Сведения о Золотой Орде в «Салтук-наме» османского автора Эбул-Хайры Руми

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования – анализ сведений, касающихся истории Золотой Орды, из трехтотомного труда османского автора XV столетия Эбул-Хайры Руми «Салтук-наме».

Материалы исследования. Османские исторические сочинения содержат достаточно оригинальные сведения о Золотой Орде и татарских ханствах. Их сведения позволяют раскрывать доселе неизвестные страницы истории периода Золотой Орды. Одним из таких важных и ранних трудов является трехтомное сочинение «Салтук-наме» Эбул-Хайры Руми, османского автора XV столетия, описывающее легендарную историю Сары Салтука, который занимался распространением ислама, в том числе и в землях Золотой Орды, прежде всего в Крыму. В русскоязычной историографии данный автор малоизвестен и его сведения не привлекались для научных исследований. Актуальность статьи объясняется необходимостью введения в научный оборот сведений о Золотой Орде из «Салтук-наме».

Результаты и научная новизна. Исследование является первым опытом системного анализа сочинения «Салтук-наме» Эбул-Хайры Руми на русском языке. Новизной исследования выступает введение в научный оборот конкретных сведений османского исторического сочинения и их трактовка. Данное исследование дает важный импульс для введения в активный научный оборот сведений из трудов османских авторов, писавших о Золотой Орде.

Полный текст

Сведения о Золотой Орде в османских исторических сочинениях становятся актуальными для современных исследований. Эти данные в основном являются оригинальными и помогают раскрыть многие доселе малоизвестные события. Из последних изданий мы можем привести в качестве примера сочинение «Семь планет в известиях о царях татарских» Сейида Мухаммеда Ризы [7].

У последних сельджукских правителей, а также ученых из Анатолии, прежде всего из последователей Султан Веледа, сына Джалялетдина Руми и многочисленных анатолийских ахиев и суфиев были свои последователи и в Золотой Орде. Как известно, в Золотой Орде за достаточно короткое время произошли глобальные изменения, которые затронули уклад жизни, религиозный облик и языковую среду, превратив Дешт-и Кыпчак в исламскую территорию.

С принятием ислама политической элитой золотоордынского государства процесс исламизации еще больше усиливается. Например, среди первых мусульман, заселивших крымский полуостров, были выходцы из разных мест и стран, из Болгара и Хорезма, из Ближнего Востока и Анатолии. Переселение правителем Берке в Крым сельджукского принца Иззеддина Кей-Кавуса II со своими людьми [5, с. 34] стал одним из главных факторов увеличения мусульманской общины и распространения «сельджукских традиций» в Крыму [4, с. 61].

Связь между сельджукской правящей элитой и джучидской администрацией в Анатолии успела пустить корни. Скорее всего их сближала и религия. По крайней мере, начиная с золотоордынского правителя Берке религиозный аспект был одним из главных сближающих факторов. Однако женитьба Берке на сельджукской принцессе говорит, что обе элитные группы стремились установить тесные контакты и планировали укрепить свою связь на долгие годы вперед через установление родства. Но ситуация резко изменилась и Анатолия оказалась вне джучидской юрисдикции, что ослабило эту связь. С другой стороны, сторонники джучидов из сельджуков переселились в Золотую Орду и, прежде всего, в Крым и оказали влияние на исламизацию татар.

Согласно утверждению Бадр ад-дина ал-Айни, золотоордынский хан Менгу Тимур женил Иззеддина Кей-Кавуса «на одной из знатнейших женщин своих, по имени Урбайхатунь, одной из дочерей Берке» [8, с. 511]. Иззеддина Кей-Кавуса в Золотой Орде ждал не только радужный прием, но и разного рода пожалования. Источники сообщают, что: «Султан освободился из той тюрьмы. Когда султан прибыл к нему, (ему) оказали разные ласки и пожаловали в икта Солхад и Сутак» [9, с. 26].

Начиная с Берке и до хана Мухаммада Узбека в Золотой Орде происходили масштабные изменения. Это и строительство городов, и исламизация золотоордынских татар. Сведения Абу Бакра Каландара отчетливо дают нам понять, что среди активных распространителей ислама в Золотой Орде были выходцы из Анатолии. Более того, представители анатолийского тариката каландаров находились рядом с ханами Узбеком и Джанибеком. Несомненно, исламские миссионеры из Анатолии находились и при Берке. Среди последних сельджукских принцев, спасенных из византийского плена Берке-ханом были и исламские шейхи [3, с. 52].

После ухода из Анатолии джучидов и установления власти хулагуидов ученые и религиозные деятели из Анатолии переселились в Золотую Орду. При Берке мусульманские миссионеры из Анатолии активизировались не только в Крыму, но и в Северном Причерноморье, и даже в Добрудже (современная территория Молдовы, Болгарии и Румынии [5, с. 33–34]).

