Imported figured textiles from the Belorechensky burial ground in the collection of the State Hermitage Museum
- Autores: Teplyakova A.N1
-
Afiliações:
- The State Hermitage Museum
- Edição: Volume 12, Nº 3 (2024)
- Páginas: 540-545
- Seção: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/267060
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-3.540-575
- EDN: https://elibrary.ru/DRMENH
- ID: 267060
Citar
Texto integral
Resumo
Purpose of the study: The attribution and dating of figured textiles from the Belorechensky burial ground (North Caucasus), study of manufacturing techniques, reconstruction of textile patterns and study of historical aspects related to the problem of the supply and existence of these silks in the region.
Research materials: The collection of archaeological materials from the Belorechensky burial ground (collection of the Oriental Department of the State Hermitage) including 22 figured textiles (52 inventory no.), textiles from collections of other institutions (Metropolitan Museum, Victoria and Albert Museum, Cleveland Museum of Art, etc.).
Results and scientific novelty of the study: Of the 87 examples of textiles, embroidery, needlework, and threads, 22 examples are related to silk figured textiles. According to the technique, they are divided into velvets, damasks, lampases, and taffeta with pattern weft. Most of the textiles can be associated with the Syro-Egyptian weaving tradition of the 14th-15th centuries. However, there are several examples of Chinese and Italian production, and one damask, the technical features of which make it related not only to Italian and Syro-Egyptian, but also to early 16th century Safavid textiles. In this regard, the dating of the mounds from which these textiles originate was examined and clarified; issues of trade in the Northern Black Sea region were touched upon, as well as non-economic ways of the appearance of high-status imported products.
Palavras-chave
Texto integral
Белореченские курганы
Белореченские курганы исследовались профессором Н.И. Веселовским близ г. Белореченска, в среднем течении р. Кубани, в 1896, 1897, 1906 и 1907 гг. [36, с. 2–53; 37, с. 17–20; 38, с. 95–100; 39, с. 85–88]. Основная часть курганов, раскопанных им, располагалась приблизительно в 2 километрах к югу от станицы (53 кургана (1896 г.), а также курганы № 1 и № 9 (1906 г.)). Один курган – № 10 (1906 г.) располагался на границе станиц Белореченской и Ханской. Другая крупная группа курганов (разновременных, из них – 8 курганов XIV–XV в. (№№ 2–9)) была исследована Н.И. Веселовским в северных окрестностях станицы в 1907 г. За четыре года исследований было раскопано 84 позднесредневековых кургана.
Дата курганов. В отчете Императорской археологической комиссии возраст курганов был определен следующим образом: «В значительной группе курганов, расположенной у станицы Белореченской, проф. Веселовский раскопал 53 кургана, выш. от 1 до 10 арш. Все они оказались принадлежащими к XIV и XV столетиям по Р.Х. Время это определяется как стилем найденных в них вещей, так и золотоордынскими монетами, оказавшимися в одной из могил, и арабскими надписями на некоторых предметах» [36, с. 2].
Повторяет датировку и А.П. Смирнов, указывая на то, что Белореченский могильник относится к XIV–XV вв. по датам на монетах и арабским надписям [42, с. 88].
В.П. Левашева также датирует «весь комплекс» курганов (1896, 1897, 1906, 1907 гг.) по монетам – началом XV в. [31, с. 184]. Монетные находки, которых всего три, были найдены в одном кургане № 12 (ГЭ, инв. № ТБ-307-309). Младшая из монет относится ко времени правления хана Большой Орды Сайида-Ахмада I (1432–1455 гг.)1. Отметим, что предлагалось и более позднее определение этой монеты: Сайид Ахмад II, 886 г.х. (1481/1482 гг.) [3, с. 128].
М.Г. Крамаровский предлагает несколько датировок могильника: «Верхнюю дату для белореченской находки [поясной набор (инв. № ТБ-138) – прим. авт.] мы предварительно устанавливаем по комплексу, и это, по крайней мере, время не позже второй половины XIV – рубежа XV в» [28, с. 152]. «Разумеется, верхняя дата могильника не может замыкаться первой третью XV в., поскольку в кургане № 38 найден сосуд венецианского стекла с цветными эмалями и позолотой, дата которого не может быть определена ранее последней трети или даже конца XV в.» [28, с. 154].
И.А. Дружинина указывает на тот факт, что Белореченские курганы не могут считаться единым могильником, поэтому попытки установить единую датировку для всех курганов ошибочны [12, с. 71], равно как и причислять к одному этносу [12, с. 128; 52, с. 507–509]. Автор также выделяет несколько периодов в датировках погребений и связывает возникновение феномена Белореченского могильника с взаимодействием черкесов Северного Кавказа с мамлюками Сирии и Египта: «Хронология Белореченских курганов отражает основные этапы функционирования трафика поставки военных рабов с территории Улуса Джучи в Мамлюкский султанат» [13, с. 206].
Текстиль Белореченских курганов. Текстильными находками Белореченских курганов интересовались различные исследователи. Так Н.И. Веселовский полагал, что шелковые, парчовые, бархатные ткани были западноевропейского производства [36, с. 12–13]. В.П. Левашева и Т.Д. Равдоникас отмечали, что среди текстильных находок Белореченского могильника преобладают ткани восточного, по большей части иранского изготовления, один китайский шелк типа камки и один итальянский бархат [31, с. 192–193; 41, с. 70–74]. Превалирующим интересом в этих работах была не атрибуция тканей, а вопросы северокавказского костюма [10, с. 75–78]. Среди перечисленных авторов только статья З.В. Доде посвящена орнаментальным и технологическим признакам одной из белореченских тканей [11, с. 247–272].
Все текстильные находки из коллекции Государственного Эрмитажа относятся к раскопкам 1896 г. В общей сложности насчитывается 87 различных фрагментов гладких, узорных тканей, тесьмы поясов и пряжек, шнурков, рукоделия и металлических нитей. Из них наибольшее количество тканей сохранилось в трех курганах: № 10, 12 и 20.
Из общего числа текстильного материала коллекции Государственного Эрмитажа можно выделить 50 фрагментов, составляющих 22 узорные шелковые ткани (таблица 1). Как следует из таблицы, узорные шелка распределены по 13 курганам, зачастую фрагменты одной ткани могут находиться в разных курганах.
Самую многочисленную группу представляют ткани типа лампас. В коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа хранятся 15 тканей этого типа. Дамаски представлены четырьмя примерами. Среди белореченских тканей всего два примера бархатов, разительно различающихся между собой как по сохранности и внешнему виду, так и по структуре2, и один пример ткани полотняного переплетения (т.е. тафты) с дополнительным утком лансе.
А. Бархаты
Самый сложный и репрезентативный образец узорных тканей Белореченского могильника это бархат из кургана № 20 (рис. 1. 1–2). Его узор – пример одного из самых распространенных и хорошо узнаваемых орнаментов европейских тканей эпохи Возрождения – «мотива граната». Этот мотив объединяет группу орнаментов, основанных на стилизации шишки сосны, артишока, чертополоха, древа жизни, лотоса и пальметты [56, p. 507]. Ткани с подобным орнаментом производились с XV в. в первую очередь в итальянских центрах, таких как Венеция и Флоренция, затем и в других странах, куда переселялись итальянские мастера, например, в Испанию и даже османскую Турцию [69, p. 4–12].
Технически ткань сложная, высокого качества, с ворсом, вероятно, двух типов (разрезным и петельчатым), с обильным введением металлической нити и участками, где эта нить вытягивается, образуя петли букле. Главная и ворсовая нити основы окрашены дорогим красителем – кошенилью3. Комбинированная металлическая нить состоит из плоской полоски серебра, накрученной s-круткой на шелковый сердечник, и она датирует бархат временем не ранее 1430-х гг4 (чаще всего итальянские ткани с этим типом нити относят к середине XV в. [64, p. 36, fig. 8]), кромки (по исследованиям фрагментов этой ткани из собрания ГИМа) датируют временем не позднее 1457 г. и позволяют отнести бархат к венецианским мастерским [11, с. 260]. Венецианский провенанс подтверждает и раппорт орнамента (31 см), два повтора которого составляют ширину, близкую венецианской мере длины для тканей, браччо = 63,8 см. [24, с. 334].
