Finds of medieval coins in the context of the history of the Endirey
- Autores: Pachkalov A.V.1
-
Afiliações:
- Maxim Gorky Literary Institute
- Edição: Volume 12, Nº 2 (2024)
- Páginas: 356-363
- Seção: Publications
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/267584
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-2.356-363
- EDN: https://elibrary.ru/MEVSBW
- ID: 267584
Citar
Texto integral
Resumo
The purpose of the article is to study the finds of coins of the Golden Horde from the environs of Endirey in the context of the medieval history of the settlement of Endirey.
Research materials: Finds of coins from the vicinity of the village.
Novelty of the research: Numismatic finds from the Endirey are published for the first time. The archaeology of Dagestan of the Golden Horde period remains largely a "white spot" to this day. Coin finds of the 14th–15th centuries made on the territory of Dagestan remain quite rare. In recent years, finds of a large number of Juchid coins from the end of the 14th to the first half of the 15th century became known for the first time at one of the archaeological sites in the vicinity of the village of Endirey, Dagestan. A hoard of silver coins of the Golden Horde of the early 15th century was also discovered. The author managed to get acquainted with some of the individual finds of coins. A number of medieval archaeological sites are known in the vicinity of the village. Archaeologically, the surroundings of the village have been poorly investigated and the monuments themselves have not been dated accurately enough. Judging by the coin finds that have become known, the Golden Horde city, located in the vicinity of Endirey, played an important economic role in the Caucasus in the 14th–15th centuries. Apparently, trade routes that led from mountainous area of Chechnya to the Caspian Sea and from the Volga Delta to Chechnya intersected here. It is possible that silver Golden Horde coins were minted in the city.
Palavras-chave
Texto integral
Эндирей (Эндери, Андреевская деревня, Андрейаул и др.) – село в Хасавюртовском районе Дагестана. Один из крупнейших и древнейших населенных пунктов на Кумыкской равнине. Село расположено на правом берегу р. Акташ, северо-западнее от районного центра г. Хасавюрт.
Происхождение названия точно неизвестно. По оценкам различных исследователей, в топониме Андрей (Андреева деревня, Андрейаул) скрывается искаженное название кумыкского аула Эндери. Возможно, название связано с сочетанием кумыкского «эниш» и персидско-турецкого «дере»: Энишдере / Эндере / Эндирей – «Нижняя (по отношению к верховьям реки Акташ) или широкая долина» [12, с. 250].
В окрестностях села известен ряд археологических памятников (в основном по разведкам). Археологически окрестности села исследованы слабо и сами памятники датированы недостаточно точно [5; 11].
- Наиболее значимый из них – Андрейаульское городище (I тыс. н.э.), расположенное в 2 км. к северу от поселка. Городище имеет протяженность около 1,5 км. и ширину до 450 м. Центральная часть, размерами 500x450 м. укреплена валами, достигающими 8–10 м. высоты, и глубокими рвами. К северу от городища простирается обширный посад, большая часть которого уже уничтожена рекой. С напольной стороны он также защищен системой валов и рвов, являющихся продолжением городских [1, c. 120]. Не исключено, что на городище могут быть находки и более позднего времени.
- На южной окраине села, по правому берегу р. Акташ, тянется поселение с культурным слоем около 0,5 м., размеры составляют примерно 1000 х 500 м. На поверхности собрана керамика VIII–XIII вв. [1. с. 120]. Нельзя исключать, что на поселении может быть слой и более позднего времени.
- Напротив Андрейаульского поселения, в четырёх километрах к югу от Андрейаульского городища, находится Андрейаульская крепость. Она расположена на округлой поверхности незначительного надречного выступа, около сорока метров в диаметре, который ограничен с боков оврагом. Крепость ограждена валом и рвом. Составители археологической карты Дагестана, А. И. Абакаров и О. М. Давудов датируют крепость периодом раннего средневековья [1, c. 120].
- К югу от Андрейаульского поселения находится Акташское поселение, расположенное на правом берегу р. Акташ, размерами примерно 500 х 300 м. Большая часть поселения уничтожена в ходе сельскохозяйственных работ. Собранный здесь подъемный материал (в основном керамика) был датирован исследователями (Г.Г. Гамзатов и др.) примерно X–XIV вв. [1, с. 120; 4, с. 233–234]. Археологические раскопки на поселении не проводились.
- В окрестностях села Эндирей известны могильники и также ряд случайных археологических находок, в том числе относящихся к периоду средневековья [1, с. 121].
