Mentoring in the school-to-school system in the context of the priorities of modern education in Russia
- Authors: Madzhuga A.G.1, Gumerova O.V.2, Berezhnaya S.G.2, Kalimullina G.I.2
-
Affiliations:
- Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan
- Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
- Issue: No 3 (2025)
- Pages: 62 - 73
- Section: METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
- URL: https://journal-vniispk.ru/2307-6127/article/view/298052
- DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-3-62-73
- ID: 298052
Cite item
Full Text
Abstract
About the authors
Anatoliy Gennadyevich Madzhuga
Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan
Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
Ufa, Russian Federation
Oksana Vladimirovna Gumerova
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Email: gumerova_80@mail.ru
Ufa, Russian Federation
Svetlana Gennadyevna Berezhnaya
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Email: bereg-69@mail.ru
Ufa, Russian Federation
Guzel Ibragimovna Kalimullina
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
Email: g_kalimullina@mail.ru
Ufa, Russian Federation
References
- Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 5. С. 124–151.
- Горбунова Е.А. Наставничество в профессиональном развитии учителя: зарубежный опыт // Педагогика. 2018. № 4. С. 105–112.
- Грачева Л.Ю., Баграмян Э.Р., Цыганкова М.Р. и др. Модели и практики профессионального развития учителей в современных системах образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 176–200.
- Тимофеева А.А. Практика наставничества в системе общего образования: российский и зарубежный опыт // Педагогическое образование и наука. 2019. № 2. С. 45–50.
- Министерство просвещения Российской Федерации. Концепция развития наставничества в системе образования Российской Федерации. М.: Министерство просвещения РФ, 2019. С. 10–15.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. М.: Правительство РФ, 2017. С. 35–42.
- Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Мониторинг экономики образования: развитие профессиональных компетенций педагогов. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 75–83.
- Сидорова И.Н. Партнерство школ в современном образовательном пространстве // Образование и наука. 2020. № 6. С. 68–77.
- Hargreaves A., Fullan M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. New York: Teachers College Press, 2012. P. 32–47.
- OECD. Teacher Professional Learning and Development: Best Practices in Mentoring and Coaching. Paris: OECD Publishing, 2019. P. 15–28.
- Кузнецова Е.И. Партнерство образовательных организаций в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 112–119.
- Barber M., Mourshed M. How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top. London: McKinsey & Company, 2007. P. 21–30.
- Department for Education. National Teaching Service: School-to-School Support and Collaboration. London: DfE Publications, 2016. P. 58–65.
- Матвеева Е.Ф. Современные мировые тенденции в системе подготовки и повышения квалификации учителей в Гонконге // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 175–180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mirovye-tendentsii-v-sisteme-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley-v-gonkonge (дата обращения: 19.09.2024).
- Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К. и др. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1/viewer (дата обращения: 29.10.2024).
- Масалимова А.Р., Баянов Д.И. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 17 (2). С. 162–176.
- Zhang L., Li X. Peer Mentoring Between Schools in China: A Case Study of Collaborative Professional Development // Asia Pacific Education Review. 2018. Vol. 19, № 3. P. 325–336.
- Fullan M. The New Meaning of Educational Change. 5th ed. New York: Teachers College Press, 2016. P. 50–61.
- Leana C.R. The Missing Link in School Reform // Stanford Social Innovation Review. 2011. Vol. 9, № 4. P. 30–35.
- Международная академия образования (МАО). Наставничество и коучинг: эффективные практики. Брюссель: МАО, 2019. С. 22–29.
Supplementary files
