Design of a mentor training program in the context of implementation of interaction between an industrial enterprise and a technical college

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is presents the possibilities of improving the quality of training of students of secondary vocational education in the conditions of modern socio-economic development of Russia, which is achieved by introducing mentoring into the system of practical training (industrial practice) as a factor ensuring the creation of a comfortable environment for the development of professional competencies of a technical college graduate and adaptation of the personality of a future worker in production. Based on a study of modern experience in organizing and implementing mentoring, a set of criteria has been defined for selecting enterprise employees for the mentor database. Taking into account the requirements for a mentor formulated by the heads of services of industrial enterprises, the results of studying the draft Professional Standard “Mentor” and scientific literature on mentoring, a competency model of a modern mentor in production in the field of technical specialties and professions has been developed. An additional advanced training program “Mentoring at the enterprise” was designed and implemented at the LLC “Uralstroytekhmash” enterprise in Sukhoi Log. The basic requirements for training a mentor at an enterprise have been identified, including general cultural, special and professional competencies, the development and implementation of which will allow the successful implementation of mentoring activities. The criteria for selecting employees to implement mentoring activities have been identified. The content of the additional advanced training program “Mentoring at the enterprise” has been developed, taking into account the principles of developing programs in this area, which will make it possible to prepare mentors with practical experience and high skill to work with technical college students in real conditions of industrial production during their industrial practice. In the article, in the “enterprise-technical college” interaction system, the design of additional advanced training “Mentoring at the enterprise” is presented, which can be used in the system of additional professional education at industrial enterprises in the framework of training highly qualified personnel for effective mentoring professional and pedagogical activities.

About the authors

Marina Aleksandrovna Fedulova

Russian State Vocational Pedagogical University

Email: fedulova@rsvpu.ru
Yekaterinburg, Russian Federation

Kseniya Anatolyevna Fedulova

Russian State Vocational Pedagogical University

Email: fedulova@live.ru
Yekaterinburg, Russian Federation

References

  1. Николаева И.С., Хоменко И.В. Наставничество как элемент качественной подготовки квалифицированных кадров в ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 106–113.
  2. Гиндес Е.Г., Троян И.А., Кравченко Л.А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. 2023. № 8–9. С. 110–129.
  3. Быкова Н.А., Федулова М.А. Наставничество как условие развития непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы IV Межд. науч.-практ. конф. / науч. ред. Е.М. Дорожкин. Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2021. С. 73–75.
  4. Селиверстова М.В., Беляева Д.А. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. Т. 3-2. С. 110–116. doi: 10.24411/2500-1000-2019-10671
  5. Прохорова М.П., Булганина С.В., Спиридонова Д.А., Голованова С.О. Оценка эффективности наставничества в современных организациях // Московский экономический журнал. 2019. № 13. С. 647–653.
  6. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2014. 41 с.
  7. Керер О.П., Пименова Н.А. Дуальное образование как условие эффективного взаимодействия техникума и предприятия // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 17–24.
  8. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
  9. Гайнеев Э.Р., Масалимова А.Р. Наставничество как ключевой фактор реализации программы «специалитет» в системе СПО // Высшее и среднее профессиональное образование России: вчера, сегодня, завтра: материалы XVII Межд. науч.-практ. конф. Казань, 2023. С. 184–188.
  10. Дебушева А.В., Соколова Е.Л. Организация наставничества на предприятии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2022. № 3. С. 314–316.
  11. Лихолетов В.В., Абдуллин А.Г. Педагог и наставник – ключевые фигуры формирования образовательно-технологического суверенитета страны // Интеграция образования. 2023. № 3 (112). С. 468–489.
  12. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel. Challenges and achievement // Gifted education international. 2016. V. 32 (2). P. 173–184.
  13. Пименова Н.А., Любченко Г.Н., Усова А.А. Проектирование системы наставничества в профессиональной образовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10, № 1. С. 124–132.
  14. Федулова М.А., Гузанов Б.Н., Федулова К.А. Трансдисциплинарность в методологии подготовки студентов профессионально-педагогического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 335–338.
  15. Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN522.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
  16. Wanberg C.R., Welsh E.T., Hezlett S.A. Mentoring research: A review and dynamic process model // Research in personnel and human resources management / eds. J.J. Martocchio, G.R. Ferris. 2003. Vol. 22. P. 39–124. doi: 10.1016/S0742-7301(03)22002-8
  17. Ирисметова И.И., Осипов П.Н. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 109–115. doi: 10.24411/2307-4264-2020-10234
  18. Дуброва Т.И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров // Среднее профессиональное образование. 2020. № 5 (297). С. 27–31.
  19. Агафонова В. М. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального становления будущего педагога // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101). С. 136–138. doi: 10.24412/1991-5497-2023-4101-136-138
  20. Голицына И.Н. Образование 4.0 в подготовке современных специалистов // Образовательные технологии и общество. 2020. № 1. С. 12–19.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».