По мнению Р.М. Магомедова Эндирей существовал «во времена хазарского владычества» [6, с. 138]. Если М.И. Артамонов, исходя из созвучия названий, считал, что название аула Эндери «можно принять за единственный пока реальный остаток древней хазарской столицы Семендера», то М.Г. Магомедов связывал Андрейаульское городище с хазарским городом Вабандаром [6, с. 138].
В последующую эпоху ногайцы называли Эндирей «Гуенской крепостью» – Гуен Кала. В «Тарихи-Эндирей» говорится, что Эндирей был крупным городом: один его предел находился в Чумлу, а другой край в местности Гюен-ар… Этот город называли вторым Стамбулом…» [7, с. 245].
В конце XVI в. Эндирей стал столицей Эндиреевского бийлика. Его основателем и первым правителем стал Солтан-Махмут Тарковский, превративший город в важный торговый центр Северного Кавказа. В городе в это время находились многие кабардинские и балкарские князья, бежавшие от Идаровых-Черкасских (князь Дударук Кануков, сыновья князя Янсоха Кайтукина Эльмурза и Урусхан, князь Алегуко, совершавший отсюда набеги на владения потомков Темрюка в Кабарде, карачаево-балкарские аристократы Баммат-Аджи и Умар-Аджи и др.). В середине XVII в. правителям Эндирея подчинялись Салатавия, князья Малой Кабарды. Здесь находился и крупный невольничий рынок, поставлявший рабов, в том числе для Персии и Османской империи [6].
В 1638 г. в Эндирее между кумыкским шамхалом Айдемиром, сыном Солтан-Махмуда, и послами голштинского герцога Фридриха III Филиппом Крузенштерном и Отто Брюггеманом был заключен договор об экономическом сотрудничестве Кумыкии и Голштинии. Договор оформил секретарь посольства Адам Олеарий, автор знаменитых записок путешествия по Восточной Европе.
Турецкий автор XVII в. Эвлия Челеби сообщал про Эндирей: «Прежде всего город расположен посреди обширной степи, на берегу реки Койсу. Вода и воздух здесь приятны, жители миловидны. Здесь тысяча домов с садами и виноградниками, много михрабов и соборных мечетей. Этот город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворенных». По сведениям Эвлия Челеби, первоначальный, Старый Эндирей находился на р. Койсу, т.е. на Сулаке. Эвлия Челеби характеризует Эндирей, как древний город и одну из столиц (наряду с Джулатом и Таргу) дагестанского падишаха – шамхала кумыкского. Эндирей считался большим городом. Эвлия Челеби применил к нему следующие эпитеты: «стольный город падишаха Дагестана», «город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворённых», его учёные обладают мудростью арабов и великими знаниями». По его словам, «искусные врачи и спускающие (дурную) кровь хирурги (здесь) несравненны». Позади города им была отмечена «крепость Эндери». В бывшей столице шамхальства, по его сообщению, было похоронено 47 шамхал-ханов. Кроме этого он сообщил о находившихся здесь могилах «святых Аллаха великих Эль-Хаджи Джема, Хаджи Ясави-Султана, Хаджи-Абдуллы Ташкенди». По его же сведениям, в Эндирее имелось 27 мечетей [10].
В XVII в. город подвергался набегам со стороны калмыков. В конце XVII в. между эндиреевскими и брагунскими князьями происходили междоусобицы, что привело к усилению их соперников в регионе, особенно гребенцев и чеченцев. Гребенцы поддерживали в усобице брагунских, а чеченцы эндиреевских князей. В итоге победу одержала эндиреевско-чеченская коалиция. Гребенцы были вытеснены на северный берег Терека, за речной рубеж, а по южному берегу стали расселяться подконтрольные Эндирею чеченские аулы.
* * *
В последние годы на одном из археологических памятников в окрестностях села впервые стали известны находки большого количества джучидских монет конца XIV – первой половины XV в. Также был обнаружен клад серебряных монет Золотой Орды начала XV в. Автору удалось ознакомиться с некоторой частью единичных находок монет (28 экз.).
Точное координаты и обстоятельства находок остались неизвестными. В настоящее время затруднительно сказать точно, на каком именно археологическом памятнике были сделаны находки монет. Возможно, что это Акташское поселение, разрушавшееся в ходе сельскохозяйственных работ в последние десятилетия. Археологом Г.Г. Гамзатовым на поселении еще в 1970-е годы были отмечены находки керамики золотоордынского времени [4], однако нельзя исключать, что это может какой-либо из других археологических памятников, расположенных в окрестностях. Информация представляет особенный интерес в связи с тем, что археология Дагестана золотоордынского периода до настоящего времени остается во многом «белым пятном». Достаточно редкими остаются и монетные находки XIV–XV вв., сделанные на территории Дагестана.
