Core pedagogical values as the basis of inclusive teacher competence

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the phenomenon of pedagogical values in the projection of inclusive education and their role in the formation of inclusive competence of teachers. The factors of the development of inclusive education and their role in the formation of inclusive competence of teachers are studied. The paper highlights the trends in the development of inclusive education, which are caused by an increase in the number of disabled children and awareness of the features of the inclusive process by participants in educational relations. The author focuses not only on the need to provide opportunities for joint education of students with special needs and normotypic children, but also on the effectiveness of the inclusive process. The results of a survey of teachers of secondary schools of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug conducted to identify difficulties in implementing and adapting the learning process of schoolchildren in the conditions of inclusion are presented. The place of the value system in the process of formation of inclusive competencies of teachers is considered. The classification of pedagogical values is adapted in accordance with the principles of inclusive education. The system of interrelation of educational value orientations and competencies formed by teachers in the process of understanding, awareness and acceptance of the principles of inclusive education is described. The paper presents the classification of values in the projection of inclusive education and is compared with inclusive competencies. The interrelation between pedagogical values that are formed when working in conditions of inclusion and inclusive competencies that are developed by teachers, guided by the relevant principles and applying values in practice, is indicated. The author focuses on the difficulties that arise in the process of applying practical skills of inclusive competencies by a teacher in the educational process.

About the authors

Olga Vladimirovna Chebotareva

Tomsk State Pedagogical University

Email: ochebotareva@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617?marker=AAG0NP (дата обращения: 25.03.2023).
  2. Макарьев И. С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. 84 с.
  3. Численность детей-инвалидов // Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei (дата обращения: 21.03.2023).
  4. Воротникова А. И. Педагогический словарь-справочник. Ч. 1. URL: https://didacts.ru/termin/cennostiobrazovanija.html (дата обращения: 15.03.2022).
  5. Савостьянов А. И. Гуманизация образования: ценностные ориентиры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. Вып. 5. С. 7–9.
  6. Юсупова Е. Б. Этапы формирования ключевых компетенций у будущих социальных педагогов для работы в образовательных учреждениях инклюзивного типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. Вып. 23. С. 295–298.
  7. Полякова Е. С. Идеологическая идентичность и ценности образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. Вып. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8282 (дата обращения: 26.03.2023).
  8. Джумагулова А. Ф. Компетенции педагога в профессиональном инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. материалов IV Междунар. научно-практ. конф. М.: Московский гос. психолого-пед. ун-т, 2017. С. 297–301.
  9. Салманова А. Ф. Новые компетенции педагога в условиях реализации инклюзивной практики // Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их комплексное сопровождение: сб. метод. материалов, рекомендаций, практик и статей для работников образовательных организаций Межрегиональной и Всероссийской научно-практических конференций по вопросам инклюзивного образования / под ред. С. А. Герасимова, И. З. Сковородкиной, Д. П. Ермолина. Архангельск: Консультационное информационно-рекламное агентство, 2022. С. 150–153.
  10. Роберт И. В. Ценности образования периода цифровой парадигмы // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». Пенза: ПГУ, 2022. Т. 1. С. 32–34.
  11. Баулина М. В. Профессиональная компетенция учителей инклюзивного образования // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2016. Вып. 6. С. 134–136.
  12. Бездетко С. Н. Проблема сформированности компетенций у педагогов в области технологий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2022. Вып. 4. С. 96–110.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».