№ 3 (2024)

Обложка

Весь выпуск

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование учебно-деловой эпистолографической традиции в отечественной дидактике во второй половине XVII века

Карамышева С.Н.

Аннотация

Преодоление хронологического разрыва между прошлым и настоящим является актуальным условием процесса дидактического традиционирования новой учебной дисциплины «Русский язык и деловая коммуникация». В то же время соотнесение содержательного и методического наполнения данной учебной дисциплины с историко-дидактическим континуитетом предполагает непосредственное обращение к тем историческим условиям, которые объективировали генезис и закрепление учебно-деловой эпистолографической традиции в отечественной дидактической практике. Комплексный анализ ситуативных изменений, вызванных во второй половине XVII в. началом процессов формирования регулярного государства, проведенный в рамках историко-антропологического и социокогнитивного подходов, позволил выделить ряд значимых оснований, которыми было обусловлено появление рукописных азбук-прописей с образцово-деловыми письмовниками. Появление и последующее распространение данного вида азбук является маркерно значимым документным фактом ментально-когнитивной перекодификации общественного сознания с тотальности сакрально-религиозных смыслов на параллелизм божественного промысла и секулярно-деловой семантики, когда упование на божественную справедливость сопрягалось с необходимостью следования в заданных рамках административно-бюрократического соответствия. Достигнутые в ходе исследования результаты позволяют утверждать о том, что процесс формирования отечественной учебно-деловой эпистолографической традиции изначально имел ситуативно объективированный и автохтонно заданный характер, тем самым определяя ее специфические черты, а именно утилитаризм, прескриптивность и дидактический прагматизм. При этом самим фактом распространения учебно-деловой эпистолографической традиции, которая, по сути, являлась вариантом дидактического опосредования надсословного принципа «государевой» службы, задавались житейско-практические основания для позитивной включенности в разворачивающиеся процессы формирования регулярного государства.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):7-16
pages 7-16 views

Эффективное использование мессенджеров учителями в медиаобразовательной среде как показатель уровня медиаграмотности

Шабельник М.А.

Аннотация

Работа посвящена актуальной проблеме использования мессенджеров в профессиональной деятельности учителя; рассматриваются понятия «медиаграмотность» и «медиагигиена» в контексте медиаобразовательной среды общеобразовательного учреждения; обобщаются результаты проведенного исследования по проблемам применения мессенджеров в педагогической работе. В связи с тотальной цифровизацией образования, трансформацией образовательной среды в цифровую образовательную среду в общеобразовательных учреждениях сформировались компоненты организационно-педагогических условий обучения на основе цифровых технологий. Среди используемых ресурсов и сервисов для приема, хранения и оперативной передачи информации неформальное, но значительное место в трудовой деятельности учителя стали занимать мессенджеры. Целью исследования являлось определение уровня владения сервисами для мгновенного обмена сообщениями у педагогов как показателя их медиаграмотности и медиагигиены. На Yandex Forms-конструкторе был проведен опрос учителей. Результаты проведенного исследования позволили оценить степень навыков работы с мессенджерами и в дальнейшем будут использованы в разработке методических рекомендаций для педагогических работников по медиабезопасности и соблюдению медиагигиены с целью снижения рисков и угроз применения мессенджеров и оптимизации профессиональной деятельности.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):17-24
pages 17-24 views

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование позитивной профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в условиях индивидуализации образовательного процесса

Каитов А.П.