Таблица 1. Узорный текстиль Белореченского могильника в коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа
Table 1. Figured textiles of the Belorechensky burial ground in the collection of the Oriental Department of the State Hermitage Museum
№ п/п | Инв.№ | Название | Курган (1896 г.) | Атрибуция | Датировка | Тип | Группировка | Рис. № |
1 | ТБ-119а, 252, 253, 254, 258f, 330, 335, 372, 554, 617, Оп.39-127 | Фрагменты зеленого | Курганы 5, 10, 12, 20, 27, 30, 45 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 3. 1,4. |
2 | ТБ-119б, Оп.39-126 | Шелк подкладки с крупными медальонами | Курганы 5, 30 | Италия | 2 половина XV – начало XVI вв. | дамаск |
| Рис. 2. 4,6 |
3 | ТБ-119в, 328, Оп.39-129 | Фрагменты шелка | Курганы 5, 12, 30 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 3. 2-3,5. |
4 | ТБ-621 | Фрагмент | Курган 6 | Китай или Центральная Азия | XIII–XIV вв. | тафта лансе |
| Рис. 7. 7-8 |
5 | ТБ-165, Оп.39-43 | Шелк с орнаментом в виде сетки заостренных овалов | Курган 9 | Турция | середина XV – начало XVI вв. | лампас | группа 2 | Рис. 7. 1-3 |
6 | ТБ-245, 248, 249 | Фрагменты дамаска | Курган 10 | Италия, Сирия или Египет, Иран | XIV–XVI вв. | дамаск | Рис. 2. 1-2 | |
7 | ТБ-246, 331, 332, 333, 334, 370, 371, 372, 374в | Дамаск | Курганы 10, 12, 20 | Сирия или Египет или Турция | XIV–XV вв. | дамаск | Рис. 2. 3,5 | |
8 | ТБ-247а | Фрагмент с толстыми растительными побегами | Курган 10 | Италия | конец XV – начало XVI вв. | лампас | группа 3 | Рис. 7. 4-5 |
9 | ТБ-250 | Фрагмент с мотивом | Курган 10 | Италия | конец XV – начало XVI вв. | лампас | группа 3 | Рис. 7. 6 |
10 | ТБ-255, 594 | Фрагменты головного | Курганы 10, 50 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 4. 1-3 |
11 | ТБ-258b | Фрагмент | Курган 10 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 4. 6-7 |
12 | ТБ-258d | Фрагмент | Курган 10 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 4. 8-10 |
13 | ТБ-336 | Фрагмент | Курган 12 | Турция | середина XV – XVI вв. | бархат |
| Рис. 1. 3-4 |
14 | ТБ-349 | Головной | Курган 15 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 4. 4-5 |
15 | ТБ-370а, 371а, 373, 374б | Бархат с мотивом граната | Курган 20 | Италия | середина XV в. | бархат |
| Рис. 1. 1-2 |
16 | ТБ-370б | Тесьма | Курган 20 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 6. 1-2 |
17 | ТБ-374а | Шелк с s-образными фигурами | Курган 20 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 6. 4-6 |
18 | ТБ-374в | Фрагмент полосатой | Курган 20 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 6. 3 |
19 | ТБ-620 | Полосатый шелк | Курган 24 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 5. 1-2 |
20 | Оп.39-124, 125 | Шелк с сеткой растительных побегов и медальонами | Курган 33 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 6. 7-8 |
21 | ТБ-601, 602 | Шелк с диагональными полосами | Курган 45 | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | лампас | группа 1 | Рис. 5. 3-5 |
22 | ТБ-627 | Фрагмент | Курган не известен | Сирия или Египет | XIV–XV вв. | дамаск |
| Рис. 2. 7 |
Второй фрагмент бархата с крупным, плохо читающимся орнаментом, который, вероятно, состоял из медальонов (рис. 1. 3–4). Сохранилась часть медальона (три округлых лопасти) и две мелкие лопасти между нити. В центре каждой лопасти – круг, от которого, вероятно, отходили мелкие растительные побеги. В центре медальона также располагались различные детали орнамента. Вероятно, от медальона отходили крупные растительные побеги. Раппорт орнамента полностью не восстановить. Ширина сохранившегося фрагмента 26 см.
Крупный размер медальона, простая, округлая форма его лопастей свидетельствует скорее о восточном (вероятнее всего, османском) происхождении бархата. В качестве пока единственной аналогии назовем фрагмент красного бархата с золотой, серебряной и зеленой нитью в узоре восточной (вероятно, османской) атрибуции XVI в. (Музей искусства и истории в Парке Пятидесятилетия, Брюссель) [59, p. 201–202, cat. 220b].
Структура этого бархата значительно проще, насколько позволяет судить сохранность фрагмента. Технические черты не позволяют однозначно отнести бархат к итальянскому или турецкому производству (таблица 2). Тканей османского производства XV века сохранилось не так много, они во многом имитируют итальянские. По совокупности орнаментальных и технических признаков все же предварительно следует отнести образец к османским бархатам второй половины XV–XVI вв.
Таблица 2. Технические параметры бархата (инв. № ТБ-336) и сравнение с образцами итальянских и османских бархатов
Table 2. Technical parameters of velvet (inventory No. TB-336) and comparison with samples of Italian and Ottoman velvets
|
| Совпадение с признаками итальянских бархатов | Совпадение с признаками османских бархатов |
Техническое описание1 |
| 10 примеров 1. V&A, 402-1907. 2. V&A, 8704-1863. [70, p. 80-81, cat. 15] 3. V&A, 116-1880. 4. V&A, Т.120-1911. [70, p. 62-63, cat. 5] 5. V&A, 1332-1864. [70, p. 64-65, cat. 6] 6. V&A, 7074-1860. [70, p. 66-67, cat. 7] 7. V&A, 8312-1863. [70, p. 56-57, cat. 2] 8. V&A, 381-1892. 9. V&A, 78-1864; 79-1864. [70, p. 68-69, cat. 8] 10. V&A, 8685-1863. [70, p. 70, cat. 9] | 14 примеров в выборке: 1. V&A, 92-1882. 2. V&A, T.359-1977. 3. V&A, 326-1895. 4. V&A, 1357-1877. 5. Государственный Эрмитаж, инв. № ЧМ-1422, 1423. [44] 6. Музей Топкапы, Стамбул, инв. № 13/1919 7. Абегг-Штифтунг, Риггисберг-Берн, инв. № 235 [55, p. 334, pl. 68] 8. Музей прикладного искусства, Кельн, инв. № D.81 [55, p. 335, pl. 76] 9. V&A, 355-1897 [55, p. 335-336, pl. 77] 10. Музей искусства и истории в Парке Пятидесятилетия, Брюссель, инв. № 1231 [55, p. 335, pl. 74] 11. Музей Изящных искусств, Бостон, инв. № 77.277. [55, p. 335, pl. 75] 12. Музей Метрополитен, инв. № 12.49.5 [71, p. 200, 202] 13. Музей Метрополитен, инв. № 1970.65.9. 14. Национальный музей дизайна Купер-Хьюитта, инв. № 1951-151-1. 15. Музей искусства и истории в Парке Пятидесятилетия, Брюссель |
Основа | 2 основы |
|
|
Пропорция | 6 главных нитей, | Примеры 4-6.
| Примеры 1-5, 7-8, 12-14.
