Подготовка современного учителя к работе в сельской школе: ведущие компетенции и индивидуализированные модели организации профессионального развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Систематизированы ведущие характеристики современной сельской школы, специфические условия ее деятельности. Описаны особенности педагогической деятельности сельского учителя. Представлено содержание индивидуальных педагогических затруднений педагогов данной группы общеобразовательных организаций: отбор учебного материала для работы по «непрофильным» дисциплинам, интеграция учебного материала, психология педагогического общения в разновозрастных группах, система результативных методов, приемов и средств обучения в малочисленных классах, проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, приемы самоорганизации деятельности учителя, самоанализ затруднений в профессиональной деятельности и др. Представлены ведущие компетенции (коммуникативная, проектировочная, рефлексивная), соответствующие компоненты содержания деятельности (интегративно-методологический компонент, информационно-познавательный, личностно-развивающий, рефлексивно-коммуникативный), ведущие принципы подготовки педагога сельской малокомплектной школы. Обоснованы индивидуальные маршруты повышения квалификации, включающие вариативные модели.

Об авторах

Роза Моисеевна Шерайзина

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Email: roza.sherayzina@novsu.ru
доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой Великий Новгород, Россия

Марина Викторовна Александрова

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Email: m-alex05@rambler.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Великий Новгород, Россия

Светлана Александровна Тращенкова

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Email: svetlana.trashchenkova@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор Великий Новгород, Россия

Список литературы

  1. Шерайзина Р. М. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. С. 190–201.
  2. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Культурно-исторический анализ развития образования на селе // Педагогика сельской школы. 2020. № 1 (3). С. 5–14.
  3. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологический аспект). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2019. 284 с.
  4. Шерайзина Р. М., Ефлова З. Б., Александрова М. В. Профессия – учитель сельской школы в современном информационном обществе. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. 282 с.
  5. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). C. 16–24.
  6. Байгулова Н. В. К вопросу о разработке и реализации модели разновозрастной сельской малокомплектной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 32–38.
  7. Козырева Е. Ч. Педагогические условия повышения педагогической культуры учителя сельской школы: дис. … канд. пед. наук. Омск, 1999. 226 с.
  8. Вощенкова Н. С. Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 183 с.
  9. Суворова Г. Ф. Методика работы в совмещенных классах. Минск: Нар. асвета, 1982. 96 с.
  10. Князева Р. Н. Обучение химии в условиях сельской школы: книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. 158 с.
  11. Лисова К. Использование документов на уроках истории и народоведения // Сельская школа. 2000. № 4-5. С. 120–131.
  12. Зайкин М. И. Сельская малочисленная: уровень базовый и повышенный // Народное образование. 1999. № 7. С. 14–21.
  13. Демчинская А. П. Формирование готовности школьников к пропаганде общественно-политических знаний: дис. … канд. пед. наук. М., 1986. 157 с.
  14. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [25–26 марта 2021 г.] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 2021. 608 с.
  15. Золотарева А. В. Результаты оценки сформированности метапредметных компетенций педагогов городских и сельских школах // Педагогика сельской школы. 2020. № 4 (6). С. 95–108.
  16. Тихомирова О.В. Изучение профессиональных потребностей учителей сельских школ: результаты опроса // Педагогика сельской школы. 2023. № 3 (17). С. 112–127.
  17. Щербаков А. И. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 1979. 273 с.
  18. Якиманская И. С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. № 1. С. 32–38.
  19. Сартакова Е. Е., Окушова Г. А., Еретнова Е. П. Сельская школа в условиях социокультурной модернизации образования: постнеклассические основания для концептуализации // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 206–214.
  20. Ефлова З. Б. Предпосылки непрерывного образования сельского учителя в истории российского образования на этапе становления сельской школы и сельского учительства // Педагогика сельской школы. 2021. № 2 (8). С. 106–125.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».