Парадигма «человека взрослого» в образовании для современного мира
- Авторы: Кожевникова М.Н.1
-
Учреждения:
- СанктПетербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 126-136
- Раздел: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2307-9525/article/view/290414
- DOI: https://doi.org/10.21685/2307-9525-2025-13-1-13
- ID: 290414
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Цель исследования – определение антропологических оснований и обоснование парадигмы «человека взрослого» для современного образования. Актуальность обусловлена противостоянием гуманистической и менеджеристской парадигм и конкуренцией основных постиндустриальных сценариев, а также предназначением образования развивать человека, способного понимать проблемы и вызовы мира и отвечать на них. В этом свете особенно актуальна недостаточно осмысленная до сих пор проблема «человека взрослого»: модуса зрелости – состояния и способа бытия человека, противопоставляемого незрелости, проявляющейся у взрослых. Материалы и методы. Исследование проделано исходя из усмотрения феномена человека как его опыта в феноменологическом подходе, в результате чего развита авторская антропологическая концепция слоистости опыта, имеющая комплексный характер. Особое место в исследовании занимает концепция субъектности, разработанная в ключе философской волюнтаристической традиции. Проблемы современного мира и образования проанализированы с опорой на работы зарубежных и отечественных философов и ученых, исследовавших цивилизационные и ментальностные процессы в обществе и образовании. Результаты. Авторская антропологическая концепция охватила слои опыта: «порядка», общего для всех феноменов; «живого», в котором выявлено единство его опыта со всякой жизнью; «живого существа», который определяет в целом опыт животных, и «человека-в-особенности» – феноменов, специфичных для человека. Модус «человека взрослого» определен как полное выявление сущностных характеристик каждого из слоев человеческого опыта, а также способности соответствующего этим слоям действия относительно другого/Других в результате развития, реализующего развертывание человеческой субъектности. Выводы. Исходя из достигнутых антропологических пониманий определены предлагаемые для образования решения c учетом известных в истории его интерпретаций, а также представлений сознания повседневности о нем и феномена «сущностной образованности». Образовательная парадигма «человека взрослого» утверждена в ряде основных принципов: ориентация на антропологический модус зрелости; «поворот к субъектности»; инаковость; гуманистический и антропосубъектностный характер парадигмы. Последнее означает, что человек берется не в качестве центра Вселенной в картине мира, образовании и культуре, но в перспективе субъектности, проявляющей в своем существовании единство самого и другого/Других, в силу чего центром внимания образования становится ответственность человека.
Об авторах
Маргарита Николаевна Кожевникова
СанктПетербургская академия постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского
Автор, ответственный за переписку.
Email: mkozhevnikova1@gmail.com
кандидат философских наук, доцент кафедры философии образования
Россия, 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11–13Список литературы
- Cochran-Smith M., Fries M. K. Sticks, Stones and Ideology: The Discourse of Reform in Teacher Education // Educational Researcher. 2001. Vol. 8, № 30. P. 3‒15. doi: 10.3102/0013189X030008003
- Sahlberg P. Finnish lessons. What can the world learn from educational change in Finland? New York : Teachers College Press, 2011. 264 p.
- Кожевникова М. Н. Судьба гуманистической парадигмы и новые идеи в образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2020. № 4 (36). С. 42–53. doi: 10.25688/2078-9238.2020.36.4.05 EDN: SPEFAJ
- Харви Д. Краткая история неолиберализма. М. : Поколение, 2007. 288 с. EDN:
- Хмелинин А. А. Особенности и дискурс российского неолиберализма: становление «гибридной» модели // Социум и власть. 2013. № 4 (42). С. 59–64. EDN: RKAHJL
- Глобальный прогноз «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года / ред. Ю. В. Яковец, Б. Н. Кузык, Н. С. Бектурганов. М. : Московский институт социально-культурных программ, 2009. 600 с. EDN: RDSWSV
- Backhouse R. E., Medema S. G. Defining Economics: The Long Road to Acceptance of the Robbins Definition // Economica. 2009. Vol. 76, № s1. P. 805–820. doi: 10.1111/j.1468-0335.2009.00789.x
- Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали / пер. с англ. В. В. Целищева. М. : Канон-Плюс, 2022. 356 с.
- Schwarz G. E. CAEP Advanced Standards and the Future of Graduate Programs: The False Sense of Techne // Teacher Education Quarterly. 2015. Vol. 42, № 2. P. 105‒117. URL: https://www.jstor.org/stable/teaceducquar.42.2.105
- Polkinghorne D. Е. Techne and phronesis // Practice and the human sciences: The case for a judgment-based practice of care. New York : State University of New York, 2004. P. 97‒127. URL: https://www.jstor.org/stable/jj.18252299
- Kinsella E. A., Pitman A. Engaging Phronesis in Professional Practice and Education // Phronesis as Professional Knowledge. Professional Practice and Education: A Diversity of Voices. Vol. 1 / eds. E. A. Kinsella, A. Pitman. Rotterdam : SensePublishers, 2012. P. 1‒11.
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М. : АСТ, 2001. 509 с.
- Капитанова Л. С. Проблема кризиса культуры в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Й. Хейзинги : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. СПб., 2001. 25 с.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М. ; СПб. : Медиум : Ювента, 1997. 312 с.
- Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. с фр. Н. В. Суслова. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2000. 95 с.
- Delors J. Learning: The Treasure within. Paris : UNESCO, 1998. 266 p.
- Weaver J. (Non-)Human Education in the Capitalocene // Humanizing education in the 3rd millennium / eds. R. S. Scott, T. Airaksinen, P. Batra, M. Kozhevnikova. Singapore : Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2022. P. 33–41.
- Марков Б. В. Образ человека в постантропологическую эпоху // Вопросы философии. 2011. № 2. С. 23–33. EDN: NDTOYB
- Posthumanism and Educational Research / eds. J. A. Weaver, N. Snaza. New York : Routledge, 2015. 204 p.
- Иванченко М. А. Философское осмысление феномена бессмертия в парадигмах трансгуманизма, постгуманизма и эссенциокогнитивизма // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. Т. 3, № 1. С. 39–63. doi: 10.46539/gmd.v3i1.107 EDN: VYRKUU
- Habermas J. Knowledge And Human Interests. London : Heinemann Educational, 1971. 356 p.
- Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Образовательная политика. 2012. № 3 (59). С. 116–120. EDN: LPXLYN
- Стиглер Б. Дух просвещения в эпоху философской инженерии // Художественный журнал. 2018. № 106. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/81/article/1775
- Кожевникова М. Н. Опыт человека. (К осмыслению образования человека) : монография. СПб. : Русская христианская гуманитарная академия, 2022. 228 c. EDN: XICDSB
- Кожевникова М. Н. Феномен субъектности: проблемы интерпретации // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 31–45. doi: 10.24411/2071-6427-2020-10053 EDN: XSYAJR
- Кожевникова М. Н. Социальность подлинная и ложная как проблема философии образования // Социология образования. 2016. № 5. С. 44–54. EDN: VVHOPL
Дополнительные файлы
