Использование текста-биографии писателя на занятиях по русскому языку как иностранному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению дидактической ценности биографических текстов, в частности биографии писателя, в процессе обучения русскому языку как иностранному. Актуальность вопроса обусловлена взглядом на биографию как на учебный текст, имеющий определенную структуру, богатый страноведческим и языковым материалом, необходимым для формирования коммуникативной компетенции инофонов. В ходе анализа современных научных работ были выявлены актуальные формы и методы изучения текстов-биографий на уроках с иностранными обучающимися, на основе чего сформулированы правила составления подобных текстов для дальнейшего использования их в учебном процессе. Согласно изложенным правилам был составлен оригинальный текст – биография писателя XIX в. В.А. Соллогуба и комплекс заданий на развитие страноведческой и культурологической компетенций, совершенствование речевой деятельности.

Об авторах

Галина Тимофеевна Мельникова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Email: gala.10@list.ru
кандидат филологических наук Нижний Новгород, Россия

Татьяна Николаевна Шевелева

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Email: tatyana.n.sheveleva@gmail.com
кандидат филологических наук, доцент Нижний Новгород, Россия

Татьяна Николаевна Плесканюк

ФГБОУ ВО МСХА им. К.А. Тимирязева

Email: pleskanyuk@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент Москва, Россия

Список литературы

  1. Билютенко Е.И. О специфике работы с текстом-биографией на занятиях по РКИ // Методология и технологии довузовского образования: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 16–17 нояб. 2017 г.). Гродно: ГрГУ, 2018. С. 123–125.
  2. Шевелева Т.Н., Радкевич А.В. Коммуникативный подход как способ оптимизации процесса социокультурной адаптации иностранных студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. 2023. № 12/2. С. 131–136.
  3. Каневская О.Б., Гострая Е.В. Модель формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры на уроках русского языка как иностранного // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 2. С. 296–315.
  4. Аверко-Антонович Е.В. Аудирование биографических текстов на начальном этапе изучения русского языка иностранными студентами // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 15, т. 17. С. 348–350.
  5. Буевич О.В., Тимина С.В., Фролов А.А. Творческий портрет Ф.М. Достоевского на уроках РКИ в мононациональных группах творческого вуза // Русская литература в иностранной аудитории: сб. научных статей по итогам XIII Междунар. научно-практической конференции «Человек в его духовном развитии: творчество Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей)» 19 ноября 2021 г. Вып. 10. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. С. 243–248.
  6. Гируцкая Л.А. Биографический текст на занятиях по русскому языку как иностранному // Современные технологии и образование: международная научно-практическая конференция, 26–27 ноября 2020 г.: в 2 ч. / редкол.: А.М. Маляревич (гл. ред.) [и др.]. Минск: БНТУ, 2021. Ч. 1. С. 88–91.
  7. Зайцева И.А. Текст-биография на уроке русского языка как иностранного // Молодой ученый. 2017. № 9 (143). С. 326–329. URL: https://moluch.ru/archive/143/40256/ (дата обращения: 12.02.2025).
  8. Урбанович И.Г., Надумович Л.М. Имена белорусской культуры на занятиях по РКИ: Максим Богданович // Вестник МГЛУ. Сер. 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2023. № 1 (43). С. 92–97.
  9. Чтение и аудирование: пособие / авт.-сост.: Л.М. Шумская, Е.И. Билютенко. Гродно: ГрГУ, 2021. 100 с.
  10. Штырлина Е.Г., Капралова Ю.В. Лев Толстой и Казань: учебное пособие по чтению и развитию речи для иностранных учащихся. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. 112 с.
  11. Штырлина Е., Капралова Ю. Методические формы изучения биографии писателя на занятиях по русскому языку как иностранному (на материале жизни и творчества Л.Н. Толстого) // Филология и культура. 2018. № 4 (54). С. 293–298.
  12. Мельникова Г.Т. Литературный портрет Н.Ф. Павлова как учебный материал на занятиях со студентами-иностранцами // Образование на русском языке: проблемы, поиски, перспективы: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.М. Дзюба. Н. Новгород: Гладкова О.В., 2020. С. 142–146.
  13. Розина М.С., Соловьева М.В. Особенности преподавания русского языка в китайской аудитории // Вестник Моск. ун-та. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27, № 3. С. 125–135.
  14. Павловская А.В. Взаимодействие культур в международном образовании: к вопросу о проблемах межкультурной коммуникации в глобальном мире // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2. С. 52–65.
  15. Вострякова Н.А. Профессионально ориентированный учебный биографический текст на начальном этапе преподавания русского языка как иностранного (обучение восприятию на материале пособия «Жизнь для науки (о судьбах русских лингвистов в первой половине XX века)») // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2016. № 2 (45). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1463037581.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
  16. Вострякова Н.А. Моделирование процессов восприятия учебного биографического текста в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Центра международного образования МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 1. С. 47–51.
  17. Проконина Ж.В. Биографические тексты как средство обучения русскому языку как иностранному в полиязычном мире // Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. Пинск: ПолесГУ, 2019. Вып. 1. С. 245–251.
  18. Русский биографический словарь. СПб., 1909. Т. 19: Смеловский – Суворина. 608 с.
  19. Филиппова О.В. Развитие вторичной языковой личности как фактор успешного обучения иностранных студентов в российском вузе // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 4. С. 641–655.
  20. Чистова И.С. Беллетристика и мемуары Владимира Соллогуба // Повести. Воспоминания / сост., подг. текста, коммент. И. Чистовой. Л.: Художественная литература, 1988. 719 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».