Mentoring in the school-to-school system in the context of the priorities of modern education in Russia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the problem of mentoring in the school-to-school system as one of the key mechanisms for improving the quality of education in the context of the priorities of modern education in Russia. Mentoring between schools allows not only to strengthen the professional development of teachers, but also to create conditions for a sustainable exchange of best practices between educational institutions. This type of mentoring allows not only to strengthen the professional development of teachers, but also to create conditions for a sustainable exchange of best practices between educational institutions. The article discusses methodological approaches to the implementation of the school-to-school mentoring model in Russia and abroad, as well as factors that influence the success of this form of interaction. In the course of the research, a conceptual analysis of domestic and international experience was carried out, which allows us to identify the most effective practices and offer recommendations for the further development of the mentoring system in Russia. Special attention is paid to the methodological aspects of mentoring and its impact on the quality of education, as well as the conditions conducive to the successful implementation of mentoring programs in Russia and abroad. In conclusion, the conclusions are presented on the need to introduce innovative mentoring models into educational practice and strengthen interaction between educational institutions to solve the urgent problems of modern schools.

About the authors

Anatoliy Gennadyevich Madzhuga

Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan

Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
Ufa, Russian Federation

Oksana Vladimirovna Gumerova

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Email: gumerova_80@mail.ru
Ufa, Russian Federation

Svetlana Gennadyevna Berezhnaya

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Email: bereg-69@mail.ru
Ufa, Russian Federation

Guzel Ibragimovna Kalimullina

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Email: g_kalimullina@mail.ru
Ufa, Russian Federation

References

  1. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 5. С. 124–151.
  2. Горбунова Е.А. Наставничество в профессиональном развитии учителя: зарубежный опыт // Педагогика. 2018. № 4. С. 105–112.
  3. Грачева Л.Ю., Баграмян Э.Р., Цыганкова М.Р. и др. Модели и практики профессионального развития учителей в современных системах образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 176–200.
  4. Тимофеева А.А. Практика наставничества в системе общего образования: российский и зарубежный опыт // Педагогическое образование и наука. 2019. № 2. С. 45–50.
  5. Министерство просвещения Российской Федерации. Концепция развития наставничества в системе образования Российской Федерации. М.: Министерство просвещения РФ, 2019. С. 10–15.
  6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. М.: Правительство РФ, 2017. С. 35–42.
  7. Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Мониторинг экономики образования: развитие профессиональных компетенций педагогов. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 75–83.
  8. Сидорова И.Н. Партнерство школ в современном образовательном пространстве // Образование и наука. 2020. № 6. С. 68–77.
  9. Hargreaves A., Fullan M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. New York: Teachers College Press, 2012. P. 32–47.
  10. OECD. Teacher Professional Learning and Development: Best Practices in Mentoring and Coaching. Paris: OECD Publishing, 2019. P. 15–28.
  11. Кузнецова Е.И. Партнерство образовательных организаций в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 112–119.
  12. Barber M., Mourshed M. How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top. London: McKinsey & Company, 2007. P. 21–30.
  13. Department for Education. National Teaching Service: School-to-School Support and Collaboration. London: DfE Publications, 2016. P. 58–65.
  14. Матвеева Е.Ф. Современные мировые тенденции в системе подготовки и повышения квалификации учителей в Гонконге // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 175–180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mirovye-tendentsii-v-sisteme-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley-v-gonkonge (дата обращения: 19.09.2024).
  15. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К. и др. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1/viewer (дата обращения: 29.10.2024).
  16. Масалимова А.Р., Баянов Д.И. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 17 (2). С. 162–176.
  17. Zhang L., Li X. Peer Mentoring Between Schools in China: A Case Study of Collaborative Professional Development // Asia Pacific Education Review. 2018. Vol. 19, № 3. P. 325–336.
  18. Fullan M. The New Meaning of Educational Change. 5th ed. New York: Teachers College Press, 2016. P. 50–61.
  19. Leana C.R. The Missing Link in School Reform // Stanford Social Innovation Review. 2011. Vol. 9, № 4. P. 30–35.
  20. Международная академия образования (МАО). Наставничество и коучинг: эффективные практики. Брюссель: МАО, 2019. С. 22–29.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».