Features of professional identity in students of specialised (technological) and general education classes

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study of professional identity is a significant area in contemporary psychology. Analyzing this phenomenon allows us to identify the features of professional identity development at various stages of an individual’s life, as well as to determine effective strategies for the development and support of this aspect of personality. This is particularly relevant for high school students, since early identification of professional preferences and goals can increase motivation for learning and academic achievement. This paper examines the features of professional identity development in students of the 10th–11th grades in specialized (technological) and general education classes. The study employed “Questionnaire for Studying Professional Identity Statuses” by A. Azbel and A. Gretsov, and the “Human Professional Identity Questionnaire” by L.B. Schneider. To determine the differences, the mathematical-statistical method of data processing criterion φ* – Fisher’s angular transformation – was used. The study concludes that there are differences in the formation of professional identity statuses among students in specialized (technological) and general education classes. Most senior high school students, both from specialized (technological) and general education classes, are in the process of choosing their future professions. Notably, students from specialized classes are more frequently prepared to make a deliberate professional choice. Therefore, the findings obtained can be considered in further studies examining the impact of specialized education on the development of professional identity in senior high school students.

About the authors

Marina Aleksandrovna Kudaka

Cherepovets State University

Email: makudaka@chsu.ru
Cherepovets, Russian Federation

Irina Zosimovna Medvedeva

Cherepovets State University

Email: miz@mail.ru
Cherepovets, Russian Federation

References

  1. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1996. 60 с.
  2. Мазур Е.Ю. Проблема соотношения понятий «идентичность», «идентификация» и их психологическое содержание // Мир науки, культуры, образования (The World of Science, Culture, Education). 2012. № 2 (33). С. 86–90.
  3. Кашпурова Е.Н. Характеристика основных подходов к понятию психологического благополучия // Психология сегодня: сб. научных статей 13-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т. 2011. С. 50–55.
  4. Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 48–53.
  5. Стрельникова Ю.Ю., Емельянова С.В. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63–1. С. 475–478.
  6. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 124 с.
  7. Нор-Аревян О.А., Шаповалова А.М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. № 5. С. 102–113.
  8. Мухортова В.Н. Профессиональная идентичность российских врачей: результаты социологического исследования // Социология и право. 2015. № 4 (30). С. 63–77.
  9. Диденко А.А., Диденко И.В. Профессиональная идентичность военнослужащих Внутренних войск МВД России // Психологические и педагогические аспекты профессиональной подготовки. 2013. № 4 (55). С. 3–4.
  10. Берберян А.С., Богданова Т.В., Сильченкова С.В., Ермолаева Е.Б., Варданян Н.Т. Международное исследование профессиональной идентичности педагога // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. № 3 (47). С. 306–318.
  11. Шершнёва Т.В. Анализ профессиональной направленности личности современных студентов // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 145–150.
  12. Перченко Е.Л., Апуневич О.А. Формирование профессиональной идентичности у студентов вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 261–275.
  13. Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 4. С. 109–117.
  14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
  15. Пудова Е.А. Понятие статусов профессиональной идентичности и выбора профессии в подростковом возрасте // Инновационная наука. 2019. № 12. С. 223–227.
  16. Минеев В.Е., Федотов А.С., Ахмеджанов Р.Р. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). C. 70-75.
  17. Грецов А.Г., Азбель А.А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012. 208 с.
  18. Логинова А.А. Психологический уровень анализа понятия «идентичность» // Интеграция образования. 2010. № 1 (58). С. 78–83.
  19. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.
  20. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».