Модель организации профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России с использованием цифровых технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Учитывая особенности служебной деятельности в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России, необходимо моделировать обучение курсантов с возможностью «бесшовного» перехода на индивидуальную траекторию с учетом особого образовательного запроса и возврата в традиционную для вуза после устранения пробелов в успеваемости. Представлена модель профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России с использованием цифровых технологий как система компенсации пробелов успеваемости курсантов с особым образовательным запросом по индивидуальной траектории обучения. Модель показана как система взаимосвязанных концептуально-целевого, содержательно-технологического и оценочно-результативного компонентов. Концептуально-целевой компонент включает идею, цель, задачи, компетентностный, системно-деятельностный и субъективно ориентированный подходы, а также принципы соответствия требованиям работодателя, практико-ориентированной направленности, преемственности, сознательности и активности, индивидуализации, доступности. Содержательно-технологический компонент представлен содержанием и применяемыми педагогическими средствами и условиями, а также диагностической, мотивационной, коррекционной, развивающей и социализирующей функциями. В качестве авторского педагогического средства и условия реализации модели предложена компьютерная система обучения и контроля знаний курсантов вузов МЧС России «Азбука Спасателя». Оценочно-результативный компонент включает критерии и показатели для отслеживания повышения уровня сформированности профессиональной подготовленности: субъектной позиции курсантов; предметных, метапредметных, личностных и коррекционных результатов. Отображены результаты апробации модели на примере курсантов-спортсменов Академии ГПС МЧС России. Проведен анализ полученных данных стартовой и итоговой диагностики исследования. Выявлена положительная динамика показателей профессиональной подготовленности, выражаемой уровнем сформированности субъектной позиции курсантов, а также предметных, метапредметных, личностных и коррекционных результатов. Реализовано взаимодействие преподавателей с родителями курсантов и выявлен уровень их удовлетворенности организацией процесса профессиональной подготовки.

Об авторах

Аксар Альбертович Эльтемеров

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

Email: aksarus@mail.ru
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Москва, Россия

Список литературы

  1. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 33–44.
  2. Архипенко М.А., Егорушкина Т.Д. Таксономия образовательных целей в процессе применения компьютерных обучающих-контролирующих программ по иностранному языку в подготовке будущих военных профессионалов // Kant. 2020. № 4 (37). С. 354–360.
  3. Oskolkova V.R., Romanova T.N. Interactive technologies for teaching foreign language to students of nonlinguistic specialties // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1–1. С. 452–458.
  4. Виноградова М.В. РКИ в условиях цифровой образовательной среды: технология работы с текстовыми материалами // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 98–104.
  5. Эльтемеров А.А., Федорова С.Н. Цифровые компетенции курсантов МЧС России // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2021. Вып 3 (37). С. 64–71.
  6. Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 5. С. 7–21.
  7. Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39.
  8. Золотарева А.В. Наращивание профессиональных компетенций как смысловой вектор перезагрузки системы непрерывного педагогического образования // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования: сб. науч. материалов междунар. форума, Ярославль, 1–30 июня 2023 года. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2023. С. 110–120.
  9. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9, № 4. С. 1573–1584.
  10. Токтарова В.И., Ребко О.В. Развитие цифровых компетенций в контексте цифровизации системы образования: опыт Марийского государственного университета // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 1. С. 64–71.
  11. Ананьев Б.Г. К методологии профессиоведения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2022. Т. 7, № 3. С. 182–190.
  12. Артюхина А.И., Бондаренко Е.В. Профессионально-субъектная позиция студента в концепции непрерывного профессионального образования // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2012. Т. 9, № 11 (98). С. 16–18.
  13. Байбородова Л.В. Использование субъектно-ориентированных технологий в образовательном процессе // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2016. № 9 (47). С. 96–102.
  14. Гущина Т.Н., Тадеуш Д.Е. Обучение технологии как средство профилактики компьютерной аддикции обучающихся // Психология обучения. 2021. № 1. С. 14–21.
  15. Зубков Н.А. Субъектно-ориентированный подход как основа изучения информационных конфликтов // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 5. С. 104–109.
  16. Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20, № 2. С. 311–330.
  17. Эльтемеров А.А., Рыженко Н.Ю., Федорова С.Н., Разработка и использование цифровых обучающих программ в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 131–141.
  18. Федорова С.Н. Актуализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования для подготовки кадров цифровой экономики // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Йошкар-Ола, 21 октября 2021 года. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2021. С. 73–80.
  19. Stošić L., Mikhailova O.B. Leadership and Innovativeness as the Basis for Developing Teachers’ Digital Competences // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2023. Vol. 20, № 1. P. 126–144.
  20. Эльтемеров А.А. Повышение качества образовательного процесса посредством взаимодействия с родителями в цифровой информационной среде // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17, № 1 (49). С. 49–54.
  21. Bondareva N. Algorithms for developing personalized training programs for effective teaching English in a corporate environment // Universum: филология и искусствоведение. 2023. № 9 (111). С. 24–31.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».