The chronicle article of 6869 (1361): its texts and their possible roots
- Authors: Grebennikov N.Y.1
-
Affiliations:
- Higher School of Economics National Research University
- Issue: Vol 12, No 2 (2024)
- Pages: 364-374
- Section: Publications
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/267585
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-2.364-374
- EDN: https://elibrary.ru/MOXQMZ
- ID: 267585
Cite item
Full Text
Abstract
Purpose of the research: In the article, the author examines the chronicle article of 6869 (1361) which tells about the struggle for Sarai among khans after the demise of Khidr-khan. The text of the chronicle report of 6869 is presented in different ways in Old-Russian chronicles. The article aims at revealing textual reliability of one of the most confusing places in the Old-Russian chronicling for the 14th–15th centuries – the description and the course of events for 1361 which have become described as a new phase of the events in the Ulus of Jochi, known as the “Great Troubles”.
Research materials: The primary sources for this study were Old-Russian chronicles which focus closely on the described events, namely – the Rogozhsky and Simeonovskay Chronicles as well as the chronicles of the Novgorod-Sofia group. Important information was borrowed when referring to N.M. Karamzin’s comments on the «History of the Russian State», according to which, the lost Troitsk Chronicle is now being restored. Within the study, a number of other late chronicles are also involved in order to compare them textually with earlier ones.
Results of the research and scientific novelty: Based on the results of the scrutinization of chronicles of the 15th–16th centuries, it can be stated that there are three primary versions of the related material, two of them being placed one after the other in the Rogozhsky Сhronicler. The author concludes that the first version of the chronicle tale belongs to the Troitsk Chronicle or an even earlier chronicle than “the Codex of 1408”. The second version of the text, which is placed only in the Rogozhsky Chronicler, belongs to a currently unknown source, while the third version goes back to the Novgorod-Sophia Codex, which in turn descends back to “the Codex of 1408”. Based on the chronicle evidence of the 15th – 16th centuries, the author concludes that Khidr-khan was killed by his son Timur-Khoja, and not by his brother Murad.
Full Text
Введение
Рогожский летописец XV в. (далее – Рог.) – уникальный летописный памятник, который во многом основывается на не дошедших до наших дней в оригинале летописных сводах великого княжества Тверского. Более того, как показал Г.М. Прохоров, в Рог. по сравнению с Тверским сборником начала XVI в. (далее – Тв. сб.), текст которого за 6793 г. по 6883 г. в целом совпадает с Рог. и передает их общий протограф – редакцию тверского свода 1375 г., появляются так называемые «излишки» – известия, похожие друг друга, но сообщающие об одном и том же событии по-разному. Эти «излишки» не находят при этом аналогии с текстом Тв. сб. Г.М. Прохоров, анализируя и сопоставляя текст Рог. с Тв. сб., пришел к следующим выводам. Во-первых, по мнению исследователя, большая часть известий Рог. на пространстве с 1328 по 1375 гг. связана с Кашиным, а не с Тверью [24, с. 303–308], которые могли принадлежать перу монаха из кашинского монастыря, упомянутого в статье 6876 г. (1368 г.). Поэтому Г.М. Прохоров допускал параллельное существование двух традиций в Тверском княжестве – тверской и кашинской, слившихся в Рог. Во-вторых, появление «излишков» Рог. общерусских по своему характеру обязаны какому-то общерусскому своду конца XIV – начала XV вв., который близок к Троицкой летописи (далее – Тр.) [24, с. 313, 316–318].
