Формирование высокого качества подготовки выпускников вузов – институциональная функция цифровизации высшего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. Проблемы обеспечения высокого качества высшего образования в условиях его цифровизации обусловлены необходимостью формирования оптимальной модели высшего образования в современном российском обществе, позволяющей выпускникам вузов достичь высоких социальных статусов. Цель статьи – исследовать факторы, влияющие на формирование высокого качества высшего образования как на выполнение институциональной функции в условиях его цифровизации, и определить возможности регулирования процесса цифровизации высшего образования для повышения его качества. Материалы и методы. Применены анкетный опрос преподавателей Пензенского государственного университета и вторичный анализ результатов оценки качества высшего образования по материалам Казанского (Приволжского) федерального университета и Саратовского государственного университета. Использована схема SWOT-анализа для определения возможных влияний цифровизации на обеспечение качества высшего образования. Результаты. Исследованы показатели качества высшего образования по результатам независимой оценки и опроса преподавателей и студентов в трех различных вузах Поволжского региона (в городах Пенза, Казань, Саратов). Охарактеризованы три важные группы факторов на разных уровнях обеспечения качества высшего образования: материально-техническое обеспечение, компьютерная и цифровая грамотность и мотивация. Определено, что эти группы факторов могут создать разные уровни цифрового неравенства, которое послужит основой для дальнейшей социальной стратификации общества. Выводы. На основе SWOT-анализа выявлены перспективы и проблемы, влияющие на качество высшего образования. Определены практические направления деятельности для снижения факторов социальных рисков и применения факторов совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации с целью достижения выпускниками высоких социальных статусов. Названы некоторые практические направления совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации.

Об авторах

Людмила Ивановна Найденова

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: linajdenova@yandex.ru

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного управления

Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40

Екатерина Владимировна Щанина

Пензенский государственный университет

Email: shchanina@mail.ru

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и государственного управления

Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40

Список литературы

  1. Панасюк В. П., Третьякова Н. В. Качество образования: инновационные тенденции и управление : монография. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. 201 с. EDN: YSMZHF
  2. Галас М. Л., Брушкова Л. А. Ценность и качество высшего образования в представлениях современной российской молодёжи // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, № 4 (37). С. 43. doi: 10.24412/2311-1763-2023-4-43-43 EDN: HURBQV
  3. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию : монография / М. О. Абрамова [и др.] ; науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. 46 с. EDN: VLNAXP
  4. Бурганова Л. А., Юрьева О. В. Отношение вузовских преподавателей к использованию цифровых технологий: социологический анализ // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 105–108. EDN: HKXGDF
  5. Прохорова М. П., Минеева О. А., Благодинова В. В. Изучение отношения обучающихся вуза к цифровизации образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 19. EDN:JNWZZD
  6. Дрондин А. Л. Качество высшего образования в условиях цифровой трансформации // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 353–357. doi: 10.25683/VOLBI.2023.63.590 EDN: LSTGGE
  7. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ // Вестник высшей школы. 2021. № 8. С. 16–23. doi: 10.20339/AM.08-21.016 EDN: EAYBEM
  8. Семенов Е. В., Соколов Д. В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 4–1. С. 137–153. doi: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153 EDN: VZBVEY
  9. Кондакова И. В. Проблемы и риски цифровизации системы образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). С. 36–40. EDN: TKUSTZ
  10. Серкина Я. И. Социальные риски цифровизации образовательного пространства в региональных вузах: проблемы идентификации и институционализации // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 2. С. 43–50. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-2-43-50 EDN: ZTDGBW
  11. Бурганова Л. А. Социальные риски цифровизации высшего образования // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 4. С. 224–227. EDN: QHSUJP
  12. Ермолаев В. В. К дискуссии о социально-психологических рисках цифровизации организационной культуры института образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 4. С. 45–50. EDN: FPKZAI
  13. Колесникова Е. Ю. Модернизация социоструктурной функции образования в России: этапы, условия, социальные механизмы : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04. Ростов н/Д., 2009. 235 с. EDN: NVNLAX
  14. Иванова В. А. Институциональные функции образования: устаревшая или перспективная проблема? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 3. С.104–119. EDN: ODQDKX
  15. Левашова Ю. Д. Проблемы институционального кризиса высшего образования в России // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : сб. тр. III Междунар. науч.- практ. конф. : в 2 т. Т. 1 (Екатеринбург, 21–22 апреля 2017 г.). Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. С. 224–227. EDN: YVXWZB
  16. Чередниченко Г. А. От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор вуза. 2022. № 11. С. 20–31. doi: 10.33920/nik-3-2211-01 EDN: GULSPG
  17. Быкасова О. О. Качество образования и система менеджмента качества как основа конкурентоспособности современного высшего образования // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2, № 4 (4). С. 104–106. EDN: TRKIUP
  18. Фурсова В. В. Качество образования как фактор повышения конкурентноспособности университетского образования: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 234–238. EDN: TPHGED
  19. Заграновская А. В. Системный анализ качества образования в вузе // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 153–158. doi: 10.25683/VOLBI.2019.49.417 EDN: TXAUPX
  20. Зборовский Г. Е. Общая социология. М. : Гардарики, 2004. 591 с. EDN: QOCSLN
  21. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / Ю. Г. Чернышева, З. В. Удалова, Л. В. Гончарова [и др.] ; под ред. Л. Н. Усенко. М. : ИНФРА-М, 2025. 624 с

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».