|
Материал | Главная: шелк, одинарная нить, z-крутка, золотисто-коричневая | z-крутка главной основы может свидетельствовать о ранней дате изготовления итальянских бархатов (первая четверть XV в.) (Примеры 7-10) | z-крутка главной основы (Примеры 1-14) |
Тонкая нить главной основы в сочетании с z-круткой может указывать на османское изготовление [70, p. 94] | |||
| Ворсовая: шелк, |
|
|
Шаг узора | 6 главных нитей, |
|
|
Плотность | 74 гл. нитей на см; 12 ворсовых на см. |
| 72-78 главных и 12-13 ворсовых (Примеры 1-6, 8-14) |
Уток | 3 утка |
|
|
Пропорция | 2 фоновых, 2 узорных броше, 1 пруток |
|
|
Материал | Фоновый: шелк, s-крутка, коричневый, толстый, сдвоенный |
|
|
| Броше, шелковый: шелк, без крутки, коричневый, толстый |
|
|
| Броше, металлический: плоская полоска металла (серебро) накручена 50% s-круткой на сердечник (шелк, s-крутка, коричневый, тонкий). | Плоская полоска серебра, накрученная на шелковый сердечник получает распространение в итальянских тканях в середине XV в. [64, p. 36.] | Полоска серебра, накрученная s на шелковый сердечник, который имеет s-крутку (Примеры 2-8, 10-14) |
Шаг узора | 1 пруток |
|
|
Плотность | 8 прутков на см., 16 фоновых (сдвоенных) на см., 16 узорных броше |
| 7-9 прутков на см. (Примеры 9-10, 13-14) |
Структура | Бархат разрезной основный, фон – усиленный основный атлас 5 шаг 3, с участками без ворса (?) и утками броше | Венецианские и флорентийские бархаты первой половины XV в. (Примеры 4-6) | По структуре все образцы османских бархатов сотканы на базе атласа 5, в тех случаях если вводится уток броше – он образует с каждой третьей нитью главной основы саржевое переплетение 1/4 с направлением рубчика s. (Примеры 1-14) |
Фон | Усиленный атлас 5, основный, шаг 3. Образован нитями главной основы и нитями фонового утка. Для образования атласа 5 используются сдвоенные фоновые утки, ворс вытягивается между двумя мононитями каждого второго сдвоенного утка | ||
Узор | Бархат разрезной основный, 2 фоновых утка на пруток (один сдвоенный уток и один одинарный) | ||
| Саржа уточная 1/4, направление рубчика s, образованная каждой третьей нитью главной основы (26 нитей на 1 см.) и утком броше (согласно узору, участки или с шелковой нитью, или с металлическим утком). Нити броше не обрезаются, а поворачивают в границах узора. | ||
| Ворсовая основа в участках с утком |
| Ворсовая основа не связывается с металлическим утком в элементах узора, не скрепляет его по краям мотивов [71, p. 197] (Примеры 2, 5). |
Окраска | Анализ красителей | – | – |
Раппорт | Раппорт орнамента полностью не восстановить. Ширина сохранившегося фрагмента 26 см. |
| Размеры медальона во фрагменте бархата XVI в. ок. 60 см. (Пример 15). Раппорт османского бархата из Ханлы-дере 49-50 х 30 см. (Пример 5) |
Б. Дамаски
Дамаски в коллекции белореченских тканей представлены четырьмя примерами2. Терминами дамаск или камка обозначают узорные ткани с одной основой и одним утком, в которых узор образуется за счет смены переплетения [74, p. 13; 75, p. 12]. Это более тонкие и легкие ткани, без металлических нитей (существуют и усложненные варианты, когда дамаск образует основу ткани, ее технический фон, а к нему добавляются дополнительные узорные утки)3. Как правило в погребениях Белореченского могильника дамаски использовались в качестве подкладки или нижнего одеяния. Все четыре дамаска выполнены на базе атласа, соотношение фона и узора примерно равное, ткани двусторонние.
Шелк с мелким орнаментом песочного цвета имеет значительно стилизованные изображения растительного характера, среди которых лучше всего читается мотив цветка лотоса (рис. 2. 1–2). Мелкий растительный орнамент весьма сложно датировать и атрибутировать. Только по одному мотиву лотоса его можно отнести к широкому временному диапазону – от середины XIII до конца XV в. Цветки лотоса – мотив, весьма характерный для эпохи Великого Монгольского государства и периода его распада; он имеет китайское происхождение [76, p. 18], но широко распространен в орнаментах тканей как центрально азиатского, так и иранского, египетского, испанского и итальянского производства. Существует множество его вариаций, одна из наиболее распространенных и узнаваемых форм: несколько центральных лепестков, соединенных вместе отходят наверх, иногда образуя подобие бутона, несколько нижних узких лепестков отходят в стороны. К такого рода стилизации следует отнести и мотив лотоса на нашей ткани.
В качестве аналогии можно привести известный пример шелка и сходного по орнаменту изображения ткани в живописи. Фрагменты шелка хранятся в Музее Метрополитен (MMA, 19.191.3; 46.156.22). Они были частью церковного облачения, вероятно, Папы Бенедикта XI (1303–1304), произведены в одном из центральноазиатских центров, и датируются концом XIII – серединой XIV в. [77, p. 146–147, cat 37]. Бригитте Клессе в публикации 1967 г. обратила внимание на сходство ткани облачения Бенедикта XI с изображением орнамента ткани на картине Симоне Мартини 1333 г. «Благовещение» [63, p. 55, abb. 55–56, cat. 136; 62, p. 158, fig 7].
Грубость в стилизации орнамента на белореченской ткани отчасти коррелируется с шагом узора (5 нитей основы), который вкупе со сравнительно небольшим раппортом орнамента (13,6 см из двух блоков по 6,8 см.) может давать довольно схематичный перенос узора на ткань. Плотность составляет 90 нитей основы и 20 нитей утка на 1 см. Для нити основы используется крученая z-круткой нить, составленная из двух нитей, каждая из которых имеет z-крутку, утки не крученые. По техническим признакам этот дамаск может быть китайского изготовления (XIV в.)4, сиро-египетского (XIV–XV вв.)5, итальянского (XV в.)6 и даже иранского (XVI в.)7.
Более изящное исполнение орнамента имеет зеленый шелк, многочисленные фрагменты которого представлены в нескольких курганах (№ 10, 12, 20) (рис. 2. 3,5). Ширина раппорта в этой ткани всего 8 см (4 см на блок). Орнамент организован в виде сетки растительных побегов, образующих заостренные овалы. От побегов отходят короткие листья и длинные растительные побеги к центру этих овалов, заканчивающиеся пальметтой. Пальметта располагается и в местах перекрестия сетки.
Композиционно сходны итальянские шелка с листом винограда второй четверти-конца XIV в. (Музей Искусств, Кливленд, 1971.75; 1977.15 [76, p. 23–24, fig. 28, 30]). Побеги образуют не только сетку заостренных овалов, но и их боковые ответвления формируют сердцевидные фигуры. В живописи аналогией нашему шелку можно считать изображение занавеси трона Девы Марии на полиптихе Лоренцо Венециано 1356–1372 гг. (Галерея Академии, Флоренция) и на картине Амброджио Лоренцетти Мадонна на троне со святыми (начало 1440х гг.) из музея изобразительных искусств в Будапеште [63, p. 280, 450, kat. 180, 464].
Орнамент белореченского шелка отличают плавные линии, удлиненные побеги с заостренными листьями, это исполнение характерно для арабесок, растительных мотивов на восточных тканях. Такие орнаменты появляются на османских шелках с конца XV в., получают название «руми» (от Рум – Румский султанат) (Музей Топкапы, Стамбул, инв. № m.s.a.2460 [55, p. 227, 240, pl. 11, cat. 4]). Однако свидетельств того, что в османской Турции в XV в. изготовляли ткани типа дамаск не зафиксировано. Напротив, сохранились примеры турецких имитаций итальянских дамасков, но в технике лампас. Иными словами, в это время в Турции не существовало мастерских, где изготовляли дамаски [68, p. 39, 42].
