Positive loneliness as a means of solving psychological problems in adolescence

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The problem of experiencing loneliness in adolescence is considered, in particular, attention is drawn to its constructive nature. Putting forward their own working definition of the concept of “loneliness”, which refers to a mental state, the authors formulate the idea of the presence of a so-called field of loneliness, which includes zones of fencing and exclusion. The key to the work is the concept of positive loneliness, as one of the types of loneliness associated with a person’s internal work on his own experience, namely with its processing and integration. The purpose of the study was to identify the possibilities of experiencing positive loneliness as a potential means of solving such psychological problems in adolescence, such as problems of self-attitude, searching for the meaning of life and emotional well-being. Based on the results obtained during testing and processed using methods of descriptive statistics and correlation analysis, the authors draw conclusions about the characteristics of the experience of loneliness, including positive ones, among high school students, university and college students. The study showed that the experience of positive loneliness can determine the significance or insignificance of certain life meanings and the desirability of various emotional experiences, and this, in turn, can help solve problems of finding the meaning of life and emotional well-being.

About the authors

Nina Petrovna Ansimova

Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

Email: miklinar@yandex.ru
Yaroslavl, Russian Federation

Alesya Alekseyevna Pryadilina

Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

Email: alesya-pryadilin@mail.ru
Yaroslavl, Russian Federation

References

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.
  2. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 152–169.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
  4. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 200–230.
  5. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. М., 1995. 126 с.
  6. Пузанова Ж. В. Антропология одиночества // Социальная антропология на пороге XXI века. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. С. 363–365.
  7. Покровский Н. Е., Иванченко Г. В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 192 с.
  8. Корчагина С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 196 с.
  9. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 228 с.
  10. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.
  11. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 152–169.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
  13. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 200–230.
  14. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. М., 1995. 126 с.
  15. Пузанова Ж. В. Антропология одиночества // Социальная антропология на пороге XXI века. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. С. 363–365.
  16. Покровский Н. Е., Иванченко Г. В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 192 с.
  17. Корчагина С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 196 с.
  18. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 228 с.
  19. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. Елабуга: Алмедиа, 2007. 157 с.
  20. Лабиринты одиночества / пер. с англ.; сост., общ. ред. предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. 624 с.
  21. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 55–81.
  22. Полякова И. П., Батракова Т. С., Копытина М. Ю. Влияние одиночества на внутренний мир личности и ее повседневную жизнь // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2009. № 4-4. С. 35–40.
  23. Мацута В. В. Аутокоммуникация человека: функциональный аспект: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2010. 181 с.
  24. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 2007. 976 с.
  25. Давлетчина С. Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. 100 с.
  26. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 479 с.
  27. Гасанова П. Г., Омарова М. К. Психология одиночества: учеб.-метод. пособие. Киев: Финансовая рада Украины, 2017. 76 с.
  28. Ишанов С. А., Осин Е. А., Костенко В. Ю. Личностное развитие и качество уединения // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 1. С. 30–40.
  29. Burger J. M. Individual differences in preference for solitude // Journal of Research in Personality. 1995. № 29 (1). P. 85–108.
  30. Ernst J. M., Cacioppo J. T. Lonely hearts: Psychological perspectives on loneliness // Applied & Preventive Psychology. 1999. № 8. Р. 1–22.
  31. Larson R. W. The solitary side of life: An examination of the time people spend alone from childhood to old age // Developmental Review. 1990. № 10. Р. 155–183.
  32. Long C. R., Seburn M., Averill J. R., More T. A. Solitude experiences: Varieties, settings, and individual differences // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Р. 578–583.
  33. Russell D. W. UCLA Loneliness Scale (Version 3): Reliability, validity, and factor structure // Journal of Personality Assessment. 1996. № 66. Р. 20–40.
  34. Winnicott D. The capacity to be alone // International Journal of Psychoanalysis. 1958. № 39. Р. 416–420.
  35. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 4. 433 с.
  36. Ефимкина Р. П. Детская психология: методические указания. М.; Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. 47 с.
  37. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  38. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учеб пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
  39. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд., доп. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
  40. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. 349 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».