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена неоспоримой значимостью формирования профессиональной мотивации для академических достижений будущих педагогов в процессе обучения в высшей школе, их успешной профессиональной адаптации и самореализации в педагогической профессии. Индивидуализация образовательного процесса посредством выстраивания студентами индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) личностно-профессионального развития и получения образования выступает в качестве ключевого фактора, детерминирующего развитие позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов (свобода выбора учебных курсов, источников получения информации, методов и средств самостоятельной работы, удовлетворяющих потребность в автономии, компетентности, аффиляции). Одной из форм индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогов – студентов бакалавриата является организация образовательного процесса по схеме «2 + 2», или «2 + 3» (с двумя профилями), предоставляющей абитуриентам возможность поступления на укрупненную группу специальностей/направлений (УГСН) с последующим выбором направления подготовки и профилей образовательной программы после второго курса. Реализация в Московском городском педагогическом университете схемы обучения «2 + 2 (3)» выявила наличие у студентов трудностей, связанных с несформированностью навыков самостоятельной работы, саморегуляции учебной деятельности, ответственности за свой профессиональной выбор и т. п., что свидетельствует о взаимосвязи успешности обучения студентов по ИОТ с развитием профессиональной мотивации студентов (интерес к педагогической деятельности, осознание ее социальной значимости, активность, настойчивость, упорство в достижении цели и др.). Цель исследования – разработать структуру и содержание тьюторского сопровождения бакалавров педагогического образования с включением в него мотивационного обеспечения реализации ИОТ. Методы исследования: аналитический обзор отечественных и зарубежных научных источников, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение результатов, проектирование. Структуру тьюторского сопровождения образуют сформировавшиеся в образовательной практике вузов четыре взаимосвязанных этапа (информационно-диагностический, проектировочный, организационно-технологический, оценочно-рефлексивный). На каждом этапе тьютор в процессе субъект-субъектного взаимодействия с тьюторантом избирательно воздействует на его мотивационные состояния (желания, интересы, стремления, намерения и др.), побуждающие, направляющие и поддерживающие деятельность тьюторанта в процессе проектирования и реализации ИОТ.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):25-34
pages 25-34 views

Содействие профессионализации через организацию познавательной деятельности студентов направления «Нефтегазовое дело» на начальном этапе обучения

Рочева М.Г.

Аннотация

Главным поставщиком кадров для нефтегазовой отрасли в Республике Коми является Ухтинский государственный технический университет. Его основная задача – подготовка высококвалифицированных специалистов (профессионалов). Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в профессиональной области. Чтобы быть востребованными и конкурентоспособными в своей отрасли, специалисту необходимо непрерывно заниматься самообразованием. Содействие самообразованию учащихся на начальной ступени обучения в вузе осуществляется через вовлечение студентов в активную познавательную деятельность. Но, как показывает практика, уровень познавательной активности большинства современных студентов оставляет желать лучшего, что свидетельствует об актуальности темы данного исследования. Первоначально были выявлены и проанализированы причины низкой познавательной активности и изучена мотивационная составляющая процесса. Далее раскрываются основные идеи процесса организации познавательной работы студентов направления «Нефтегазовое дело» на занятиях по математике. Реализуется идея создания специальной системы заданий по математике, содержащей различные формы самостоятельной учебной деятельности, способствующие формированию познавательной активности.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):35-46
pages 35-46 views

Научно-исследовательская практика как средство формирования методологической культуры педагога-музыканта

Шишлянникова Н.П.

Аннотация

Рассмотрена проблема недостаточной методологической грамотности педагогов-музыкантов, проанализированы причины ее возникновения в профессиональной среде и в системе музыкально-педагогической подготовки студентов. Это системное индифферентное отношение к школьному предмету «Музыка» как «периферийному», а также специфика профиля подготовки, обусловленная творческой природой содержания подготовки, предполагающей крайне важную и трудоемкую музыкально-исполнительскую подготовку. Обоснована роль учебной практики (научно-исследовательская работа) в пробуждении интереса к данному виду профессиональной подготовки, в вовлечении студентов в проектно-исследовательскую работу. Показаны ее положительное влияние и результативность, выраженные в активном участии в научно-исследовательских конференциях и научно-методических семинарах с докладами и публикацией научных статей, разработкой исследовательских творческих проектов. Приведены результаты анкетного опроса студентов 4-го курса, у которых ежегодно проводилась учебная практика (научно-исследовательская работа). Ответы испытуемых подтверждают рост их методологической грамотности, интерес, активность и результативность в проектно-исследовательской деятельности, ее положительное влияние на формирование методологической и в целом профессиональной культуры будущего учителя музыки.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):47-53
pages 47-53 views

Фокус-группа как исследовательский метод на занятиях по изучению заданий с поликомпонентными рисунками

Верещагина А.Г.

