ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование предпочитаемых копинг-стратегий в условиях перехода к онлайн-обучению в первые полгода пандемии 2020 г. проведено среди педагогов российских школ – во всероссийском анонимном опросе приняли участие 554 педагога. Переход к онлайн-обучению квалифицирован как комплексный стрессор, имеющий сложную природу, которая включает технологический и человеческий факторы. В ходе опроса были выделены шесть групп фрустрационных факторов онлайн-обучения: снижение мотивации и успеваемости учеников (снижение эффективности учебного процесса), проблемы коммуникации «учитель – ученик/родитель» (коммуникативная фрустрация), цифровая неграмотность, техническая неоснащенность учебного онлайн-процесса и технические сбои, увеличение объема и времени работы, проблемы со здоровьем и личной жизнью, а также пять типов копинг-стратегий, используемых педагогами для совладания с этими фрустрационными факторами: тайм-менеджмент и простраивание границ, овладение онлайн-компетенциями и платформами (освоение новых средств и форм деятельности), фиксация на ситуации фрустрации и своих переживаниях, с ней связанных, применение антистресс-практик, поиск социальной поддержки и понимания (эмпатия как средство снятия напряжения). В исследовании показана статистически значимая зависимость выбираемой копингстратегии от субъективной значимости тех или иных аспектов профессионально-педагогической деятельности; описаны адаптивные и дезадаптивные копинг-стратегии совладания со стрессором перехода к онлайн-обучению; выделены наиболее сложные обстоятельства при переходе к онлайн-обучению; выявлена самооценка педагогов относительно сложности перехода к онлайн-обучению и уровня их профессионального выгорания.

Об авторах

Наталия Евгеньевна Синичкина

Русская христианская гуманитарная академия

Email: n.sinichkina@rhga.ru
доктор педагогических наук, профессор, кандидат филологических наук, директор фонда «просвещение» Набережная реки Фонтанки, 15, Санкт-Петербург, Россия, 191011

Вячеслав Сергеевич Кубарев

Омский государственный технический университет

Email: kubikss@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент пр. Мира, 11, Омск, Россия, 644050

Список литературы

  1. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию // Консультационная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 90–108.
  2. Борисова М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 190 с.
  3. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Иркутск, 2007. 533 с.
  4. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2001. 192 с.
  5. Печеркина А. А., Синякова М. Г., Чуракова Н. И. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 136 с.
  6. Синичкина Н. Е. Межпоколенческий диалог педагогов и наставничество // Наставничество в школьном образовании: материалы I Шлиссельбургских педагогических чтений, 28 марта 2019 г. / сост. и отв. ред. Н. Е. Синичкина. СПб.: СИНЭЛ, 2019. С. 10–29. URL: https://drive.google.com/file/d/1vE9bDmSttfAmRbH9WV_JrkpdQ7w_35Vs/view?usp=sharing (дата обращения: 04.04.2022).
  7. Шкурко О. В., Федяева Е. В. Какие проблемы вскрыл вынужденный переход на дистанционное обучение: о компьютерах и педагогической компьютерной компетенции // Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей международной научно-методической конференции. СПб., 2020. С. 107–111.
  8. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93–114.
  9. Леонидова Г. В., Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р., Бабич Л. В. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 4. С. 202–219.
  10. Исаева Н., Каспржак А., Кобцева А., Цатрян М. COVID-19: учение и обучение глазами родителей // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). С. 46–58.
  11. Волков С. Дистанционное обучение только навредит детям: как справиться с неизбежными минусами удаленки // Яндекс.Дзен. 27 октября 2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/lupus/distancionnoe-obuchenietolko-navredit-detiam-kak-spravitsia-s-neizbejnymi-minusami-udalenki-61790b040b66de19a8d8e77f?fbclid=IwAR1x7hkwN2zUtR_sGn1Tmgo1ZL6DTkcx8K8Gyr12zm-DSOGAXIg3lj3kzBU (дата обращения: 05.04.2022).
  12. Lazarus R. S. Psyhological stress and the coping process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966. 257 с.
  13. Нартова-Бочавер С. К. Coping behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 3–20.
  14. Коломейцев Ю. А., Корзун С. А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) // Проблемы управления. 2010. № 2 (35). С. 226–229.
  15. Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика: учеб.-метод. пособие. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36519262 (дата обращения: 17.04.2022).
  16. Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984. 445 р.
  17. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018. 252 с.
  18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html (дата обращения: 06.04.2022).
  19. Альперович В. Д. Копинг-стратегии субъекта в связи с образами трудной жизненной ситуации в метафорах и социальной фрустрированностью // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 3. С. 143–155.
  20. Гоулман Д. С чего начинается лидер // Эмоциональный интеллект / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. С. 7–31.
  21. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей // Лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/fao_distant (дата обращения: 04.04.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».