В рамках данной статьи мы обратимся к известию за 6869 г. (1361 г.), которое отразилось в Рог. в разных версия. В ней повествуется о борьбе за власть в Новом Сарае после смерти Хызр-хана в 1361 г. Кем он был убит, и какие события последовали после кончины этого Шибанида, – в этом вопросе древнерусские источники расходятся. Летописные своды являются важными источниками по истории Улуса Джучи, которые приближены по времени к событиям, известных нам как «Великая замятня». По этой причине понять, какая из версий летописных источников является наиболее достоверной, – первостепенная задача в рамках данного исследования. Насколько мы можем судить, специального внимания этому известию с источниковедческой точки зрения еще не уделялось. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Источники известия
Так, изначально в известии Рог. отмечается, что Хызр-хан был убиен в Орде своим братом ханом Мурадом: «Того же лѣта. Поидоша въ Орду князь великии Дмитреи Костянтиновичь Суждальскыи, князь Андреи, братъ его, князь Констянтинъ Ростовскыи, бысть при нихъ замятня вел[ика] в Ордѣ, убиенъ бысть царь Кыдырь отъ своего си брата от Мурута и сѣде на царствѣ Муруть. А Мамаи князь ординьскыи и осилѣль съ другую сторону Волги, а царь бѣ у него именем[ъ] Авдуля, а трети царь въ тоже врѣмя въ Ордѣ въста въ нихъ и творяшес[ь] сынъ царя Чанибѣка именем[ъ] Килдибѣкъ и тотъ тако же дивы многи творяше в нихъ. А иныи князи ординьскые затворишась въ Сараи, царя у себе имѣнующи 4-го (т.е. хана Мурада – Н.Г.)» [14, стб. 70]. Далее в Рог. в статье этого же года идет повторное изложение приведенных выше событий, но уже с другой позиции – Хызра-хана убивает его сын Тимур-Ходжа: «Того же лѣта. Поидоша въ Орду князь Дмитрии Московьскыи и вышелъ до замятни, тогда же приидоша въ Орду князь Дмитреи Суждальскыи, братъ его Андреи, Констятинъ Р[ост]овьскыи. … А царя Хедыря и сына его убили, и бысть въ Ордѣ замятня велика, а на царствѣ посадили Хедырева сына болшаго и пребылъ на царствѣ 2 недѣли и они его убили, а потом Ардемелика посадили на царствѣ, и тотъ царствовалъ мѣсяць и онѣ его убили. И бысть в Ордѣ замятня велика и сѣча стараи княз[и] Сарая и когуи, инѣхъ множество побиша» [14, стб. 71]. Далее следует пассаж об удачном избавлении князя суздальского Андрея Константиновича от ордынского «князя» Ратякоза и подробное изложение ограбления ростовских князей в Орде. После этого вновь отмечается, что на «царство» сел хан Мурад: «И насѣдѣ на царство Муруть и яша[ся] за нь князи ординскые. А Темирьхозя перебѣжа за Волгу и тамо убиенъ быста, а Мамаи перебѣжа за Волгу, а Орда и царици вси с нимъ» [14, стб. 71]. При этом следует сразу заметить противоречия в изложении текста: выше в Рог. отмечается убийство хана Тимур-Ходжи спустя 2 недели после его воцарения, но уже ниже описывается его внезапное бегство за Волгу, где он оканчивает свой жизненный путь. Далее, уже в годовой статье 6870 г. (1362 г.) встречаем следующее известие: «А в Ордѣ тако бысть замятня, Хѣдыревъ сынъ Муруть на однои сторонѣ Волги, а на другои Кильдибѣкъ, и межи ихъ бысть сѣча и Кильдибѣка убили, а Мамаи привелъ съ собою царевича и бысть Мамаю съ Мурутомъ сѣча о Волзѣ» [14, стб. 73].
Теперь следует обратиться к Симеоновской летописи (далее – Сим.), поскольку ее текст за 1328–1375 гг. во многом передает тот же источник, что отразился в Рог. за этот промежуток времени. Однако текст известия 6869 г. в ней передан иначе: «Того же лѣта. Поидоша въ Орду князь великии Дмитреи Костянтиновичь Суждальскыи, князь Андрѣи, братъ его старѣишии, князь Костянтинъ Ростовскиыи и князь Михаило Ярославскии, и бысть при нихъ замятня велика в Ордѣ, убиенъ бысть царь Кидырь от своего сына Темирьхожина, и сѣде на царство на 4 день; а Мамаи, князь ординскии, осилѣлъ съ другую сторону Волгу, царь бѣ у него, именемъ Авдуля…» [12, с. 101]. Впрочем, здесь следует отметить, что А.А. Шахматовым было показано, что текст Сим. на промежутке за 1361–1364 гг. использует Московский летописный конца XV в. [27, с. 513–516].