Аннотация

Рассматривается раскрытие метапредметной сущности и значимости заданий с поликомпонентными рисунками в профессиональной подготовке студентов образовательной организации среднего профессионального образования по результатам работы в фокус-группах студентов и магистрантов. В результате уточняются понятия: «поликомпонентные рисунки», «задания с поликомпонентными рисунками», а также определяются требования к заданиям с поликомпонентными рисунками и критерии для их классификаций. В работе выделены и охарактеризованы пять этапов работы в фокус-группах; описаны зафиксированные факты о применении заданий с поликомпонентными рисунками в образовательном процессе техникума и вуза; поликомпонентные рисунки рассматриваются как способ кодирования учебной информации, стимулирующий работу обоих полушарий головного мозга, позволяющий создать необходимые для выполнения заданий невербализованные образы. Рассматриваемые задания определены как синтез визуальных опор и текстового поля, учитывающий клиповое мышление современного студента, способствующий формированию метапредметных результатов и появлению идей в виде ментальных образов, необходимых для успешного овладения компетенциями в рамках получаемой студентом профессии или специальности.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):54-63
pages 54-63 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Этапы формирования иноязычной профессиональной лексической компетенции в условиях медицинского вуза

Стародубцева О.Г.

Аннотация

Выделены этапы формирования иноязычной лексической компетенции на основе использования предшествующих и сопутствующих междисциплинарных связей, приведен пример разработанного плана систематического взаимодействия обучающихся и преподавателя, показано влияние тематических разделов плана на поэтапное формирование лексических навыков и развитие умений устной речи студентов. Представлены различные точки зрения на проблему этапизации формирования навыков и развития умений в устной речи, дана характеристика навыков каждого этапа в процессе формирования иноязычной профессиональной лексической компетенции.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):64-71
pages 64-71 views

Система упражнений для обучения иностранных студентов-дизайнеров языку учебно-научной сферы общения (на материале текстов по цветоведению)

Васильева К.В.

Аннотация

Успешная реализация совместных международных образовательных программ требует от иностранных учащихся высокого уровня владения русским языком не столько в социально-бытовой и социально-культурной, сколько в учебно-научной сфере общения. Следовательно, возникает запрос на создание профессионально ориентированных узкоспециализированных средств обучения. Совместный инженерный институт – это проект Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Цзянсуского педагогического университета, реализуемый при поддержке Министерства образования Китая. Специально для студентов данного института преподаватели Центра русского языка как иностранного Высшей школы международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали учебные пособия по языку специальности по каждому направлению подготовки. «Русский язык как иностранный. Язык специальности. Дизайн» – учебное пособие, разработанное для китайских студентов Совместного инженерного института, обучающихся по направлению «Дизайн». Инновационная система упражнений, представленных в пособии, построена на материале аутентичных текстов по специальности и позволяет вне языковой среды подготовить китайских студентов к обучению на третьем курсе в России.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):72-80
pages 72-80 views

Русско-корейский паремиологический словарь как средство формирования лингвокультурологической компетенции корейских студентов-русистов

Квон Ж.

Аннотация

В статье рассматривается проблема лексикографической репрезентации русских пословиц корейским студентам-русистам. Представлена концепция двуязычного паремиологического словаря, особенностью которого является его кросс-культурный характер: лингвокультурологический комментарий сопровождает здесь не только русские паремии, но и их корейские эквиваленты. Рассмотрены все параметрические зоны словарной статьи, показаны приемы работы в студенческой группе с данными лексикографическими материалами. Результаты итогового контроля показали, что разработанные словарные статьи оказались эффективным средством формирования лингвокраеведческой компетенции корейских студентов. Это подтверждает практическую значимость исследования, материалы которого могут быть использованы на занятиях по русскому языку как иностранному и при составлении учебных словарей пословиц. В научном плане результаты исследования пополняют теоретическую базу кросс-культурного подхода в обучении неродному языку.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):81-89
pages 81-89 views

ПСИХОЛОГИЯ

Иррациональность как ресурс совладания с неопределенностью

Сапогова Е.Е.