По некоторым техническим параметрам шелк можно отнести к так называемой группе «китайско-мамлюкских» дамасков XIV–XV в. Это группа дамасков на базе атласа, которые имеют спорные атрибуции. Часть из них была найдена в мамлюкских погребениях в аль-Азаме, и фрагменты этих тканей хранятся ныне в различных коллекциях. Особенностью этих шелков является наличие как китайских иероглифов на одних тканях, так и арабских надписей на других (включая упоминание имени мамлюкского султана Мухаммада ибн Калауна)8.
К китайско-мамлюкской группе дамасков Белореченского могильника по техническим параметрам следует также отнести ткань фрагмента одеяния в мелкую складку (инв. № ТБ-627) (рис. 2. 7). Орнамент практически не читается, вероятно, представляет собой мелкие растительные побеги.
Четвертый дамаск происходит из кургана № 5 с крупным раппортом орнамента (около 34 см из двух блоков по 17 см каждый) (рис. 2. 4,6). Материал основы – шелк, одинарная нить, z-крутка, зеленая, шаг узора – 10 нитей основы, плотность – 90 нитей на 1 см. Материал утка – шелк, без крутки, зеленый, шаг узора – 1 уток, плотность – 28 нитей на 1 см.
Композиция, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, состоит из крупных медальонов, располагающихся рядами в шахматном порядке. Между ними – изгибающиеся стебли (виноградные побеги). Вероятно, медальоны были двух типов. Один медальон имеет три лопасти и два нижних листа с зазубринами. В центре медальона располагается цветочный побег: стебель с отходящими от него изогнутыми зубчатыми листьями аканта, завершается стебель «шишкой». Форму второго медальона по сохранившимся фрагментам не установить.
Медальоны могли быть разной формы, иметь разное количество лопастей, это демонстрируют примеры шелковых и бархатных итальянских тканей (Чикагский институт искусств, инв. № 1907.480; 1911.357; 1907.423; 1937.1245; Музей Искусств, Кливленд, инв. № 1918.315; Музей Метрополитен, Нью-Йорк, инв. № MMA, 46.156.116; 46.109.6). Трехлопастный медальон в двумя нижними листами не очень распространен среди тканей с таким орнаментом, однако существует близкий пример в бархатной ткани итальянского, вероятно, венецианского производства, второй четверти XV в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон, инв. № T.117-1911 [70, p. 71, cat. 10]). Стилистически близок и бархат из Чикагского института искусств (инв. № 1907.481) с крупным раппортом орнамента, медальонами не традиционной формы и крупными нижними листьями. В дамасках представлены две аналогии также с крупными медальонами, но различными наполнениями медальонов: в одном случае это традиционный мотив граната (Италия, вторая половина XV в., Музей Виктории и Альберта, Лондон, инв. № 759–1875), в другом – мотив вазы (Италия или Испания, XVI в., Музей Искусств, Кливленд, инв. № 1953.481).
Следует резюмировать, что орнамент дамаска из кургана № 5 находит, прежде всего, аналогии среди итальянских бархатов XV – начала XVI вв., а также итальянских и испанских дамасков второй половины XV–XVI вв., чьи узоры были инспирированы мотивами бархатных тканей. Этот вывод позволяет атрибутировать фрагмент белореченского дамаска по орнаменту как итальянский 2 половины XV– начала XVI вв.
В. Лампасы
Термином лампас обозначается семейство узорных тканей, распространенных в Средние века на всей территории известного цивилизованного мира. Их отличает наличие двух систем основ и утков [74, p. 29; 75, p. 23]. Главная основа и фоновый уток использовались для образования фона ткани, а дополнительные (связующая основа и узорный уток или несколько утков) – для образования узора. Тканей типа лампас в Белореченском могильнике больше всего, что вполне отражает ситуацию с распространением техник изготовления узорных тканей в XIV–XVI вв. от Китая до Западной Европы.
В группу 1 лампасов Белореченского могильника объединяются 12 узорных тканей с фоном атласного переплетения (рис. 3–6). Орнаментально ткани имеют разнообразные мотивы, как западноевропейского (мотив граната), так и ближневосточного происхождения. По техническим чертам, в частности, типу металлической нити, находятся аналогии среди сиро-египетских тканей, производившихся в мамлюкском султанате в XIV–XV вв. [47]. Наибольшую проблему в атрибуции представляют фрагменты зеленого шелка с медальонами (инв. № ТБ-119 и др.) [18, с. 304–307, кат. 229; 45]. Орнамент ткани состоит из несколько разнящихся по стилистике элементов: общая композиция из крупных медальонов, расположенных в шахматном порядке и соединенных толстыми изгибающимися стеблями; детали – форма этих крупных медальонов, пальметты в пространствах между ними – эти элементы имеют сильное итальянизирующее влияние (первая половина – середина XV в.). Вместе с тем такие детали, как середины медальонов с мотивом граната, выполненного в схематичной манере, мотив фестончатого листа в пространствах между медальонами больше общего имеют с турецкими образцами 2 половины XV – начала XVI в. (рис. 3. 1,4).
По технике ткань относится к лампасам группы 1. Итальянские мотивы этого шелка заставили обратить внимание на примеры итальянских лампасов. При внимательном изучении каталогов тканей было обнаружено, что итальянские лампасы по большей части относятся к XIV в, лишь некоторые датируются концом XIV-началом XV в. (лампас со львами и орлами, Государственный Эрмитаж, инв. № Т 587 [65, p. 106, cat. 4]; лампас со львами и орлами, Музей тканей, Прато, инв. № 81.01.03 [65, p. 109, cat. 7]), тогда как в XV в. преобладают бархаты и дамаски (по крайней мере, им уделено значительно большее внимание в публикациях). В XVI в., тем не менее, уже вновь появляются примеры итальянских лампасов и брокателей [57; 58; 60; 65; 72]. Это предварительное наблюдение, которое требует обязательной проверки и пересмотра.
Ширина белореченской ткани реконструируется около 57 см, что могло бы соответствовать флорентийскому браччо (58,362 см. [70, p. 68]), но, поскольку датированных итальянских лампасов XV в. нет, отнести белореченский шелк к итальянскому производству нет достаточных оснований.
Комбинированная металлическая нить из полоски металла (серебра), накрученной неплотно z-круткой на шелковый сердечник, с аккомпанирующим утком и чередующаяся в ткани с шелковым утком – «мамлюкского» типа, не характерна для итальянских и османских тканей ни XIV в., ни XV вв. [46].
Во вторую группу лампасов выделяется один пример ткани (инв. №№ ТБ-165, Оп. ОВ 39–43) (рис. 7. 1–3). Аналогии композиции и деталям орнамента находятся среди мамлюкских шелков XIV–XV вв. и турецких лампасов XVI в., по техническим признакам, в частности, по типу металлической нити аналогии находятся среди итальянских и османских тканей XV–XVI вв. Совокупность этих выводов пока указывает с большей вероятностью на то, что шелк можно считать османским не ранее середины XV в. (но, возможно, произведенным в одном из сиро-египетских центров, завоеванных в начале XVI в.) [48].
Третья группа лампасов включает два фрагмента (инв. ТБ-247а, 250) с фоном в сарже (2:1, s) и узором в полотне. По типу узора относятся к тканям с мотивом граната (рис. 7. 4–6). Аналогии подобного рода шишке с разделением на «зернышки» относятся ко времени от середины XV в. до начала XVI в. Это примеры итальянского текстиля (Музей Барджелло, Флоренция, инв. № 77 [73, p. 28,30, cat. 15); Государственный Эрмитаж, инв. № Т-662 [65, p. 124, cat. 22]; Музей Барджелло, Флоренция, инв. № 81V [65, p. 122, cat. 20]) и изображения тканей в живописи, к примеру, в работах Пьеро делла Франческа (Встреча Соломона с царицей Савской. Фреска. 1452–1466 гг. Церковь Сан Франческо, Ареццо) [56, fig. 6] и Доменико Гирландайо (Утверждение устава францисканского ордена папой Гонорием III. 1482–1485. (или 1483–1486), Капелла Сассетти, церковь Санта-Тринита, Флоренция).
