Формирование культуры межнационального общения в общем и профессиональном музыкальном образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема формирования культуры межнационального общения в процессе усиливающихся миграций народов в стране и в планетарном масштабе. Приведены воззрения ученых на необходимость воспитания культуры чувств, сознания, этнического самосознания и поликультурного образования. Рассмотрено приоритетное значение музыки в современной подростковой и молодежной среде, что важно использовать в формировании культуры межнационального общения. Представлено решение проблемы на примере реализации регионального компонента музыкального образования в Республике Хакасия, показана методика работы, приведено качественное описание студенческого исследования, демонстрирующего положительные результаты в формировании культуры межнационального общения, – взаимопонимание и миролюбие в межнациональных отношениях в детской и студенческой среде.

Об авторах

Нина Петровна Шишлянникова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Email: geran07@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор Абакан, Россия

Список литературы

  1. Национальный состав России. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 19.04.2024).
  2. Кусарбаев Р.И. Теория и практика формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений. Челябинск, 2009. 209 с.
  3. Шишнева О.Е. Сравнительный анализ моделей формирования и развития культуры межнациональных отношений подростков // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 2. URL: http://mirnauki.com/PDF/65PDMN217.pdf (дата обращения: 07.04.2024).
  4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения // Известия ДГПУ. 2009. № 2. С. 117–121.
  5. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учеб. для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2024. 343 с.
  6. Новикова И.А. Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников (на примере общеобразовательных школ г. Барнаула): автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2006. 24 с.
  7. Султанбаева К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учеб. пос. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2007. 96 с.
  8. Мирошниченко В.В. Формирование культуры межнационального общения: учеб. пос. для студентов. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2005. 72 с.
  9. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пос. для студентов высших учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. 240 с.
  10. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья: учеб. пос. Абакан, 1992. 192 с.
  11. Гайдай П.В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25). С. 25–28.
  12. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе XX века // Музыкант-педагог. 1999. № 4. С.15–20.
  13. Кобозева И.С. Процессы взаимодействия музыкальной культуры общества и личности в условиях поликультурного мира // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: материалы X междунар. науч.-практ. конф. М.: РИТМ, 2012. С.295–303.
  14. Чибисова О.В. Музыка как средство межкультурной коммуникации // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2011. № 3. С. 77–79.
  15. Каяк А.Б. Взаимодействие музыкальных культур: принципы, механизмы, результаты: автореф. дис. … д ра культурологии. М., 2011. 31 с.
  16. Шишлянникова Н.П. Опыт формирования культуры межнациональных отношений у студентов и школьников // Этническая культура. 2020. № 2 (3). С. 88–91.
  17. Кабалевский Д.Б. О применении принципов и методов программы по музыке в школах союзных республик // Музыка в школе. 1985. № 1. С. 11–13.
  18. Николаева Е.В. Этномузыкальный подход к изучению детских песен народов мира на уроках музыки в начальной школе // Музыкальное искусство и образование. 2017. № 3. С. 160–176.
  19. Хакасские народные сказки. На русском языке / пер., предисл. и прим. Б.И. Балтера. Абакан, 1986. 144 с.
  20. Шишлянникова Н.П. Региональные особенности музыкального образования в Республике Хакасия // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 145–149.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».