Проблемы декоративного восприятия на пленэре у студентов художественных факультетов педагогических вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается изучение декоративного восприятия как психологического процесса в контексте учебно-творческой деятельности студентов во время пленэрной практики. Освоенные студентами умения изучать и грамотно воспроизводить объекты реального мира помогают им в выразительной стилизации натуры, поскольку только через познание предмета возможно максимально творчески его раскрыть. Однако овладев навыками реалистичного изображения природы в соответствии с законами изобразительной грамоты, студенты старших курсов демонстрируют неспособность к декоративному изображению натуры. Трудности при переходе от реалистичного изображения к декоративному могут указывать на недостаточно развитое декоративное восприятие у обучающихся. Анализируются психологические трудности, с которыми сталкиваются студенты старших курсов художественных факультетов при создании декоративных этюдов на природе. Исследование включает анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за изобразительной деятельностью студентов, просмотр пленэрных работ с целью выявления типичных ошибок и внедрения результатов исследования в образовательный процесс. На основе теоретических и практических данных делается вывод, что психологические проблемы студентов связаны именно с декоративным восприятием, поскольку обучающиеся не до конца понимают, что нужно увидеть в натуре. Просмотр пленэрных работ подтверждает низкий уровень декоративного восприятия, которое отражается в отсутствии таких признаков, как эмоциональное и чувственное восприятие ландшафта, оригинальность идей, выразительность цвета, поиск стереотипного и индивидуального, использование стилизации, способность выделять ключевые особенности и объединять детали, создавать целостный живописный этюд. Исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения этой проблемы для раскрытия методических возможностей пленэрной практики.

Об авторах

Надежда Сергеевна Сердюкова

Новосибирский государственный педагогический университет

Email: serdyukovan-2016@mail.ru
ассистент Новосибирск, Россия

Худэжичаолу

Колледж искусств и наук Хондера во Внутренней Монголии

Email: 497373519@qq.com
доцент Хоххот, Монголия

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии / отв. ред. и сост. Л.А. Коростылева, Г.С. Никифоров. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. Т. 1. 388 с.
  2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова. М.: Наука, 2001. 270 с.
  3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение, 1968. 332 с.
  4. Кузин В.С. Психология. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Оникс 21 век, 2005. 304 с.
  5. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. 144 с.
  6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 2. 320 с.
  7. Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.
  8. Восприятие и деятельность: сб. статей / под. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 319 с.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / под ред. и с предисл. Д.А. Леонтьева. 5-е, испр. и доп. изд. М.: Смысл, 2020. 526 с.
  10. Leontiev A.N. The Life and Creative Path of A.N. Leontiev // Journal of Russian and East European Psychology. 2005. Vol. 43. P. 8.
  11. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. 32 с.
  12. Известия Академии педагогических наук СССР: cб. ст. Вып. 76: Психологические исследования представлений и воображения / Отделение психологии; ред. Е.И. Игнатьев. М.: Просвещение, 1956. 248 с.
  13. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. 271 с.
  14. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 106 с.
  15. Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура / науч. ред. А.И. Назаров, Т.Г. Щедрина. М.: ЦГИ Принт, 2017. 598 с.
  16. Мизанбаев Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов I–II курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе обучения живописи: дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 145 с.
  17. Воронина Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 16 с.
  18. Коробко Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов: дис. … д-ра пед. наук. Краснодар, 2005. 384 с.
  19. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 16 с.
  20. Shokorova L.V., Grechneva N.V., Bochkovskaya V.I. Importance of Plein-Air Practice in Professional Art Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. P. 8657–8668.
  21. Медведев Л.Г. Критерии оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата: Каз. пед. инт-т., 1980. 63 с.
  22. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. 158 с.
  23. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета. СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад», 2009. 152 с.
  24. Бесчастнов Н.П. Цветная графика: учеб. пос. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2014. 176 с.
  25. Крамской И.Н. Об искусстве / сост. и вступ. ст. Т.М. Коваленской. М.: Изобразительное искусство, 1988. 208 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».