Особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников в контексте эмоционального состояния их матерей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается роль эмоционального состояния матери в развитии эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Внедрение федерального государственного стандарта начального общего образования определяет высокое значение нравственного воспитания, развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Согласно положениям Л.С. Выготского о синергии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности, нельзя рассматривать процессы познания в отрыве от эмоций, что, безусловно, отражается в повышении эффективности функционирования и успешной социализации ребенка. Цель исследования заключается в изучении особенностей развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста в сопряженности с эмоциональным фоном матерей по отношению к своим детям через оценку их чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия. В заключении делается вывод о значимости позитивных детско-родительских отношений в развитии самосознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков, а также в обеспечении эмоционального благополучия младших школьников. Семья служит важнейшей основой для формирования эмоциональной грамотности.

Об авторах

Лариса Фаритовна Баянова

Психологический институт Российской академии образования

Email: balan7@yandex.ru
доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории детства и цифровой социализации Москва, Россия

Евгения Олеговна Шишова

Казанский (Приволжский) федеральный университет; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: Evgeniya.Shishova@kpfu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии; старший научный со-трудник федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований Казань, Россия

Светлана Витальевна Волкова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: sveta-vita@yandex.ru
магистрант кафедры педагогической психологии Казань, Россия

Список литературы

  1. Бондарева П.Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5. № 3. С. 108–116.
  2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 400 с.
  3. Goleman D. La inteligencia emocional. Editorial LeLibros, 1995. URL: http://cutonala.udg.mx/sites/de-fault/files/adjuntos/inteligencia_emocional_daniel_goleman.pdf (дата обращения: 8.03.2024).
  4. Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики // Вопросы психологии. 2019. № 6. C. 151–162.
  5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007. 159 с.
  6. Белопольская А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381–383.
  7. Ciarrochi J. y Anderson S. Emotional Intelligence moderates the relationship between strees and mental health // Personality and Individual differences. 2002. Vol. 32 (2). P. 197–202. URL: https://josephciarrochi.com/wp-content/uploads/2011/08/Ciarrochi_Deane_PID_Emotional_Intelligence_Moderates_the_Relationship_Between_Stress_and_Mental_Health_2002.pdf (дата обращения: 23.05.2024).
  8. Hiam J. Katanani, Amal A. Mas’oud. The relation between the emotional intelligence of children and their mothers // Global Journal of Educational Foundation. 2017. Vol. 5 (4). Р. 378–390.
  9. González M.R., Primé-Tous M., Bondelle E.V., Vázquez-Morejón A., Santamarina P., Morer A., Lázaro L. Parents’ Emotional Intelligence and their Children’s Mental Health: A Systematic Review // Journal of Psychiatry and Psychiatric Disorders. 2021. Vol. 5. Р. 58–75.
  10. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 2. С. 97–103.
  11. Робертс Р.Д., Мэттьюс Д., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С. 3–26.
  12. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Мигун Ю.П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах: учебно-метод. пособие. М.: Институт психологии РАН, 2019. 114 с.
  13. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. 334 с.
  14. Лисина М.И., Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990. 264 c.
  15. Захарова Е.И. Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. 2002. № 1. С. 3–29.
  16. Комлик Л.Ю., Меренкова В.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 37–40.
  17. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 288 с.
  18. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 21 с.
  19. Нгуен Минь Ань. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2008. 24 с.
  20. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родительского эмоционального взаимодействия: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.
  21. Андреева И.Н. Понимание эмоций: гендерные различия // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: сб. материалов третьей междунар. науч. конференции 1–2 ноября 2007 г. / редкол. А.А. Гугнин и др. Полоцк: ПГУ, 2007. С. 230–233.
  22. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н., Потокина А.Н. Специфика материнских установок женщин, имеющих детей 5–7 лет // Вестник ОГУ. 2018. № 5. С. 94–99.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».