Формирование высокого качества подготовки выпускников вузов – институциональная функция цифровизации высшего образования
- Авторы: Найденова Л.И.1, Щанина Е.В.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 78-89
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2307-9525/article/view/290401
- DOI: https://doi.org/10.21685/2307-9525-2024-13-1-9
- ID: 290401
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Проблемы обеспечения высокого качества высшего образования в условиях его цифровизации обусловлены необходимостью формирования оптимальной модели высшего образования в современном российском обществе, позволяющей выпускникам вузов достичь высоких социальных статусов. Цель статьи – исследовать факторы, влияющие на формирование высокого качества высшего образования как на выполнение институциональной функции в условиях его цифровизации, и определить возможности регулирования процесса цифровизации высшего образования для повышения его качества. Материалы и методы. Применены анкетный опрос преподавателей Пензенского государственного университета и вторичный анализ результатов оценки качества высшего образования по материалам Казанского (Приволжского) федерального университета и Саратовского государственного университета. Использована схема SWOT-анализа для определения возможных влияний цифровизации на обеспечение качества высшего образования. Результаты. Исследованы показатели качества высшего образования по результатам независимой оценки и опроса преподавателей и студентов в трех различных вузах Поволжского региона (в городах Пенза, Казань, Саратов). Охарактеризованы три важные группы факторов на разных уровнях обеспечения качества высшего образования: материально-техническое обеспечение, компьютерная и цифровая грамотность и мотивация. Определено, что эти группы факторов могут создать разные уровни цифрового неравенства, которое послужит основой для дальнейшей социальной стратификации общества. Выводы. На основе SWOT-анализа выявлены перспективы и проблемы, влияющие на качество высшего образования. Определены практические направления деятельности для снижения факторов социальных рисков и применения факторов совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации с целью достижения выпускниками высоких социальных статусов. Названы некоторые практические направления совершенствования качества высшего образования в условиях цифровизации.
Об авторах
Людмила Ивановна Найденова
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: linajdenova@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного управления
Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40Екатерина Владимировна Щанина
Пензенский государственный университет
Email: shchanina@mail.ru
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и государственного управления
Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40Список литературы
- Панасюк В. П., Третьякова Н. В. Качество образования: инновационные тенденции и управление : монография. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. 201 с. EDN: YSMZHF
- Галас М. Л., Брушкова Л. А. Ценность и качество высшего образования в представлениях современной российской молодёжи // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, № 4 (37). С. 43. doi: 10.24412/2311-1763-2023-4-43-43 EDN: HURBQV
- Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию : монография / М. О. Абрамова [и др.] ; науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. 46 с. EDN: VLNAXP
- Бурганова Л. А., Юрьева О. В. Отношение вузовских преподавателей к использованию цифровых технологий: социологический анализ // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 105–108. EDN: HKXGDF
- Прохорова М. П., Минеева О. А., Благодинова В. В. Изучение отношения обучающихся вуза к цифровизации образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 19. EDN:JNWZZD
- Дрондин А. Л. Качество высшего образования в условиях цифровой трансформации // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 353–357. doi: 10.25683/VOLBI.2023.63.590 EDN: LSTGGE
- Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ // Вестник высшей школы. 2021. № 8. С. 16–23. doi: 10.20339/AM.08-21.016 EDN: EAYBEM
- Семенов Е. В., Соколов Д. В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 4–1. С. 137–153. doi: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153 EDN: VZBVEY
- Кондакова И. В. Проблемы и риски цифровизации системы образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). С. 36–40. EDN: TKUSTZ
- Серкина Я. И. Социальные риски цифровизации образовательного пространства в региональных вузах: проблемы идентификации и институционализации // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 2. С. 43–50. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-2-43-50 EDN: ZTDGBW
- Бурганова Л. А. Социальные риски цифровизации высшего образования // Вестник экономики, права и социологии. 2019. № 4. С. 224–227. EDN: QHSUJP
- Ермолаев В. В. К дискуссии о социально-психологических рисках цифровизации организационной культуры института образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 4. С. 45–50. EDN: FPKZAI
- Колесникова Е. Ю. Модернизация социоструктурной функции образования в России: этапы, условия, социальные механизмы : дис. … канд. социол. наук : 22.00.04. Ростов н/Д., 2009. 235 с. EDN: NVNLAX
- Иванова В. А. Институциональные функции образования: устаревшая или перспективная проблема? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 3. С.104–119. EDN: ODQDKX
- Левашова Ю. Д. Проблемы институционального кризиса высшего образования в России // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : сб. тр. III Междунар. науч.- практ. конф. : в 2 т. Т. 1 (Екатеринбург, 21–22 апреля 2017 г.). Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. С. 224–227. EDN: YVXWZB
- Чередниченко Г. А. От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор вуза. 2022. № 11. С. 20–31. doi: 10.33920/nik-3-2211-01 EDN: GULSPG
- Быкасова О. О. Качество образования и система менеджмента качества как основа конкурентоспособности современного высшего образования // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2, № 4 (4). С. 104–106. EDN: TRKIUP
- Фурсова В. В. Качество образования как фактор повышения конкурентноспособности университетского образования: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. С. 234–238. EDN: TPHGED
- Заграновская А. В. Системный анализ качества образования в вузе // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 153–158. doi: 10.25683/VOLBI.2019.49.417 EDN: TXAUPX
- Зборовский Г. Е. Общая социология. М. : Гардарики, 2004. 591 с. EDN: QOCSLN
- Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / Ю. Г. Чернышева, З. В. Удалова, Л. В. Гончарова [и др.] ; под ред. Л. Н. Усенко. М. : ИНФРА-М, 2025. 624 с
Дополнительные файлы
