Coherence of the stages of subjecthood formation in the process of professional activity of teachers of preschool and school education institutions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The ecopsychological parallel-sequential model of the formation of subjecthood in the educational activities of students includes seven stages. The nature of the interrelationships of the stages of the formation of subjecthood among themselves is mathematically represented by the coefficients of connectivity and integrity. The specifics of the subjecthood of teachers were studied during 2021–2023 in the course of advanced training courses on the basis of MBOU ODPO CRO Samara. 149 employees of the education system participated in the monitoring (M = 43.83; Sd = 34.68; 95.3 % women). The conducted research made it possible to study the profile of subjecthood (the severity of each stage of the formation of subjecthood) of teachers, the coherence of the stages of the formation of subjecthood among themselves, the process of interiorization/exteriorization of professional competencies. The respondents showed a high level of the “motivated individual” stage, with low indicators of the remaining stages, the interrelationships of age and education level with the severity of the stages of subjecthood formation were found. The minimum level of professional training of teachers correlates with a low level of motivation and creative self-realization. The youth of specialists is associated with the formation of the personal and cognitive level of universal educational activities and insufficient search and internal regulatory activity. Teachers of high and low connectivity of the “motivated individual” (U = 114.50 at p

About the authors

Aleksandr Vasilyevich Kaptsov

Moscow City Pedagogical Universit

Email: avkaptsov@mail.ru
Samara, Russian Federation

Galina Aleksandrovna Mishakova

Center for Educational Development of the Samara City District

Email: galami@list.ru
Samara, Russian Federation

References

  1. Ермаков Д.С., Панов В.И. От экологии детства – к психологии устойчивого развития // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 4. С. 121–125. doi: 10.31857/S020595920010513-0
  2. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2014. 304 с.
  3. Panov V., Plaksina I. Didactic and Psychodidactic Features of Forming Universal Learning Action Subject // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). Moscow: Atlantis Press, 2017. Vol. 124. P. 546–550. doi: 10.2991/icadce-17.2017.129
  4. Panov V.I., Plaksina I.V. The peculiarities of the agency of schoolchildren of 7–8 and 8–10 classes // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: International Conference on Psychology and Education (ICPE 2018). Moscow: FutureAcademy, 2018. P. 533–541. doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.59
  5. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2019. 400 с.
  6. Митина Л.М. Система «наука – образование – профессия» как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе ХХI века // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход / под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Перо. 2019. С. 5–12. URL: http://www.pirao.ru/upload/iblock/0eb/SBORNIK_PI_RAO_2019_2.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
  7. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis of Stages of Agency Formation // International Conference on Psychology and Education. 2018. P. 515–523. doi: 10.15405/epsbs.2018.11.02.57
  8. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Students evaluation of interaction with the components of the educational environment of the university in the pre-pandemic and pandemic periods // Perspectives of Science and Education. 2021. No. 6 (54). P. 389–399. doi: 10.32744/pse.2021.6.26
  9. Капцов А.В., Колесникова Е.И., Панов В.И. Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2021. № 1 (29). С. 77–91.
  10. Плаксина И.В. Онтологическая модель становления субъекта инновационной педагогической деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 10. С. 69–74.
  11. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям / под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-история, 2022. 399 с.
  12. Капцов А.В., Мишакова Г.А. Сформированность стадий становления субъектности и их взаимосвязь с типами межличностных отношений у руководителей образовательных учреждений // Мир психологии. 2023. № 2 (113). С. 139–147. doi: 10.51944/20738528_2023_2_139
  13. Капцов А.В., Панов В.И. Развитие способности как стадии становления субъектности (в контексте принципа фрактальности) // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / отв. ред. А.Л. Журавлёв, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 52–61. doi: 10.38098 /proc.2020.59.34. 001
  14. Становление субъектности учащегося и педагога / под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-история, 2018. 304 с.
  15. Мишакова Г.А. Взаимосвязи связности стадий становления субъектности педагога с типом межличностных отношений в образовательной среде // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2023. № 1 (33). С. 85–100.
  16. Капцов А.В., Мишакова Г.А., Некрасова Е.В. Профиль субъектности современного педагога в рамках экопсихологической парадигмы и его взаимосвязь с типами межличностных отношений в образовательной среде // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 3 (114). С. 130–140. doi: 10.22204/2587-8956-2023-114-03-130-140
  17. Капцов А.В., Мишакова Г.А. Профиль субъектности педагогов учреждений дошкольного и школьного образования // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21, № 2. С. 14–26. doi: 10.17759/bppe.2024210201
  18. Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 4. С. 91–103. https://doi.org/10.17759/pse.2021260408
  19. Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 4. С. 72–80. doi: 10.17759/exppsy.2019120406
  20. Капцов А.В. Оценка целостности психологической системы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2 (24). С. 3–15.
  21. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 4. С. 16–25.
  22. Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки стадий субъектности участников образовательного процесса // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М.: Кредо, 2017. С. 294–296.
  23. Мишакова Г.А. Когнитивный компонент экопсихологических стадий становления субъектности обучающихся вузов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. № 2 (26). С. 63-72.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».