Во Владимирском летописце (далее – Вл.), который вкратце передает текст Тр., версия известия за 6869 г. изложена следующим образом: «…убеень бысть царь Кидырь от своего брата от Мурата, и сяде на царство Муратъ царь. А Мамаи, князь ординскии, осилѣлъ з другую сторону Волги, а царь у него Авдула. А третии царь воста в то же время, сынь царя Чанибѣка Килдѣбекъ тот такожде вы многы творяше в них, а иныи князи ординские затворишася во градѣ в Сараи, царя именующе у себе» [21, с. 113].
Далее следует обратить внимание как события за 1361 г. переданы в памятниках Новгородско-Софийской группы, так как после Тр. (Сим.) и Рог. эти своды являются наиболее ранними в сравнении со сводами московской традиции. Так, во второй подборке Новгородской Карамзинской летописи (далее – НК) (в первой текст известия отсутствует) сообщается: «И при их убьенъ бысть царь Кидырь от своего сына Темирь-Хожина, а на 4 день сѣдѣ на царство. На седмь днии царства его темникъ его Мамаи замяте всѣмъ царствомь его, и бысть мятеж велик в Ърдѣ… А Темир-Козя перебѣже за Волгу и тамо оубиен бысть, а князь Мамаи переѣде за Волгу на горнюю сторону, и Орда вся с нимъ, и царици. А иные царь вста имянем Килдибѣк, и тьи многых поби, а послѣди самь убьен бысть. А инии князи сараискиа затворишася в Сараи, а царя оу себе именующе Мурата…» [22, с. 132]. В Новгородской четвертой летописи (далее – Н4) [12, с. 289, 290] и Софийской первой летописи старшего извода (далее – С1Л ст. изв.) [13, стб. 434] читается аналогичный текст версии НК2. Синонимичный текст отражает и в Никаноровской летописи (далее – Никан.) [19, с. 67], Типографской летописи (далее – Тип.) [17, с. 122], Ермолинской летописи (далее – Ерм.) [16, с. 113], Московском своде 1497 г. (далее – свод 1497 г.) [20, с. 74], Вологодско-Пермской летописи (далее – ВП) [18, с. 117, 118]. В Сокращенном своде 1493 г. отсутствует указание, что Темир-Ходжа был убит после того, как он пересек Волгу [19, с. 242], но уже в своде 1495 г. оно присутствует [19, с. 327].
Обобщая все выше сказанное, можно говорить, что перед нами 3 основных версии одного известия. Две из них отразились в Рог. Для удобства мы обозначим их как «первая» и «вторая». Первая, пересказывая вкратце, сообщает о смерти Хызр-хана от руки своего брата Мурада, после чего Мамай уходит на другую сторону Волги со своим марионеточным ханом; далее отмечается внезапное появление Кильдебека, который выдавал себя за сына Джанибека, а также указывается, что часть сарайской знати заперлась в Сарае с Мурадом. Во второй версии известия в Рог. излагается убийство Хызра, а также его младшего сына, после чего на престол восходит старший сын почившего хана – Темир-Ходжа (очевидно, что это он, но имя хана не названо), который был убит спустя две недели нахождения у власти, после чего на престол в Сарае посадили Ордумелика. Мы не можем согласиться с мнением А.П. Григорьева [2, с. 143, 144], который, опираясь на сведения Анонима Искандера, посчитал старшим сыном Хызр-хана Халифа. Дело в том, что свидетельства Анонима Искандера сбивчивы и вступают в противоречия с другими, более надежными источниками по генеалогии Чингизидов – Чингиз-наме и Нусрат-Наме, поэтому полностью доверять этому источнику не следует. В Анониме указывается, что Халиф правил целых 9 месяцев [25, с. 130]. Будь это так, то, во-первых, он смог бы выпустить монеты со своим именем, как это делали ханы, находящиеся у власти около месяца или больше, к примеру, как Ордумелик [9, с. 90]. Во-вторых, его положением воспользовались бы русские князья (Дмитрий Иванович, а также другие), чтобы получить новый ярлык от нового хана для подтверждения своих владетельных прав в княжествах. Это нашло непременно бы отражение в древнерусских летописях.
