Features of the formation of pedagogical thinking in novice higher education teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the results of an empirical study investigating the psychological characteristics of pedagogical thinking among young lecturers in higher education institutions, a crucial area given the ongoing transformations in higher education that demand enhanced pedagogical capabilities. The study was conducted on a sample of 102 lecturers from Samara region universities, possessing varied lengths of service, academic positions, and degrees. Four main parameters of pedagogical thinking were meticulously examined using specially adapted diagnostic methodologies creativity, reflexivity, criticality, and flexibility. Subsequent statistical analysis revealed statistically significant differences in these pedagogical thinking parameters when lecturers were grouped by length of service, position, and academic degree. Notably, it was established that young lecturers with up to three years of experience demonstrate lower levels of creativity and reflexivity in their pedagogical thinking compared to their more experienced colleagues. Furthermore, seemingly paradoxical patterns emerged in the distribution of reflexivity among groups with different academic degrees and positions, suggesting complex interactions between academic seniority and self-assessment tendencies in teaching. For instance, those with the highest academic credentials did not always exhibit the highest reflexivity. These research results contribute substantially to the understanding of the psychological mechanisms underpinning the nuanced trajectory of professional development for higher education lecturers. The findings are of considerable practical value and can be directly utilized for the design and implementation of more effective and targeted professional development programs for academic staff, tailored to address specific needs at different career stages and thereby fostering a more adaptive and innovative teaching workforce.

About the authors

Galina Aleksandrovna Vinogradova

Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev

Email: vinograd.psy@yandex.ru
Samara, Russian Federation

Artem Vadimovich Nikitin

Samara National Research University named after Academician S.P. Korolev

Email: nikitin.av.1@ssau.ru
Samara, Russian Federation

References

  1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42–49.
  2. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. М.: Институт психологии РАН, 2000. 463 с.
  3. Фролов А.Г., Хомочкина С.А. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Интеграция образования. 2006. № 1. С. 73–77.
  4. Яшина А.А. Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2007. 24 с.
  5. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М, 2014. 361 с.
  6. Ракитская О.Н. Социально-психологические характеристики профессионального мышления преподавателя высшей школы: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 189 с.
  7. Исаев И.Ф. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы в системе послевузовского образования // Гаудеамус. 2004. № 1 (5). С. 180–186.
  8. Бермус А.Г., Сериков В.В., Алтыникова Н.В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 4. С. 667–691.
  9. Склярова Т.В., Малышев В.С. Специфика подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре с применением средств информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, №. 1. С. 153–173.
  10. Кашапов М.М. Функции экспликации в условиях профессионализации мышления // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2021. № 1 (55). С. 76–82.
  11. Храпенко И.Б. Формирование профессионального мышления психолога в условиях непрерывной многоуровневой подготовки // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4 (111). С. 314–318.
  12. Дударева Ю.Б. Развитие творческого мышления в системе дополнительного образования детей и взрослых // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 767–771.
  13. Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы // Прикладная психология и психоанализ. 2010. № 2. С. 6.
  14. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science. 2020. № 2-2 (51). С. 65–68.
  15. Borodina T., Sibgatullina A., Gizatullina A. Developing creative thinking in future teachers as a topical issue of higher education // Journal of Social Studies Education Research. 2019. Vol. 10, № 4. P. 226–245.
  16. Saroyan A. Fostering creativity and critical thinking in university teaching and learning: Considerations for academics and their professional learning // OECD Education Working Papers. Paris: OECD Publishing, 2022. 45 p.
  17. Guillaumier C. Reflection as creative process: Perspectives, challenges and practice // Arts and Humanities in Higher Education. 2016. Vol. 15, № 3-4. P. 353–363.
  18. Akpur U. Critical, reflective, creative thinking and their reflections on academic achievement // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 37. Article 100683.
  19. Fahim M., Masouleh N.S. Critical thinking in higher education: A pedagogical look // Theory & Practice in Language Studies. 2012. Vol. 2, № 7. P. 1370–1375.
  20. Nobutoshi M. Metacognition and reflective teaching: a Synergistic Approach to fostering critical thinking skills // Research and Advances in Education. 2023. Vol. 2. № 4. P. 1–10.
  21. Бичева И.Б. Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 28–32.
  22. Астахова Л. Г. Подготовка будущих педагогов-психологов к реализации психолого-педагогического сопровождения воспитания и социализации обучающихся // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023. С. 34.
  23. Белолуцкая А.К. Структурная гибкость мышления в контексте диалектической психологии // Филология и культура. 2013. № 3 (33). С. 290–297.
  24. Абдуразакова Д.М., Мамаева В.А. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 168–170.
  25. Postareff L., Lindblom-Ylänne S., Nevgi A. The effect of pedagogical training on teaching in higher education // Teaching and teacher education. 2007. Vol. 23, № 5. P. 557–571.
  26. MacPhail A. et al. The professional development of higher education-based teacher educators: needs and realities // Professional development in education. 2019. Vol. 45, № 5. Р. 848–861.
  27. Pham D.H. The professional development of academic staff in higher education institution // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2021. Vol. 23, № 1. P. 119–134.
  28. Fabriz S., Hansen M., Heckmann C. How a professional development programme for university teachers impacts their teaching-related self-efficacy, self-concept, and subjective knowledge // Higher Education Research & Development. 2021. Vol. 40, № 4. P. 738–752.
  29. Rienties B., Brouwer N., Lygo-Baker S. The effects of online professional development on higher education teachers’ beliefs and intentions towards learning facilitation and technology // Teaching and teacher education. 2013. Vol. 29. P. 122–131.
  30. Castillo F.G. Innovative pedagogy for higher educational institution: the teacher point of view // Conference proceedings of the 2nd American University in the Emirates International Research Conference. Springer, 2020. P. 100–112.
  31. Mundy M.A., Kupczynski L., Ellis J.D. Setting the standard for faculty professional development in higher education // Journal of Academic Administration in Higher Education. 2012. Vol. 8, № 2. P. 47–52.
  32. Zeng L.M. Peer review of teaching in higher education: A systematic review of its impact on the professional development of university teachers // Educational Research Review. 2020. Vol. 31. Article 100362.
  33. Wijayanto P. W., Ariefianto L., Judijanto L. Teacher Learning Process in Implementing the Independent Learning Curriculum in the High School Environment // Mimbar Ilmu. 2024. Vol. 29, № 2. Р. 281–290.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».