Введение в научный оборот обширного богословского сочинения «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара Руми, происходившего из анатолийского города Аксарай, позволило ученым по-новому взглянуть на многие аспекты религиозной жизни в Золотой Орде и неожиданно раскрыло перед исследователями то, насколько тесными были связи с Анатолией [1; 6].

Эти вопросы нашли отражение и в сочинении «Салтук-наме» Эбул-Хайра Руми, в котором раскрываются в том числе и процессы исламизации в Крыму, где главная роль отводится последователю Ахмеда Йасави легендарному шейху Сары Салтуку, жившему в XIII веке и происходившему из Анатолии или же из Балкан [более подробно см.: 10, s. 37–59].

Произведение Эбул-Хайра Руми требует детального анализа. В этом сочинении повествуется самый ранний процесс исламизации Золотой Орды, в особенности Северного Причерноморья, включая Крым и Балканы, уже в рамках мусульманской истории через историю легендарного шейха Сары Салтука1.

Особенно важен в этом плане первый том «Салтук-наме» [11]. Эбул-Хайр Руми подробно рассказывает о газавате Сары Салтука, в том числе и в Крыму, правда в отличие от аутентичных источников у него события происходят в Каффе, а не в Солхате. Хотя источник и написан в 1480 году, однако распространение ислама шейхом Сары Салтуком в Крыму также связано с периодом хана Берке и сельджукским султаном Иззеддином, во время которого, якобы «Шейх Салтук на больших и малых семидесяти кораблях с 14 тысячным войском пришел в Каффу и захватил ее» [11, s. 62]. Татарский хан пришедшему к нему Султану Иззеддину якобы сообщает, что Шейх Сары Салтук занят в Крыму газаватом [11, s. 186].

Безусловно, в легендарные рассказы про шейха Сары Салтука попали вполне реальные события. Пришедшие с сельджукскими принцами анатолийские шейхи при поддержке хана Берке развернули активную миссионерскую деятельность в Крыму.

Как известно, несмотря на претензии Бату и джучидов на Анатолию, в итоге Малая Азия вошла в состав Улуса Хулагу. Сельджуки хотели сохранить свою власть, опираясь на союз с джучидами. Поэтому даже после того, как Анатолия из джучидского контроля перешла под власть Хулагу, часть политической элиты Анатолии, прежде всего, исламские круги, продолжали ориентироваться на джучидов, за что были подвергнуты репрессиям [2, с. 690–691]. У Эбул-Хайра Руми в этом вопросе есть очень ценное сообщение, что «татарский хан» и Султан Иззеддин и Сары Салтук воюют против Байджу (в «Салтук-наме» Баджу) [11, s. 189].

Часть сельджукского дома и турков-сельджуков переселились в Золотую Орду и прежде всего в Крым. Политика первых хулагуидов, поддержавших христиан и долго не принимавших ислам, также подтолкнула к уходу образованной мусульманской интеллектуальной прослойки Анатолии в Золотую Орду, во главе которой стоял мусульманин Берке, первый чингизид, принявший ислам. Религиозный аспект однозначно сильно влиял на миграционные процессы. Резкое увеличение мусульманского населения в Золотой Орде, особенно в городах, постройку которых ударными темпами начали джучиды, также необходимо связать с образованием хулагуидской державы и уходом из Анатолии джучидских чиновников со своими сторонниками, в том числе и из анатолийских тюрков.

Надо полагать, часть этих тюрков в дальнейшем вернулась в Анатолию. Именно с этими кругами мы бы связали некоторые сведения по ранней истории джучидов и их взаимоотношений с сельджукским домом.

Турки-сельджуки и другие мусульмане, оказавшиеся в Золотой Орде, стали опорой джучидской династии. Они играли активную роль в торговых вопросах, в продвижении ислама, в строительстве городов. Примечательно сообщение Абу Бакра Каландара, автора «Каландар-наме», что правителем Крыма и одного из сторонников Узбек-хана Тоглук-Тимур был турком-сельджуком и родом из Анатолии [6, с. 64–65].

«В Крыму был один эмир душою чистый,

В изысканности лучше, чем проточная вода».

«Этот Крым благодаря его справедливости стоял на ногах».

«Происхождения сельджукского он, эмир владетельный,

В эмирстве судьба к нему благосклонна» [1, с. 952–953].