Ордумелик, по второй версии известия 6869 г., оставался у власти в течение месяца. Далее следует указание, что на престол все же сел Мурад; Тимур-Ходжа бежал за Волгу, где был убит; Мамай также перешел на другой берег Волги, «а Орда и царици вси с нимъ». Наконец, уже в статье за 6870 г. встречаем указание, что Мурад был не братом, а сыном Хызр-хана, который вступил в противостояние с Кильдебеком, а после разгрома последнего – с Мамаем.
Во Вл. текст известия приближен к первой версии известия Рог. Далее, по хронологии создания летописных сводов, следует версия известия за 6869 г., представленная в НК2-Н4-С1Л ст. изв. В них рассказывается, что Хызр-хан был убит своим сыном Тимур-Ходжей, которому недолго было суждено удерживать в своих руках Сарайский престол, – на седьмой день темник Мамай восстал против последнего. Тимур-Ходжа бежал на правый берег Волги, где был убит. На Горную сторону Волги в то же время перешел Мамай. Далее летописи отмечают внезапное появление Кильдебека, который «многых поби, а послѣди самь убьен бысть», после чего говорится, что сарайские «князи» «затворились» вместе с Мурадом в Сарае.
Пока что следует подвести итог, что составитель Рог. в 1440-х гг. пользовался рядом источников, которые противоречили друг другу. Отсюда и сбивчивое, непоследовательное изложение событий. Составитель Рог., записывая статью 6869 г., видимо, не знал, какой источник передает более надежные сведения о событиях, поэтому решил не полагаться на какой-то один летописный памятник, а привести разные точки зрения на излагаемые события.
Текстологические наблюдения над известиями
Остановимся на текстологии древнерусских летописей. По нашему мнению, первая версия известие Рог. за 6869 г. принадлежит к Тр. К такому заключению мы приходим на основании информации об источниках, которыми пользовался Вл., ведь именно в этой компиляции отразилась та версия известия 6869 г., где Мурад убивает Хызр-хана. Как показала О.Л. Новикова, Вл. во многом основывается на «Летописце от 72-язык», С1Л мл. изв., выписках из Сокращенных сводов конца XV в., а также летописи типа Тр. [11, с. 197–210]. Более того, как показывают комментарии Н.М. Карамзина, который обращался непосредственно к Тр. во время написания «Истории государства Российского», версия об убийстве Хызра-хана Мурадом присутствует в Тр. [3, с. 160, примеч. 396]. На это обратил также внимание и Д.М. Приселков [23, с. 377]. Сама Тр., как показано В.А. Кучкиным, была составлена «не ранее 20-х годов XV в.» [4, с. 241, 242].
Не позднее 1428 г. – 1430-х гг. (дата составления НК2 и Новгородско-Софийского свода по М.А. Шибаеву [26, с. 132]) известие за 6869 г. было записано в НК2, которая является результатом работы по подготовке Новгородско-Софийского свода. А.А. Шахматов считал, что Новгородско-Софийский свод опирался на общерусский свод – Фотиев Полихрон 1423 г., но М.А. Шибаевым была показана несостоятельность этой гипотезы [28]. Как отметил М.А. Шибаев, при создании протографа НК-Н4-С1 его автор пользовался источниками, происходящих из разных княжеств [25, с. 93]. Центральнорусский источник, главный из источников Новгородско-Софийского свода, по его словам, был близок к Тр. Возможно, это был «свод 1408 г.», а не сама Тр. [28, с. 94].
Вторая версия известия, представленная в Рог., во многом отличается от текста НК-Н4-С1. Так, в тексте Рог. присутствует уникальное упоминание хана Ордумелика, который стал сарайским ханом после смерти Тимура-Ходжи. Данное свидетельство подтверждается нумизматическим материалом – монетами, отчеканенные в Азове и Новом Сарае [6, с. 38]. В Рог. также отмечено, что с Хызром убили его сына. Срок нахождения на сарайском престоле Тимура-Ходжи различается в летописных сводах: если в Рог. он оставался у власти 2 недели после чего был убит, то в НК-Н4-С1 отмечается, что фактически у власти он 3 дня. По всей видимости, здесь данные НК-Н4-С1 более точны, поскольку далее более полно раскрывают события: после того, как хан пришел к власти, почти сразу же был поднят мятеж против него, который возглавил Мамай. Пассаж о восстании Мамая против Тимура-Ходжи также объясняет, на первый взгляд, бессвязное свидетельство о бегстве последнего, которое помещено после первой и второй версии в Рог. Таким образом, в силу многих расхождений между второй версией Рог. и текста статьи за 6869 г. в НК-Н4-С1 вряд ли следует считать, что вторая версия известия 6869 г. Рог. была сокращена и переработана входе работы над Новгородско-Софийским сводом. Рог. заимствует это известие из какой-то другого, неизвестного нам свода. При этом остается неизвестным причина, по которой составитель Рог. пренебрёг «извлечениями» из Новгородско-Софийского свода, когда последний, по словам А.А. Шахматова, был его источником [26, с. 312, 313]. Таким образом, заключаем, что вторая версия известия, представленная в Рог., не восходит ни к Тр., ни к «своду 1408 г.», ни к его протографу.
