить школьный учебник: проблемы экспертизы // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 106–111.
  7. Дружкова Н. И., Делия В. П., Жукова О. В., Горбачева А. Ю., Коровина О. Ю., Парамонова М. Ю. Как оценить учебник для системы среднего профессионального образования: проблемы экспертизы // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 273–281.
  8. Алексеева В. В., Мушаков А. А., Павлов Е. А., Ратникова И. П., Соболева М. Л., Демина С. А. Участие профессионального сообщества в экспертизе учебников и учебных изданий, используемых при реализации программ среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 21–29.
  9. Черемошкина Л. В. К вопросу об экспертизе учебников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 2. С. 105–113.
  10. Омаров С. К., Жунусова К. З., Смакова Д. Р., Айтказина Т. Д. Анализ и совершенствование системы экспертизы учебников и УМК в Казахстане // Вестник Карагандинского университета. 2023. № 3 (111). С. 229–243.
  11. Литовченко О. В. Отношение учащихся 5–11 классов к школьному учебнику: результаты анкетирования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 117–122.
  12. Гершензон М. О. Художественная литература и воспитание // Ланин Б. А. Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 339 с. URL: https://studme.org/179396/literatura/gershenzon_hudozhestvennaya_literatura_vospitanie (дата обращения: 15.11.2023).
  13. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 121–123.
  14. Рогановская Е. Н., Рогановский Н. М., Антонов В. А. и др. Школьный электронный учебник геометрии: концептуальные вопросы построения и применения // Информатизация образования. 2008. № 1 (50). С. 7–21.
  15. Босова Л., Тарасова К. Электронный учебник: особенности представления образовательного контента // Образовательная политика. 2012. № 1 (57). С. 52–61.
  16. Босова Л. Л., Зубченок Н. Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 3. С. 697–712.
  17. Борисенко Н. А. Трансформация функций школьного учебника в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2022. Т. 86, № 7. С. 31–44.
  18. Векслер В. А. Методические особенности разработки электронных учебников // Информационные технологии в образовании. 2023. № 6. С. 61–67.
  19. Казабеева В. А. Из опыта создания электронных учебников по русскому языку для учащихся начальной школы в Республике Казахстан // Методики и технологии формирования мировоззрения, его ценностных аспектов и культурных кодов в современной системе образования: сборник статей и методических разработок курсов повышения квалификации в честь 200-летия со дня рождения педагога и писателя К. Д. Ушинского. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2023. С. 63–67.
  20. Бокова Т. Н., Нин Х. Современные тенденции в обновлении школьных учебников за рубежом // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 25–29.
  21. Тарева Е. Г., Павлова Е. О. Критерии выбора зарубежного учебника как средства подготовки обучающихся к межкультурному общению // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, № 3. С. 121–130.
  22. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 324 с. (Серия: Образовательный процесс).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».