Состав находок:
Серебро: Джучиды: Токтамыш: Сарай ал-Джедид 790 г.х. – 1 (1,32 г.); Азак ал-Мархуса г.(?) – 1 (1,25 г.); Кепек: Сарай – 2 (вес?); Дервиш: Хаджи-Тархан – 1 (0,92 г.); Мухаммед: место(?) без даты – 7 (0,66 -2; 0,67; 0,70; 0,73; 0,75; 0,82 г.); неопределенные джучидские монеты XV в. – 5 (0,75; 0,92, 0,93 г., вес? – 2); Гиреи: Хаджи-Гирей: чекан Крыма 886 г.х. – 1 (0,65 г.).
Медь: Сарай ал-Джедид 750-760-е гг.х. – 1 (с надчеканкой Маджара); анонимный чекан периода правления Токтамыша: Сарай ал-Джедид по типу 790 г.х. – 1 (вес?); неопределенные конца XIV – XV вв. – 8 (0,65; 0,70 г., вес? – 6; на одной из них следы перечекана).
Все датированные монеты относятся ко второй половине XIV – XV вв., при этом к XV в. судя по весу неопределенных монет (0,6-0,9 г.) относится основная часть находок. Монет более раннего времени, чем вторая половина XIV в., среди осмотренных не было. Примерно половина определенных монет относится к чеканенным на Северном Кавказе (монеты с именем Мухаммеда, пул Сарая ал-Джедид с маджарской надчеканкой). Отдельные экземпляры представляют чекан городов Нижнего Поволжья (Сарай / Сарай ал-Джедид, Хаджи-Тархан), а также Азака и Крыма.
Наибольший интерес представляют загадочные монеты с именем некоего правителя Мухаммеда (рис. 1). Такие монеты стали известны только в последние годы. В базе данных восточной нумизматики ZENO размещено 17 серебряных и медных монет, относящихся к чекану этого же правителя [режим доступа: www.zeno.ru/showgallery.php?cat=15470]. Места находок монет из базы ZENO не указаны, но отмечено, что некоторых из них найдены на Северном Кавказе. Монеты не датированы, однако исходя из сопутствующих им в районе Эндирей находок и весовых норм джучидских монет, они могут относиться только к XV в. (от 0,66 до 0,82 г. среди новых находок, схожие весовые нормы монет Мухаммеда и в базе ZENO). Место чеканки монет остается пока неизвестным. Теоретически это может быть Маджар, самый крупный северокавказский город золотоордынского времени. Однако, надо иметь в виду, что на самом Маджарском городище, расположенном в Ставропольском крае, почти полностью отсутствуют находки монет XV в. Возможно, подобные монеты могли чеканиться в каком-то еще неизвестном исследователям северокавказском городе. Не исключено, что эти монеты чеканились в районе Эндирей или в непосредственной близости. В пользу такого предположения может говорить, что к монетам Мухаммеда относится почти половина всех определенных монет. Вместе с тем число монет, найденных в районе Эндирей, еще очень невелико. Необходим дальнейший сбор информации о подобных монетах и ожидание новых нумизматических находок в районе Эндирей. На Северном Кавказе известен целый ряд еще неизученных городищ и поселений золотоордынского времени, находки монет на которых могут существенным образом изменить наши представления об истории северокавказских городов Улуса Джучи. Особый интерес представляют остатки поселений Терско-Сулакского междуречья. На городище Исти-Сув, возникшем в хазарское время, выделятся позднесредневековый период (XIV–XVI вв.). Золотоордынский материал попадается на всей площади памятника. Борагангечувское поселение расположено в Хасавюртовском районе. Площадь поселения более 1 кв. км. Подъемный материал относится к хазарскому и золотоордынскому времени. Кичи-Гамринское 2-е поселение в Сергокалинском районе также содержит остатки поселения XIII–XIV вв. Около с. Капчугай в Буйнакском районе выявлено городище V–XVI вв. с остатками оборонительных сооружений.