Запись об убийстве Хызра-ханом его братом Мурадом происходила из источников промосковской направленности, ведь Тр. была по своим тенденция промосковской [5, с. 45, 46]. Видимо, по какой-то причине на этапе составления Тр. было записано известие об убийстве Хызра Мурадом, возможно, которое восходит к более ранней летописи, нежели чем «свод 1408 г.», т.е. к протографу «свода 1408 г.». Такое построение имеет место быть, поскольку, как мы выше отметили, ссылаясь на предположение М. А. Шибаева, «сводом 1408 г.» пользовались при составлении Новгородско-Софийского свода. И это же является объяснением того, что при составлении Тр. летописец либо отказался от использования «свода 1408 г.» на этапе записи известии 6869 г., либо обратился непосредственно к его протографу. Отсюда и различие между первой версией Рог. и НК-Н4-С1, и московскими сводами, и в то же время наличие общего чтения – указания на появление Кильдебека, а также свидетельства о переходе власти в Новом Сарае в руки Мурада. Впрочем, более раннее известие по времени записи не означает, что оно является достоверным.
С другой стороны, первая версия известия Рог. может быть заимствована из какого-то другого московского или нижегородского свода, но общерусского по своей направленности. Так, к примеру, А.Н. Насонов считал возможным существование летописания в Нижнем Новгороде [10, с. 171-188]. О тверском же своде общерусской направленности, напротив, говорить не приходится – Г.М. Прохоров показал, что после 1328 г. тверские летописи являются местными по характеру записанных в них известий [24].
Наконец, известие 6870 г. в Рог. о борьбе между Кильдебеком и Мурадом, с одной стороны, и Мамаем и Мурадом – с другой, восходит ни к Тр., ни к «своду 1408 г.» или его протографу, ни к возможному своду, к которому восходит первая версия Рог. К такому заключению мы приходим из-за того, что Мурад именуется сыном убитого Хызр-хана, что можно считать уникальным чтением как для первой версии известия 6869 г. Рог., так и для второй.
Включение же версии известия Новгородско-Софийского свода в московское летописание XV – XVI в. следует объяснять сильным влиянием летописей Новгородско-Софийской группы на московское летописание, в особенности С1 ст. изв. и мл. изв. [26, с. 354, 355, 357; 30].
Заключение
В заключении попытаемся восстановить последовательность событий 1361 г. Во-первых, Хызр-хан претерпел насильственную смерть – в этом сомневаться не приходится, поскольку все летописи вне зависимости от традиции говорят об этом. Судить о том, кем хан был убить, довольно-таки сложно. По нашему мнению, он был убит своим сыном Тимур-Ходжой, поскольку это объясняет комментарии Новгородско-Софийского свода о том, что почти сразу же после воцарения хана в Сарае против него восстал Мамай. К слову, принятие этой версии в качестве основной и наиболее достоверной позволяет понять, почему Мамай перешел на Горную сторону Волги, о чем внезапно сообщает первая версия Рог., а также Вл. и летописи Новгородско-Софийской группы – Мамай пытался нагнать Тимур-Ходжу. Намеревался ли Мамай захватить его или сразу придать смерти – об этом мы никогда не узнаем. Кроме того, здесь следует согласиться с Ю.Е. Варваровским, который указал, что начало чеканки монет Мурада в Новом Сарае выпадает на 763 г. х., что позволяет допускать, что до этого года в столице Ак-Орды правил какое-то время другой хан [1, с. 78]. Очевидно, что это был Тимур-Ходжа. Наконец, наше предположение согласуется и с «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме», где Тимур-Ходжа именуется «чернолицым ханом», а также подчеркивается, что он убил своего отца [7, с. 37].