Аннотация

В статье аргументируется тезис об иррациональности как потенциальном ресурсе для совладания с переживанием дискомфорта неопределенности. Иррациональность рассматривается как своеобразный способ компенсации ускоряющегося устаревания индивидуального опыта, невзросления современных людей и становления фрагментарной идентичности. Выполнен сравнительный анализ возможностей рационального и иррационального поведения в ситуациях, когда имеющегося опыта оказывается недостаточно, а избежать необходимости принятия решения и действования человек не может. Автор формулирует положения о возможностях иррациональной установки во взаимодействии с реальностью как основе трансгрессивного поведения и использовании новых возможных «логик» в познании человеком реальности и самого себя.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):90-99
pages 90-99 views

Позитивное одиночество как средство решения психологических проблем в юношеском возрасте

Ансимова Н.П., Прядилина А.А.

Аннотация

Рассматривается проблема переживания одиночества в юношеском возрасте, в частности обращено внимание к его конструктивному характеру. Выдвигая собственное рабочее определение понятия «одиночество», под которым понимается психическое состояние, авторы формулируют идею о наличии так называемого поля одиночества, куда входят зоны ограждения и отстранения. Ключевым в работе является понятие позитивного одиночества как одного из видов одиночества, связанного с внутренней работой человека над собственным опытом, а именно с его переработкой и интеграцией. Целью исследования стало выявление возможностей переживания позитивного одиночества как потенциального средства решения таких психологических проблем в юношеском возрасте, как проблем самоотношения, поиска смысла жизни и эмоционального благополучия. На основе результатов, полученных в ходе тестирования и обработанных с помощью методов описательной статистики и корреляционного анализа, авторы делают выводы об особенностях переживания одиночества, в том числе позитивного, у учащихся старших классов, студентов вузов и колледжей. Исследование показало, что переживанием позитивного одиночества могут определяться значимость или незначимость некоторых жизненных смыслов и желательность различных эмоциональных переживаний, а это в свою очередь может способствовать решению проблем поиска смысла жизни и эмоционального самочувствия.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):100-111
pages 100-111 views

Функциональная организация языковой компетентности с точки зрения метасистемного подхода

Карпов А.В., Чернов Д.Н.

Аннотация

В статье раскрывается содержание метасистемного подхода к изучению функционального устройства языковой компетентности как психолого-педагогического феномена. Рассмотрены базовые метасистемные закономерности функциональной организации систем со встроенным метауровнем, к классу которых принадлежит языковая компетентность. Выдвинуты теоретические предположения о возрастании функциональной «мощности» системы языковой компетентности по мере усложнения ее структурно-динамической организованности как функции изменения сложности и, соответственно, отсроченности достижения цели. Раскрыто содержание адаптационной, регулятивной и трансформационно-генеративной функций языковой компетентности. Сформулированные предположения имеют значение для создания методологически обоснованной программы психолого-педагогического сопровождения формирования языковой компетентности как функционально зрелого структурно-динамического системного новообразования личности ученика.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):112-123
pages 112-123 views

Короткая версия опросника самоконтроля в общении: надежность, валидность, факторная структура

Шейнов В.П., Девицын А.С.

Аннотация

Изучение самоконтроля в общении актуально ввиду негативного влияния на общение «вживую» чрезмерного использования смартфонов и социальных сетей. При этом в исследованиях активно используется созданная 40 лет назад М. Снайдером «Шкала самоконтроля в общении». В отношении давно разработанных методик сложилось убеждение, что их нужно перепроверить, поскольку ответы респондентов сегодня могут значительно отличаться от ответов их давних предшественников, на ответах которых много лет назад создавались эти опросники. Актуальна и установка на сокращение опросников, поскольку большие опросники вызывают трудности в сборе материалов и худшее качество получаемых ответов. Цели данного исследования: 1) разработка надежной и валидной сокращенной версии опросника самоконтроля в общении; 2) построение факторной модели самоконтроля в общении. Исходные данные для исследования были собраны посредством онлайн-опроса 1 911 респондентов. В результате проведенного исследования сконструирована состоящая из 8 вопросов короткая версия опросника социального самоконтроля. Короткая версия опросника удовлетворяет основным критериям валидности и надежности и обладает лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия. Построена состоятельная двухфакторная модель самоконтроля в общении.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):124-135
pages 124-135 views