Рис. 1. Монеты с именем некоего правителя Мухаммеда
Fig. 1. Coins with the name of a certain ruler named Muhammad
Интерес представляет датировка средневековых монет из Эндирей. Исходя из определений, а также весовых данных недатированных и неопределенных монет, основная часть находок относится к XV в. Таким образом, очевидно, что расцвет этого населенного пункта в золотоордынское время пришелся на это столетие, а не на XIV в. Подобная ситуация является достаточно редкой для всей золотоордынской археологии, т.к. подавляющее большинство ордынских городищ и поселений по многочисленным монетным находкам относятся в основном к XIII–XIV вв. Вместе с тем, в последнее время появилась информация и о других находках монет XV в. на Северном Кавказе. В частности, это находки на городище Нижний Джулат, где также среди находок в основном преобладают монеты второй половины XIV – первой половины XV вв. [8]. Помимо монет с именем Мухаммеда на Северном Кавказе в XV в. некоторое время продолжалась чеканка монет и в городе Дербенте. Однако, массовых находок монет этого времени в Дербенте пока неизвестно. Также можно отметить, что целый ряд населенных пунктов, расположенных в Дагестане, был отмечен католическими миссионерами XV в. [5]. Возможно, что в связи с накапливающейся информацией будет необходимо пересмотреть тезис об упадке всех северокавказских городов в XV в. по сравнению с XIV в. На примере Эндирей видно другое: подъем города в конце XIV в.
В дополнении к информации о монетных находках, надо отметить, что город, находившийся в районе Эндирей, являлся в XIV–XV вв. одним из крупнейших центров производства высокохудожественной керамики на Северном Кавказе. Здесь производились т.н. «индирские блюда» являвшие собой яркий пример парадной посуды [5].
Возможно, что именно окрестная территория в XIV–XV вв. называлась Мамукту – исторической областью, либо государственным образованием, существовавшим на территории Кумыкской плоскости. Мамукту упоминается Низам ад-Дин Шами в «Зафар-наме» и Шараф ад-Дин Йазди в «Зафар-наме». Упоминания связаны с походом Тамерлана на Золотую Орду в конце XIV века [9].
Судя по ставшим известным монетным находкам, золотоордынский город, располагавшийся в окрестностях Эндирей, играл на Кавказе важную роль экономическую роль в XIV–XV вв. По всей видимости, здесь пересекались торговые пути, которые вели из Джулата и горной Чечни к Каспийскому морю, а также из дельты Волги на Северный Кавказ. Не исключено, что в городе осуществлялась чеканка серебряных золотоордынских монет с именем правителя Мухаммеда. Дальнейшие археологические и нумизматические исследования в районе Эндирей могут позволить раскрыть неизвестные страницы истории города в XIV–XV вв.
Sobre autores
Alexander Pachkalov
Maxim Gorky Literary Institute
Autor responsável pela correspondência
Email: zolornum@mail.ru
Código SPIN: 9543-7019
Cand. Sci. (History), Associate Professor
Rússia, MoscowBibliografia
- Abakarov A.I., Davudov O.M. Archaeological map of Dagestan. Moscow: Nauka, 1993. 338 p. (In Russian)
- Ataev D. M., Magomedov M. G. Andreyaulskoye settlement. The antiquities of Dagestan. Makhachkala, 1974, pp. 121–139. (In Russian)
- Akhmadov Ya.Z. Essays on the political history of the peoples of the North Caucasus in the 16th–17th centuries. Grozny: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatelstvo, 1988. 174 p. (In Russian)
- Gamzatov G.G. Monuments of the late Medieval period on the territory of the Tersk-Sulak interfluves. Soviet archaeology. Moscow: Nauka, 1982, no. 3. pp. 231–235. (In Russian)
- Krishtopa A.E. Dagestan in the 13th – early 15th centuries. Essays on political history. Moscow: TAUS, 2007. 227 p. (In Russian)
- Magomedov N.A. Regional and international transit trade in the Western Caspian region in the 17th–18th centuries. Makhachkala: IHAE DSC RAS, 2015. 184 p. (In Russian)
- Orazaev G.M.-R. Dagestan historical works. Book 1. Makhachkala, 2003. 332 p. (In Russian)
- Pachkalov A.V. On coin circulation in Upper and Lower Julat. Proceedings of the III (XIX) All-Russian Archaeological Congress. Vol. 2. St. Petersburg-Moscow: Veliky Novgorod, 2011, pp. 174–175. (In Russian)
- Tiesenhausen V.G. Collection of materials related to the history of the Golden Horde. Vol. 2. Extracts from Persian works collected by V.G. Tizenhausen and processed by A.A. Romaskevich and S.L. Volin. Moscow-Leningrad: USSR Academy of Sciences Publ., 1941. 308 p. (In Russian)
- Chelebi Evliya. The Book of Travels (Extracts from the work of a Turkish traveler of the 17th century). Iss. 2. Moscow, 1979. 279 p. (In Russian)
- Shikhsaidov A.R. Dagestan in the 10th–14th centuries. The experience of socio-economic characteristics. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe Publ., 1975. 176 p. (In Russian)
- Shikhsaidov A.R., Aitberov T.M., Orazaev G.M.-R. Dagestan historical writings. Moscow: Nauka, 1993. 302 p. (In Russian)
Arquivos suplementares