Далее из тени выступает Ордумелик, который, судя по чеканке монет, воспользовался междоусобицей между Тимур-Ходжой и Мамаем занял Сарай ал-Джедид [7, с. 90]. Ю.Е. Варваровский считал его приемником Хызр-хана, ссылаясь при этом на отсутствие данных в русских летописях об этом «царевиче» [1, с. 78, 79]. Однако, как показали мы выше, в Рог. присутствует упоминание об Ордумелике и его смерти. Таким образом, нельзя согласиться с мнением Ю.Е. Варваровского. После убийства Ордумелика, как сообщают летописи и Аноним Искандера [22, с. 130], возникает фигура Кильдебека, который являлся самозванцем. Именно с ним вступил в борьбу хан Мурад, как сообщается в уникальном известии Рог. за 6870 г. И.М. Миргалеев считает, что в поддержку Кильдебека выступили ак-ордынские эмиры, которые в то же время поддерживали и Мамая [6, с. 32-34]. Ю.Е. Варваровский в свою очередь отметил, что на протяжении 762 г. х. и 763 г. х. Кильдебек чеканил монеты в Азове, т.е. на территории, подчиненной Мамаю [1, с. 80]. Таким образом, велика вероятность, что Мамай встал на сторону Кильдебека в его борьбе за ханский престол, поскольку летописи заявляют об противоборстве Мурада и Мамая сразу же после поражения Кильдебека от Мурада. Очевидно, что Мурад спустя какое-то время после занятия Кильдебеком Сарая вытеснил последнего из него (до этого власть Мурада признавали в Гюлистане, о чем свидетельствуют монеты с его именем [6, с. 39]). Такой ход событий позволяет объяснить последующую летописную запись о том, что Мурад вместе с «ордынскими князьями» «затворился» в Новом Сарае. Спустя время Мурад решился на открытое столкновения с Кильдебеком, накапливая силы для решающего сражения. И уже только после смерти Кильдебека Мурад вступает в борьбу с Мамаем, который участвовал во внутриполитических перипетиях Орды от лица марионеточного хана Абдуллаха. Ак-Орда в ходе этого противостояния разделилась на «Мамаеву Орду» и «Муратову Орду» [14, с. 74; 15, с. 102]. Следует согласиться с И.М. Миргалеевым, что Мурад не удержался долго на Сарайском престоле и был вытеснен Мамаем из Сарай ал-Джедид [8, с. 35]. Об этом свидетельствует нумизматические данные [6, с. 40]. В таком разделенном положение Ак-Орда, видимо, оставалась до кончины Мурада в 765 г. х. (28.9.1364 – 18.9.1365 гг.) [1, с. 83].
About the authors
Nikita Yu. Grebennikov
Higher School of Economics National Research University
Author for correspondence.