Рис. 1. 1-2. Фрагмент бархата с мотивом граната (рукав халата) (ГЭ, инв. № ТБ-373). 27х52 см. Раппорт 31 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 3-4. Фрагмент бархата (ГЭ, инв. № ТБ-336). 26х17 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой.
Fig. 1. 1-2. Fragment of velvet with a pomegranate motif (robe sleeve) (State Hermitage Museum (SHM), inventory No. TB-373). 27x52 cm. Ornament repeat 31 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 3-4. Fragment of velvet (SHM, inventory No. TB-336). 26x17 cm. Drawing by A.N. Teplyakova.
Рис. 2. 1. Фрагменты дамаска с мотивом лотоса (ГЭ, инв. № ТБ-245, 248, 249). 17х7 см., 9,5х4,2 см., 9,5х4,8 см. Раппорт 13,6 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 3,5. Дамаск с мотивом руми (ГЭ, инв. № ТБ-332). 29,2х26,3 см. Раппорт 8 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой. 4,6. Шелк подкладки с крупными медальонами (ГЭ, инв. № Оп. ОВ 39-126). 18,3х17,1 см. Раппорт около 34 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 7. Фрагмент дамаска с мелким растительным (?) орнаментом (ГЭ, инв. № ТБ-627). 9х5 см.
Fig. 2. 1. Fragments of damask with a lotus motif (SHM, inv. No. TB-245, 248, 249). 17x7 cm, 9.5x4.2 cm, 9.5x4.8 cm. Ornament repeat 13.6 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 3,5. Damask with a rumi motif (SHM, inventory No. TB-332). 29.2x26.3 cm. Ornament repeat 8 cm. Drawing by A.N. Teplyakova. 4,6. Silk with large medallions (SHM, inventory No. Op. OV 39-126). 18.3x17.1 cm. Ornament repeat about 34 cm. Drawing by A.N. Teplyakova;7. Fragment of damask with small floral (?) ornament (SHM, inventory No. TB-627). 9x5 cm.
Рис. 3. 1,4. Фрагменты зеленого шелка с медальонами (кафтан) (ГЭ, инв. № ТБ-119а). 86,7х45 см. Раппорт 18,6 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 2-3,5. Фрагменты шелка с гвоздиками (ГЭ, инв. № ТБ-328). 37х36 см. Раппорт 18,2 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой.
Fig. 3. 1,4. Fragments of green silk with medallions (kaftan) (SHM, inventory No. TB-119a). 86.7x45 cm. Ornament repeat 18.6 cm. Drawing by A.N. Teplyakova;
2-3,5. Fragments of silk with dianthus flowers (SHM, inventory No. TB-328). 37x36 cm. Ornament repeat 18.2 cm. Drawing by A.N. Teplyakova.
Рис. 4. 1-3. Фрагменты головного убора с геометрическим орнаментом (ГЭ, инв. № ТБ-594). 28х11см., 29,6х4,2 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 4-5. Головной убор (ГЭ, инв. № ТБ-349). Диаметр 17 см. Раппорт орнамента 3,4 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 6-7. Фрагмент шелка с изразцовым орнаментом (ГЭ, инв. № ТБ-258b). 6,8х5,7 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 8-10. Фрагмент шелка с пионом (ГЭ, инв. № ТБ-258d). 9,6х13,5 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой.
Fig. 4. 1-3. Fragments of a headdress with geometric patterns (SHM, inventory No. TB-594). 28x11cm, 29.6x4.2 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 4-5. Headdress (SHM, inventory No. TB-349). Diameter 17 cm. Ornament repeat 3.4 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 6-7. Fragment of silk with tile ornament (SHM, inventory no. TB-258b). 6.8x5.7 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 8-10. Fragment of silk with a peony (SHM, inventory no. TB-258d). 9.6x13.5 cm. Drawing by A.N. Teplyakova.
Рис. 5. 1-2. Полосатый шелк (ГЭ, инв. № ТБ-620). 25,4х23,6 см. Раппорт 12,4 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 3-5. Шелк с диагональными полосами (ГЭ, инв. № ТБ-601). 91х25 см. Раппорт 22,2 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой.
Fig. 5. 1-2. Striped silk (SHM, inventory No. TB-620). 25.4x23.6 cm. Ornament repeat 12.4 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 3-5. Silk with diagonal stripes (SHM, inventory No. TB-601). 91x25 cm. Ornament repeat 22.2 cm. Drawing by A.N. Teplyakova.
Рис. 6. 1-2. «Тесьма» (ГЭ, инв. № ТБ-370б). Ширина 4 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 3. Фрагмент полосатой ткани (ГЭ, инв. № ТБ-374в); 4-6. Шелк с s-образными фигурами (ГЭ, инв. № ТБ-374а). 21х15 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 7-8. Шелк с сеткой растительных побегов и медальонами (ГЭ, инв. № Оп. ОВ 39-124,125). Раппорт 17 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой.
Fig. 6. 1-2. “Braid” (SHM, inventory No. TB-370b). Width 4 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 3. Fragment of striped textile (SHM, inventory No. TB-374v); 4-6. Silk with s-shapes (SHM, inventory No. TB-374a). 21x15 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 7-8. Silk with ogival lattice and medallions (SHM, inv. No. Op. OV 39-124,125). Ornament repeat 17 cm. Drawing by A.N. Teplyakova.
Рис. 7. 1-3. Шелк с орнаментом в виде сетки заостренных овалов (ГЭ, инв. № ТБ-165). 40х31 см. Раппорт 28 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 4-5. Фрагмент с толстыми растительными побегами (ГЭ, инв. № ТБ-247а). 17,9х5,6 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой; 6. Фрагмент с мотивом граната (ГЭ, инв. № ТБ-250). 8х6 см.; 7-8. Фрагмент шелка с драконом (ГЭ, инв. № ТБ-621). 11х11 см. Раппорт 8,3 см. Прорисовка А.Н. Тепляковой.
Fig. 7. 1-3. Silk with ogival lattice (SHM, inventory No. TB-165). 40x31 cm. Ornament repeat 28 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 4-5. Fragment with thick plant shoots (SHM, inventory no. TB-247a). 17.9x5.6 cm. Drawing by A.N. Teplyakova; 6. Fragment with a pomegranate motif (SHM, inventory No. TB-250). 8x6 cm; 7-8. Fragment of silk with a dragon (SHM,inventory No. TB-621). 11x11 cm. Ornament repeat 8.3 cm. Drawing by A.N. Teplyakova.
Детальный технический анализ показал, что фрагмент ТБ-247а был смонтирован на тюль изнаночной стороной наверх, поэтому его орнамент из толстых растительных побегов просматривается не четко. На лицевой стороне должен быть фон – саржа основная 2:1, направление рубчика s (на изнаночной стороне – фон в уточной сарже 1:2, направление рубчика z); узор – полотняное переплетение.
Фрагмент ТБ-250 отличается от предыдущего введением второго узорного утка – металлической комбинированной нити броше (вводится только на определенные участки ткани согласно узору), представляющей собой полоску металла (серебро с позолотой?), накрученную s-круткой на шелковый сердечник. Технически это ткань также типа лампас с фоном в основной сарже 2:1, направлением рубчика s и узором полотняного переплетения. Материал, пропорция главных и связующих нитей основы, шаг узора и плотность по основе и утку на фрагментах ТБ-247а и ТБ-250 идентичны. Исходя из этого, можно утверждать, что эти два фрагмента могут быть от одной ткани (таблица 3).