Эбул-Хайр Руми также подтверждает это сообщение Абу Бакра Каландара: «В это время в Крыму правителем был сын дочери Султана Махмуда. Он управлял вилайетом Дешта и был газием» [11, s. 89]. В этой связи сообщение Абу Бакра Каландара и Эбул-Хайра Руми о газавате Тоглук-Тимура становится более понятным. Речь прежде всего идет о газавате против хулагуидов и о государственной политике по исламизации населения Золотой Орды, запущенной ханом Мухаммадом Узбеком. Роль исламизатора давало право хану и правителям областей называть себя газиями, что возвышало их статус в исламском мире.

Как видим, политические элиты сельджукского и джучидского дома сблизились и породнились. Идеология газавата сельджуков была перенесена в Золотую Орду и с послаблением державы Ильханов эти круги заново и, возможно, укрепившись, с новыми сторонниками вернулись в Анатолию и передали эту идеологию уже дому османов.

Кроме обширных рассказов о приключениях удалого Сары Салтука на Балканах, в Византии и в Дешт-и Кыпчаке, все же Эбул-Хайр Руми сообщает и конкретные сведения о событиях в Золотой Орде. Эти сведения должны быть проанализированы в дальнейшем более детально.

Как известно, Золотая Орда и, в частности, Крым сильно пострадали от Тимура. Арабские авторы Ибн Дукмак, Ибн ал-Форат, ал-Макризи, ал-Асади, ал-Аскалани сообщают: «Тимурленк овладел Крымом, 18 дней осаждал Кафу. Взял и ограбил ее» [8, с. 330, 363–364, 442, 448, 454]. Панегиристы Тимура также называют Крым среди областей Золотой Орды, которые были разорены [9, с. 125, 185]. Эбул-Хайр Руми сообщает о разорении Тимуром Крыма и причиной ужаснейших разгромов татарских городов Тимуром называет собственные грехи мусульман. Крымские города были разгромлены Тимуром за то, что не давали милостыню и налог в пользу бедных, боролись между собой и т.д. Услышав об их деяниях, Тимур пришел в Крым, разрушил его и уничтожил татар [11, s. 157].

В целом, в своем сочинении Эбул-Хайр Руми хотел показать эти события через призму наказания за грехи и этим и отличается данный труд, призванный рассказать о распространении ислама, что не умоляет ценность сведений о Золотой Орде.

1 Об этом шейхе знал и Абу Бакр Каландар и посвятил в своем сочинении одну главу его деятельности. В дафтаре 2 в главе 55 «Разъяснение жизни Шейха Салтука (да пребудет над ним милость Аллаха!)» Абу Бакр Каландар рассказывает об этом легендарном шейхе [1, с. 108].

×

Об авторах

Ильнур Мидхатович Миргалеев

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

Автор, ответственный за переписку.
Email: dilnur1976@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6013-6944
Scopus Author ID: 57201656376
ResearcherId: J-9533-2017

кандидат исторических наук, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А Усманова

Россия, ул. Батурина, 7, Казань, 420111

Список литературы

  1. Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное / Пер. с перс. И.Р. Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой; общая и научная редакция, предисловие, комментарии И.Р. Гибадуллина. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 1044 с.
  2. Исхаков Д.М., Миргалеев И.М., Камалов И.Х. Взаимоотношения Золотой Орды и Османской империи // Османское государство: история, институты и выдающиеся личности. Казань, 2021. С. 684–709.
  3. Камалов И.Х. Отношения Золотой Орды с хулагуидами. Пер. с турец. яз. и науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. 108 с.
  4. Крамаровский М.Г. Крым и Рум в XIII–XIV столетиях (Анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение. Казань, 2016. № 1. С. 55–88.
  5. Миргалеев И.М. «Джами ад-Дувэль» Мунеджимбаши Ахмеда Деде: к вопросу об изучении турецких источников по истории Золотой Орды // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Вып. 3. Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2010. С. 31–35.
  6. Миргалеев И.М. Сочинение «Каландар-наме» Абу Бакр Каландара как источник по истории Золотой Орды // Золотоордынская цивилизация. № 9. Казань, 2016. С. 63–68.
  7. Сейид Мухаммед Риза. Семь планет в известиях о царях татар-ских. Книга 2: Перевод / перевод с османского И.Р. Гибадуллина; под науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2023. 528 с.
  8. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабскихъ. Т. I. Спб.: тип-я ИАН, 1884. 564 с.
  9. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.
  10. Akalin S.H. Ebu-l-Hayr-I Ruminin Saltuk-namesi // TDAY Belleten. Ankara: TDK Yay., 1992, s. 37–59.
  11. Ebü’l-Hayr-ı Rumi. Saltuk-name. C. I. Haz.: Ş.H. Akalın. Kulur ve Turizm Bakanligi Yayinlari: 809. Kaynak Eserleri Dizisi: 8. Istanbul, 1987. 534 s.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Миргалеев И.М., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).