Email: grebennikov97@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-5098-3015
Master, Research Intern at the Laboratory of Medieval Studies
Russian Federation, MoscowReferences
- Varvarovsky Yu.E. Ulus of Jochi in the 60–70s of the 14th century. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2008. 128 p. (In Russian)
- Grigoriev A.P. Collection of Khan yarlyks to Russian Metropolitans: Source Analysis of the Golden Horde Documents. St. Petersburg: Publishing House of Saint-Petersburg State University, 2004. 276 p. (In Russian)
- Karamzin N.M. The History of Russian State: in 3 books. Book 1, Vol. 1–4 St. Petersburg: Tipografiya E. Praca, 1842. 699 p. (In Russian)
- Kuchkin V.A. About the Time of writing of the Troits chronicle, burnt in 1812. Ad fontem. At a Source: Collection of Articles for S.M. Kashtanova. Moscow: Nauka, 2005, pp. 237–242. (In Russian)
- Lurie Ja.S. All-Russian Chronicles of the 14th–15th Centuries. Leningrad: Nauka, 1976. 284 p. (In Russian)
- Markov K.A. The Coins of Jochids: the Golden Horde, the Tatar Khanates. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2008. 120 p. (In Russian)
- Materials on the history of the Kazakh khanates of the 15–17th centuries (excerpts from Persian and Turkic writings). Alma-Ata: Nauka, 1969. 320 p. (In Russian)
- Mirgaleev I.M. The political history of the Golden Horde during the reign of Khan Tokhtamysh. Kazan: Alma-Lit, 2003. 164 p. (In Russian)
- Mukhamadiev A.G. The Bulgar-Tatar Coin System of the 12th–15th Centuries. Moscow: Nauka, 1983. 159 p. (In Russian)
- Nasonov A.N. The History of the Old-Russian Chronicling of the 11th – the beginning of 18th Centuries: Essays and Research. Moscow: Nauka, 1969. 554 p. (In Russian)
- Novikova O.L. The Materials for study of Old-Russian Chronicling of the End of 15th – first half of the 16th Centuries: Chronicle Collection of Pogodin. Manuscript 1596. Essays of Feudal Russia. Vol. 11, 2007, pp. 132–258. (In Russia)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 4. Part 1. Novgorod Fourth Chronicle. Iss. 1. Petrograd: Typografyia Bashmakov i Ko, 1915. 320 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 6. Iss. 1. Sofia First Chronicle of Older Redaction. Moscow: Yazyki russkoy kultury, 2000. 312 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 15. Iss. 1. Rogozhskiy Chronicler. Tverskoy Codex. Moscow: Yazyki russkoy kultury, 2000. 432 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 18. Simeonovskay Chronicle. St. Petersburg: Typografyia M.A. Alexandrov, 1913. 316 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 23. Ermolinskay Chronicle. St. Petersburg: Typografyia M.A. Alexandrov, 1910. 252 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 24. Typografskaya Chronicle. Petrograd: 2-ya gosudarstvennaya tipofrafyia, 1921. 272 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 26. Vologodsko-Permskaya Chronicle. Moscow-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ., 1959. 412 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 27. Nikanorovskaya Chronicle. Abbreviated Chronicle Vaults of the End of the 15th Century. Moscow-Leningrad: Nauka, 1962. 417 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 28. The Chronicle Codex of 1497. The Chronicle Codex of 1518. Moscow-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ., 1963. 411 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 30. Vladimirsky Chronicler. The Second Novgorod Chronicle. Moscow: Nauka, 1965. 239 p. (In Russian)
- Complete collection of Russian chronicles. Vol. 42. Novgorod Karamzinskay Chronicle. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, 2002. 224 p. (In Russian)
- Priselkov M.D. Troitsk Chronicle. Text Reconstruction. Moscow-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ., 1950. 514 p. (In Russian)
- Prokhorov G.M. Old-Russian Chronicling. A Look into the Inimitable. St. Petersburg: Oleg Abyshko Publishing House, 2014. 416 p. (In Russian)
- Tizengauzen V.G. Collection of Materials Related to the History of the Golden Horde: Extract from Persian Writings Collected by V.G. Tizengauzen. Vol. 2. Moscow-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ., 1941. 307 p. (In Russian)
- Shakhmatov A.A. Review of Russian Chronicle Codes of the 14th – 16th Centuries. Moscow-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ., 1938. 373 p. (In Russian)
- Shakhmatov A.A. Simeonovskaya Chronicle of the 16th Century and Troitsk Chronicle of the beginning of the 15th Century. IORYAS. Vol. 5. Book 2, 1900, pp. 451–553. (In Russian)
- Shibaev M.A. Vladimirsky Polychron and Novgorod-Sofia Codex. Old Russia: Questions of Middle Ages. 2012, no. 2, pp. 83–95. (In Russian)
- Shibaev M.A. Novgorod-Sofia Codex and the Protoscriptory of Euphemia II. Novgorod Historical Collection. 2015, no. 15, pp. 127–134. (In Russian)
- Shibaev A.M. The First Sofia Chronicle and the “Moscow-Sofia Code”. History in Manuscripts and Manuscripts in History: Collection of Scientific Papers for the 200th Anniversary of the Department of Manuscripts of the Russian National Library. St. Petersburg, 2006, pp. 129–146. (In Russian)
Supplementary files