Таблица 3. Фрагменты тканей ТБ-247а и ТБ-250, сравнение технических параметров
Table 3. Fragments of textiles TB-247a and TB-250, comparison of technical parameters
ТБ-247а | ТБ-250 |
Лампас, фон в сарже 1/2 (уточная), z, узор - полотняное переплетение (сдублирован на тюль изнанкой наверх) | Лампас, фон в сарже 2/1 (основная), s, узор - полотняное переплетение |
Основа: 2 основы | Основа: 2 основы |
Пропорция: 3 главные нити основы на | Пропорция: 3 главные нити основы на |
Главная: шелк, сдвоенная нить, не крученая, коричневая. | Главная: шелк, сдвоенная нить, не крученая или слабая z крутка, красная. |
Связующая: шелк, одинарная, не крученая, коричневая | Связующая: шелк, одинарная, не крученая или слабая z-крутка, светло-коричневая |
Шаг узора: 3 главные нити основы | Шаг узора: 3 главные нити основы
|
Плотность: 45-48 главных нитей на см. 15-16 связующих нитей на см. | Плотность: 48 главных нитей на см. 16 связующих нитей на см. |
Уток: 2 утка | Уток: 3 утка |
Пропорция (проход утков, passée): 1 уток фоновый, коричневый 1 уток узорный, лансе, коричневый | Пропорция (проход утков, passée): 1 уток фоновый, желто-коричневый 1 уток узорный, лансе, коричневый 1 уток узорный, броше, металлический |
Материал: фоновый и узорный: шелк, без крутки, коричневый. | Материал: фоновый: шелк, без крутки, желто-коричневый; узорный: шелк, без крутки, коричневый узорный 2: металлическая нить: полоска металла (серебро? с позолотой?), накрученная s-круткой на сердечник. |
Шаг узора: 1 проход утков | Шаг узора: 1 проход утков |
Плотность: 14 проходов на см. | Плотность: 15 проходов на см. |
По орнаменту и технике оба этих фрагмента могут быть атрибутированы как итальянские и датированы серединой XV – началом XVI в.
Г. Тафта лансе
Особняком располагается небольшой фрагмент шелка (рис. 7. 7–8). В результате графической фиксации сохранившихся золотных нитей, было обнаружено, что орнамент имеет не большой раппорт и состоит он из фигуры дракона, парящего в облаках. Дракон, насколько возможно судить, располагается в свернутом виде (вписывается в условный круг), голова с рогами – в центре кольца.
Тип переплетения также выделяет этот шелк: основу ткани составляет полотняное переплетение, узор образуется при помощи введения дополнительного узорного утка – металлической нити (это позолоченная полоска животного происхождения, накрученная z на шелковый сердечник). Этот уток связывается с каждой третьей нитью основы, образуя саржевое переплетение (1:3, s). Шелк с большой долей вероятности был изготовлен в ткаческих мастерских Китая или Центральной Азии в XIII–XIV вв. [49].
Выводы по атрибуции и датировке тканей
Все узорные шелковые ткани, безусловно, импортные. На Северном Кавказе своих ткаческих центров, которые могли бы производить такие сложные ткани – не было. Самой ранней тканью оказывается тафта лансе с мотивом дракона. И она единственная, которую можно связывать с дальневосточным импортом. Довольно большая группа тканей может быть датирована XIV–XV вв. и отнесена к условно «мамлюкскому» кругу изделий (лампасы группы 1, два дамаска из «китайско-мамлюкской» группы). Несколько тканей западного происхождения середины XV – начала XVI вв., в том числе высококачественный венецианский бархат. Другой фрагмент бархата и лампас связывают Белореченские курганы с южным берегом Черного моря, а один дамаск позволяет обратить наше внимание в числе прочего на ранние сефевидские ткани Ирана.
Возможные пути текстиля
Торговля. В среднем течении реки Кубани, в районе современных городов Майкопа и Белореченска, в средневековье располагалось владение адыгов Кремук, о котором сохранились свидетельства итальянских монахов, купцов и картографов, османских историографов и в русских летописях XV–XVI в. [2; 4; 6; 16, с. 95–96; 21; 22, с. 56; 27, с. 51; 29, с. 128–130; 33, с. 351]. В середине XIII в. эти территории вошли в состав Улуса Джучи, оказавшись включенными в «имперскую культуру Монгольской империи» [7, с. 207] и в оживленную сеть торговых взаимоотношений Востока и Запада. Крым и Северный Кавказ с середины XIII в. до начала XVI в. занимал одну из ключевых позиций в мировой торговле готовыми шелковыми тканями и сырьем для их производства [15, с. 77–78; 24, с. 119–123].
В Причерноморье наибольшую торговую активность проявляли генуэзцы, их фактории были разбросаны вдоль всей береговой линии (Каффа, крымский берег, поселения в Тане и Трапезунде, города Анатолийского, Кавказского и Балканского побережий) [23, с. 73–74]. Со второй половины XIV в. Венеция в Черном море имела два порта – Трапезунд и Тану, притом Тана приносила республике значительный доход [8, с. 201]. И Тана находилась, по свидетельству современников, в трех днях пути от княжества Кремук [2, с. 153].
Венеция, отметим, имела наиболее сильные торговые позиции в Сирии и Египте, укрепившись в регионе в конце XIV – начале XV в. Появление египетских товаров может быть связано как с венецианцами, так и с деятельностью египетских купцов, которые присутствовали в Причерноморье. У египетских купцов, к примеру, существовали привилегии, освобождавшие их от выплаты налогов на территории Улуса Джучи [28, с. 137].
Помимо итальянцев и египтян, на причерноморском рынке значительную часть составляли купцы прибрежных городов (прежде всего Синопа и Самсуна, но также и Каффы), османские купцы из Бурсы и Токата, армянские, греческие, еврейские торговцы и реже купцы абхазского и мегрельского происхождения [24, с. 291–299] и русские [53, с. 31].
После захвата Константинополя турками в 1453 г. регулярная навигация в Трапезунд прекратилась. В 1457 г. была отправлена 1 галея в Тану и Трапезунд, в 1460 г. Сенат не разрешил отправить в Черное море 2 галеи [23, с. 80]. Тем не менее, следует помнить, что Венеция стала первым государством, установившим дипломатический контакт с Османами и получившим торговые привилегии. Итальянские бархаты в переплетах манускриптов стали активно использоваться во время правления султана Мехмеда II (самая ранняя рукопись в бархатном переплете датируется январем 1475 г.). При Баязиде II активно развивались текстильные рынки в Бурсе, которые привлекали и итальянских купцов [55, p. 155–159; 61, p 43–46]. Турецкие шелка попадали в Венецию в качестве дипломатических даров. Примером этого служат бархаты из Бурсы, презентованные в 1483 году султаном Баязидом II (1481–1512) венецианскому послу [67, p. 24; 70, p. 12].
В 1475 г. турки вторглись на Северный Кавказ, захватили Матрегу, Копу и Тану. В том же году пала генуэзская Каффа. Однако Ибн-Кемаль сообщает, что в 1479 г. им пришлось повторно занимать Копу и Анапу [17, с. 128].
Хотя экспансия османского государства в Причерноморье послужила концом генуэзской гегемонии в прибрежных территориях [5, с. 11], захват этих территорий не означал полного прекращения итальянской торговли в Причерноморье. В том или ином виде она продолжалась вплоть до 30-х гг. и даже до конца XVI в. [23, с. 80]. С середины XV в. из-за османской угрозы начинается новый этап дипломатических отношений между итальянскими государствами и Московией [53, с. 18, 19]. А.Л. Хорошкевич приводит свидетельство о существовании в середине 1490-х гг. итальянской торговли с Москвой через Крым [51, с. 48]. С конца XV – начала XVI вв. по большей части торговые пути сместились севернее, через Прибалтику, Колу и Архангельск [53, с. 28–30]. В Причерноморье акценты сместились на османскую Турцию, вассалами которой во второй половине XV в. стали Крымские ханы [5, с. 99].
