Административно -организационные аспекты функционирования системы доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для нуждающихся в них больных


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Наркотические средства и психотропные вещества продолжают оставаться незаменимыми в области медицины. Обеспечение необходимой доступности этой группы лекарственных средств является актуальной задачей здравоохранения. Формирование эффективной системы, обеспечивающей жизненно необходимую доступность наркотических и психотропных лекарственных препаратов гражданам, которым они необходимы в медицинских целях, должно основываться на исследованиях, анализе, осознании сущности и специфики существующих проблем и поиске путей их разрешения.Целью исследования явилось исследование элементов системы обеспечения доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинских целей и выделение факторов, препятствующих доступности этой группы лекарственных средств.Материалы и методы. Исследование проводилось на основе анализа научной литературы и руководящих документов, регламентирующих различные аспекты деятельности по обороту подконтрольных веществ, результатов анкетирования и интервьюирования медицинских и фармацевтических работников. В исследовании использовались методы контент-анализа, логического, функционального и др.Результаты и их обсуждение. Система обеспечения доступности наркотических и психотропных лекарственных препаратов для нуждающихся в них больных в настоящее время подвержена реформированию, что связано с крайне низкой доступностью этой группы лекарственных средств для использования в медицинских целях. Участники организации лекарственного обеспечения, в том числе медицинские, фармацевтические работники одной из причин низкой доступности объясняют излишней забюрократизированностью системы обеспечения наличия и доступности НПЛП, сложностью документально-отчетного оформления движения лекарственных средств, затратностью этого вида деятельности, строгостью мер ответственности. В целях реализации прав граждан на облегчение боли, связанной с заболеваниями или медицинскими вмешательствами внесены изменения в нормативно-правовые акты, в результате чего упрощены требования по обороту наркотических и психотропных лекарственных препаратов в части назначения, выписки и отпуска ЛП. Однако результаты проведенных исследований показали, что интенсивное обновление нормативно-правовой базы, направленное на изменение ситуации, не всегда находит отражение в реальной практике. Специалисты предпочитают, оставаясь в рамках правового поля, не использовать новые нормы и направляют свои усилия не на соблюдение требований, а на поиски возможностей минимизации деятельности с подконтрольными лекарственными средствами, а то и вовсе отказа от таковых. В таких условиях больные, нуждающиеся в опиоидных анальгетиках, даже при благоприятной нормативной базе, сталкиваются с различными трудностями при назначении, получении препаратов.Заключение. В этом случае поиск путей решения проблем с низкой доступностью смещается и должен быть направлен на совершенствование организационно-административного управления системой доступности непосредственно на уровне медицинских либо фармацевтических организаций.

Об авторах

И. А. Каминская

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: irinakaminskaya@mail.ru

И. Н. Тюренков

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: fake@neicon.ru

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.08.2016).
  2. Ананд Гровер. Доклад Специального докладчика о праве каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, 6, U.N. Doc. A/65/255 (6 августа 2010 г.). URL: https://www.hri.global/files/2010/10/26/IHRA) (дата обращения: 26.08.2016).
  3. Петров В.И., Каминская И.А., Божко Н.К. Анализ использования опиоидных анальгетиков в медицинских целях в Волгоградском регионе // Вестник ВолгГМУ. 2016. №1 (57). С. 136-139.
  4. Кононова С.В., Лебедева М.В. Анализ лекарственного обеспечения онкологических больных наркотическими анальгетиками в амбулаторных условиях в Нижегородской области // Фармация и фармакология. 2015. №4 (11). С. 43-46.
  5. Обеспечение сбалансированности национальной политики в отношении контролируемых веществ: рекомендации по обеспечению наличия и доступности контролируемых лекарственных средств. (WHO/EDM/QSM/2000.4). URL: http://www.who.int/medicines/areas/quality_safety/guide_nocp_sanend/ru/ (дата обращения: 26.08.2016).
  6. О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.08.2016).
  7. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.08.2016).
  8. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2013 году (заболеваемость и смертность). М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, 2015. 250 с.
  9. Руководство по исчислению потребностей в веществах, находящихся под международным контролем. МККН. URL: http://lib-unique.un.org/lib/unique.nsf/Link/R00433) (дата обращения: 26.08.2016).
  10. Каминская И.А., Вешнева С.А., Скрипченко Л.Г. Морально-этические аспекты наркотического обезболивания онкологических больных // Биоэтика. 2015. № 1 (15). С. 50-56.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Каминская И.А., Тюренков И.Н., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».