Взаимосвязь морали, нравственности и права: философско-правовой и психологический аспекты

Стрижова И.В., Стрижова М.Е.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи морали, нравственности, права в философско-правовом и психологическом аспектах. Авторы отмечают целесообразность изучения взаимосвязи именно трех этих категорий, а не традиционных пар «мораль – нравственность», «нравственность – право» и «мораль – право». С позиции философии права мораль испытывает на себе влияние внешних воздействий в форме правовых норм, но и само право определяется моральными ориентирами. В психологическом аспекте взаимосвязи морали, нравственности и права в сознании индивида изначально не существует, она возникает и развивается по мере становления его самосознания. «Вращивание» правовых и моральных представлений в нравственные убеждения происходит по мере осознания индивидом ответственности за свой поступок, которая бывает нравственной (внутренней, субъективной) и специальной (внешней, объективной). Первый вид состоит в наполнении поступка личностным смыслом, второй – в установлении соответствия поступка моральным и правовым нормам. Понимание сложного механизма взаимосвязи и взаимопереходов морали, нравственности и права позволяет выстроить этапы формирования такого системного психического образования, как нравственная надежность. По мнению авторов, нравственная надежность отражает единство трех рассмотренных категорий и включает в себя процессы когнитивной обработки информации, нравственного осмысления, регуляции и рефлексии поведения в ситуации решения нравственных задач.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):136-145
pages 136-145 views

Особенности адаптации к дошкольной образовательной организации детей, имеющих разный уровень здоровья

Ельникова О.Е., Меренкова В.С.

Аннотация

Рассматривается вопрос о специфике приспособления соматически ослабленных детей к новой социальной ситуации при поступлении в дошкольную образовательную организацию (ДОО). Дана характеристика понятия «адаптация», проанализированы подходы к понимаю адаптации – биологический и социально-психологический, сделан акцент на характеристике групп здоровья, а также термина «соматически ослабленные дети». Представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей адаптации к ДОО детей раннего возраста, имеющих разный уровень здоровья, через рассмотрение уровня их приспособления – адаптированности. Подавляющее большинство детей, относящихся к группе здоровых, имеют высокий уровень адаптированности. Такие дети во время нахождения в ДОО спокойные, радостные; у них отсутствуют капризы, реакции страха и протеста; они активно идут на контакт с группой сверстников и педагогами. У соматически ослабленных детей диагностируется средний или низкий уровень адаптированности. Представители данной группы демонстрируют нестабильное эмоциональное состояние, либо, наоборот, реакции отсутствуют вообще или могут характеризоваться тихим плачем, отсутствием активных движений, отсутствием попыток к сопротивлению, пассивным подчинением, подавленностью, напряженностью. Представленные в данной статье результаты позволяют заключить, что около 50 % детей случайно сгенерированной выборки имеют те или иные проблемы со здоровьем. Показано, что сложности, которые мешают соматически ослабленным детям в повседневной жизни, могут мешать им и в дальнейшем, в том числе в ходе адаптации к ДОО.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):146-153
pages 146-153 views

ОБЗОРЫ

Современные сравнительно-педагогические исследования о подготовке вокалистов в Китае и России

Ма Х.

Аннотация

В статье обобщены результаты современных сравнительно-педагогических исследований (статей, диссертаций) за последние 15 лет о подготовке вокалистов в Китае и России, выполненных преимущественно китайскими учеными единолично, в соавторстве с российскими учеными или под научным руководством ученых российских вузов. Их проблематика связана с влиянием русского вокального (оперного) искусства на китайское и особенностями подготовки вокалистов в Китае и России (сходства и различия). Обзор данных исследований позволяет создать целостное представление о текущем состоянии подготовки вокалистов в двух странах, специфике, развитии и интеграции вокальных школ.
Научно-педагогическое обозрение. 2024;(3):154-164
pages 154-164 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».