Дипломатические дары и личные связи
На «внеэкономические» причины появления статусных вещей на Северном Кавказе указывает З.В. Доде: это могли быть дары от правящих верхов соседних государств (генуэзских колоний, в частности), жалование от крымских сюзеренов, дары при заключении межэтнических браков [11, с. 267–268]. Принимая во внимание факт отсутствия в XV в. у северно-кавказских народов денежного обращения [11, с. 263], идея о ситуативном поступлении дорогих тканей (военные трофеи, грабежи, дары, жалование) становится вполне обоснованной.
М.Г. Крамаровский связывает обилие сиро-египетского стекла на Северном Кавказе с тесными дипломатическими связями Золотой Орды и Мамлюкского Султаната, но также он отмечает наличие родственных связей мамлюков-черкесов с родными территориями [40, с. 160, кат. 59]. Эта линия получила свое развитие в статьях И.А. Дружининой: «хронология Белореченских курганов отражает основные этапы функционирования трафика поставки военных рабов с территории Улуса Джучи в Мамлюкский султанат» [13, с.206]. С родовыми связями и графиком поставки рабов из Северного Кавказа в султанат связывается целый ряд находок статусных, элитарных предметов, в первую очередь сосудов из стекла с цветными эмалями.
Свидетельства XVIII в. отмечают, что существовала практика платы, которая взималась с каравана старейшинами, местными «князями», проводниками, носильщиками и т.д. и производилась в «рубашках», т.е. отрезах тканей. Притом примечательно, что если работа выполнялась несколькими людьми, то ткань разрезалась затем на несколько частей, что объясняет практику пошива одежд из различных кусков материи, и только высокопоставленные лица получали большие куски материй [20, с. 95].
В этой связи любопытен «Рассказ Ибрахима Печеви о походе османских войск во главе с кафинским бейлербеем Джафер-пашой через Керчь и Таманский полуостров на помощь Осман-паше Оздемироглу в Демиркапы (1582 г.): “…Отсюда на четвертом переходе достигли области Кемрюк в Черкесском вилайете. Тамошние люди были такими жуликами, мародерами и подлыми, что не пропускали ни одного человека, не отрезав у него рукав или подол…”» [16, с. 95]. Это свидетельство можно трактовать как переосмысление подобной практики взимания платы за проход. Впрочем, грабежами местное население также не гнушалось.
Грабежи и военные действия. На караваны, морские суда и даже города совершались регулярные нападения [50, c. 276–277]. Приведем несколько свидетельств: К рубежу XIV–XV вв. относится описание Иоганна Шильтбергера: «Там же страна (земля) черкесов, также на побережье Черного моря, населенная христианами, исповедующими греческую веру. Но тем не менее они злые люди и продают язычникам своих собственных детей и тех, которых они крадут у других. Они также занимаются разбоем и говорят на особенном языке» [54, с. 45]. Иосафат Барбаро (середина XV в.) сообщает: «По этому поводу расскажу, что однажды случилось при мне, когда я был Тане. Стоял я как-то на площади: пришли в город татары и сообщили мне, что в роще, мили за три отсюда, спрятались черкесы-наездники, числом около сотни, которые задумали совершить набег под самый город, как это было у них в обычае…» [2, с. 147]. В 1470-е гг. местный князь Белзебук перестал оказывать поддержку и охрану торговых караванов, поэтому нападения участились. В 1472 г. Парсабок, описываемый как еще один правитель Копы, конфисковал товары генуэзцев, отправленные в Копу [50, с. 279].
На время бытования Белореченских курганов приходится ряд военных событий: это походы Тимура в конце XIV в. и разграбление Таны (Азова), османская экспансия в 1475, 1479, и вторжение сефевидов шейха Хайдара в 1486 или 1487 гг., о котором известно по свидетельству Барбаро. Черкесы разгромили армию завоевателей [34]. Таким образом, шелковые ткани могли попасть не только в результате торговых операций, а, весьма вероятно, в результате грабежа караванов или факторий, или же в ходе военных действий.
Дата курганов по текстильным находкам
Группа курганов, сохранивших находки узорных тканей оказывается довольно близка по времени между собой, и идея о том, что Белореченский могильник, по крайней мере, часть его погребений была сделаны в короткий временной промежуток и принадлежала узкому кругу знати адыгского владения Кремук отчасти находит подтверждение. Остановимся вкратце на комплексах этих курганов (таблица 4).
Таблица 4. Погребения Белореченского могильника с находками узорных тканей в коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа
Table 4. Burials of the Belorechensky burial ground with finds of figured textiles in the collection of the Oriental Department of the State Hermitage Museum
№ кургана (1896г.) | муж/ | устройство погребения | размер склепа ДхШхВ (м) | уголь | гроб | Датированные находки |
5 | М | ? | Стеклянный кувшин (инв. № ТБ-117): Каффа, не позднее 1475 г. [18, с. 341, кат. 261]. | |||
6 | Ж | "по-видимому, потревожено кладоискателями" [36, с. 53] | Серебряная пряжка (инв. № ТБ-132): Сирия или Египет, XV в. [40, с. 344–345, кат. 177; 18, с. 293, кат. 215]. | |||
9 | М | продолговатая четырехугольная яма в материке [36, с. 24] | деревянная доска, обтянутая парчей [36, с. 24] | Кружка с синей глазурью (инв. № ТБ-164): В.П. Левашева – западного происхождения [31, с. 174, прим. 5]; М.Г. Крамаровский – Латинская Романия (?), конец XIV в [19, с. 234, кат. 641; 18, с. 326, кат. 246]; Е.А. Армарчук – «ее атрибуция остается спорной…» [1, с. 227]. Бокал из тонкого стекла (инв. № ТБ-163): Европа или Каффа, время до падения Каффы в 1475 г. [19, с. 240, кат. 731; 40, с. 353, кат. 189; 18, с. 342, кат. 262]. | ||
10 | Ж | деревянный склеп в могильной яме [31, табл. 1] | 3,3х0,9х1 [31, табл.1] | много, толщина слоя 1,8 м [31, табл.1] | деревянный гроб, обит шелковой тканью, на которой серебряными нитями вышиты цветы и стебли [36, с.32–33, рис. 177; 31, табл.1] | Золотая цепь (инв. № ТБ-174), золотые пуговицы (инв. № ТБ-175-189) от кафтана, и серебряная чаша с эмалями и фигуркой барана (инв. № ТБ-221): Золотая Орда, XIV в. [43, с. 239–240, 242, кат. 94, 95-106, 109]. Глиняный кувшин с бирюзовой глазурью и остатками росписи золотом (инв. № ТБ-222): В.П. Левашева – западного происхождения [31, с. 174]; Е.А. Армарчук – восточное изделие (без возможности уточнения определенного центра) [1, с. 233]; М.Г. Крамаровский – Крым или Малая Азия, XIV – начало XV в. [19, с. 234, кат. 643; 18, с. 330, кат. 250]. |
12 | Ж | деревянный склеп на материке [31, табл.1] | 3х?х? [31, табл.1] | много, толщина слоя 0,9 м [31, табл.1] | деревянный гроб, обит шелковой тканью [36, с. 37; 31, табл. 1) | Три монеты (инв. № ТБ-307-309). Младшая из монет относится ко 2-ой трети XV в. Стеклянные пуговицы в серебряной оправе, имитирующие жемчуг (инв. № ТБ-310-317): возможно, Северная Европа, XV – начало XVI в. [18, с. 310, кат. 231]. |
15 | М | продолговатая четырехугольная яма в материке [36, с.24] |
| |||
20 | Ж | деревянный склеп на материке [36, с. 3; 31, табл.1] | 2х0,65х? [31, табл.1] | нет [31, табл. 1] | нет [36, с. 3; 31, табл. 1] | Бархат (инв. № ТБ-373): Венеция, около середины XV в [11]. |
24 | М | ? | Сабля (инв. № ТБ-376). Такого типа сабли (тип 1 по Курмановскому [30, с. 150–162]) датируются концом XIV – первой половиной XV в. [12, с. 196] | |||
27 | Ж | продолговатая четырехугольная яма в материке [36, с. 2, 46; 31, с. 168] | небольшой слой угля [36, с. 46] или засыпано все погребение [31, с.169] | деревянный гроб, обит парчей [36, с. 2, 46] | Детали поясных наборов (наконечников, пряжек) крымско-малоазийского типа XIV–XV вв. [18, с. 297–298, кат. 221-2224] Золотой перстень (инв. № ТБ-417): Северное Причерноморье или Италия, XIV–XV вв. | |
30 | М | продолговатая четырехугольная яма в материке [36, с. 2; 31, с. 168)] | да [36, с. 22], засыпано все погребение [31, с. 169] | деревянный [36, с. 2, 22] | Набор серебряных поясных пряжек и накладок (инв. № ТБ-443-450) крымско-малоазийской группы XIV–XV вв. [25, с. 167, табл. IX; 43, с. 245, 247, кат. 117-122, 132-133]. Серебряная чаша (инв. № ТБ-442): Балканы (?), также XIV–XV вв. [18, с. 318, кат. 239]. | |
33 | Ж (Д) | продолговатая четырехугольная яма в материке [36, с.52] | незначительное количество [36, с. 52], в засыпке ямы [31, с. 169] | нет [36, с. 52] |
| |
45 | Ж | деревянный склеп на материке [36, с. 3; 31, табл.1] | 1,8х | много [31, табл. 1] | нет [36, с. 3; 31, табл. 1] | Головной убор (инв. № ТБ-540): Золотая Орда, XIV в. [40, с. 332–333, кат. 167]. Серебряный филактерий (инв. № ТБ-548) крымско-малоазийского типа XIV–XV вв. [18, с. 314, кат. 235]. |
50 | М | ? | засыпано все погребение [31, с. 169] |
|
Из 13 курганов, содержавших шелковые узорные ткани, фрагменты зеленого шелка с медальонами (инв. №№ ТБ-119 и др.) были найдены в 7, что позволило сгруппировать эти курганы (№ 5, 10, 12, 20, 27, 30, 45) воедино. К этим же курганам можно добавить и другие, содержавшие ткани из лампасов группы 1: курган № 15, 24, 33, 50. Всего 11 курганов.
Большая часть этих курганов по опубликованным вещам датируется широко XIV–XV вв., но отдельные имеют более узкую дату: курган № 24 – конец XIV – первая половина XV вв., курган № 20 – около середины XV в., № 12 – XV – начало XVI в., № 10 – конец XV – начало XVI в. Если фрагменты зеленого шелка с медальонами датируются XV в., то даты курганов, где они были найдены, не могут быть датированы XIV в., и скорее, следует перенести верхнюю дату курганов в начало XVI в.
Особняком выделяются курганы № 6 и 9, давшие текстильные находки других групп. Фрагменты ткани с сеткой заостренных овалов позволяют перенести датировку кургана № 9 – на середину XV – XVI вв. При этом курган № 6 также датируется временем не ранее XV в. по серебряной пряжке, хотя ткань с драконами существенно более ранняя. Иными словами, все 13 курганов, в которых сохранились фрагменты узорных тканей, могут быть датированы не ранее XV–XVI в.
Конец могильника
М.Г. Крамаровский связывал конец функционирования могильника с османской экспансией и падением Каффы в 1475 г. «Примерно около этого времени и заканчивается период «золотого дождя» в погребальном инвентаре знати курганов белореченской культуры» [27, с. 53–54]. И.А. Дружинина также находит связь крайней даты Белореченских курганов с османской экспансией, только не в Причерноморье, а в Сирии и Египте: «Веским аргументом в пользу концепции о значительном мамлюкском влиянии на жизнь населения Закубанья, отразившемся в белореченских материалах, является то, что феномен курганов на р. Белая исчезает одновременно с султанатом Бурджи, потерпевшим поражение в войне с Османами в 1517 г.» [14, с. 171].
Отметим, что с конца XV в. меняется карта мира, с великими географическими открытиями начинается новая эпоха, с новыми товарами, новыми идеями и технологиями: это открытие пути в Индию через мыс Доброй надежды – морские путешествия Бартоломеу Диаша и затем Васко да Гамы. До этого путь в Индию европейцам был малодоступен и большое значение для связи с Индийским океаном имел Мамлюкский султанат, поэтому открытие португальцев очень сильно ударило по государству, явившись одной из причин угасания государства и включения его в состав османской империи в начале XVI в.
В Европе XVI в. кардинально меняется отношение к моде. На первый план выходят недорогие ткани с более кратким сроком службы, которые со сменой моды можно было легко заменить, и такого рода тканям стали знамениты лионские мастерские. Мода становится «явлением преходящим, наслаждаться которым можно было лишь недолго» [9, с. 27]. Все эти глобальные политические и экономические подвижки не могли не отразиться на жизни и культуре региона, который до этого на протяжении более двух столетий находился практически в центре всей евразийской торговли шелком.
Ткани Белореченского могильника попадают во временной отрезок, ограниченный XIII в. (завоевания Чингиз-хана и образование Великого Монгольского государства) и началом XVI в. (Великие Географические открытия). Притом проведенный анализ орнаментов и техник показывает, что наибольшее количество узорных шелков соотносится с группой сиро-египетских тканей XIV–XV вв. и может быть связано с контактами северокавказских черкесов с черкесами в Мамлюкском султанате. Тем не менее импорт текстиля не может ограничиваться только этими родственными связями, что показывают образцы, вероятно, китайского и османского происхождения.
1 Исследование выполнено по методике и стандартам Международного Центра изучения исторических тканей (CIETA, 34, rue de la Charité, 69002, Lyon, France. URL: https://cieta.fr).
2 В коллекции ГИМ, вероятно, есть еще один пример дамаска: инв. № Оп.В 337/198.
3 Хотя автор придерживается классификации тканей, принятой CIETA, в литературе существует путаница в определении терминов камка и дамаск (дамаст), подробно описанная в работе Ольги Вячеславовны Орфинской – см. [35, с. 15–18].
4 Аналогичен дамаскам с иероглифами (Государственный Эрмитаж, инв. № ЛТ-449, 452).
5 Аналогичен дамаскам с арабскими надписями (ГЭ, инв. № ЕГ-905; Музей искусств, Берлин, инв. № 75,342 [78, cat. 97, p. 59]; Музей Виктории и Альберта, Лондон, инв. № 8614–1863; Музей тканей, Лион, инв. № 22681\B 55 [66, p. 287–288, fig. 8].
6 Аналогичен примеру ткани из Музея тканей, Лион, инв. №, MT 22922 [72, cat. 29, p. 115].
7 Для менее многочисленной группы дамасков, которые можно считать иранскими (Кашан или иной центр XVI в.), характерная z-крутка нитей основы, высокая их плотность (76–96 нитей основы и 20–32 нитей утка на 1 см), гладкая поверхность и более «мягкая» рука [68, p. 40–41, 47, footnote 21].
8 Как правило, это шелка, найденные в конце XIX века в погребениях в Верхнем Египте. Хранятся в различных музеях: Исламский музей, Каир, инв. № 3899; 3740; Музей Виктории и Альберта, Лондон, инв. № 8614–186; 3769.1898; 817–1898; Исламский музей, Берлин инв. № I.3214; I 3211; Музей тканей, Лион инв. № 22681\B 55); Государственный Эрмитаж (ЕГ-905, ЛТ-449, 450, 452, 472). См. также [32].
Sobre autores
Anastasiya Teplyakova
The State Hermitage Museum
Autor responsável pela correspondência
Email: teplyakova@hermitage.ru
ORCID ID: 0000-0002-5460-8009
Research Fellow of the Oriental Department
Rússia, 34, Dvortsovaya nab., St. Peterburg, 191181Bibliografia
Arquivos suplementares
