Находки средневековых монет в контексте истории Эндирей
- Авторы: Пачкалов А.В.1
-
Учреждения:
- Литературный институт им. А.М. Горького
- Выпуск: Том 12, № 2 (2024)
- Страницы: 356-363
- Раздел: Публикации
- Статья опубликована: 15.08.2024
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/267584
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2024-12-2.356-363
- EDN: https://elibrary.ru/MEVSBW
- ID: 267584
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования: изучение находок монет Золотой Орды из окрестностей Эндирей в контексте средневековой истории Эндирей.
Материалы исследования: находки монет из окрестностей села, археологические и письменные источники о средневековом городе в районе Эндирей.
Результаты исследования и научная новизна: Археология Дагестана золотоордынского периода до настоящего времени остается во многом «белым пятном». Достаточно редкими остаются и монетные находки XIV–XV вв., сделанные на территории Дагестана. В последние годы на одном из археологических памятников в окрестностях села Эндирей (Дагестан) впервые стали известны находки большого количества джучидских монет конца XIV – первой половины XV в. Также был обнаружен клад серебряных монет Золотой Орды начала XV в. Автору удалось ознакомиться с некоторой частью единичных находок монет. В окрестностях села известен ряд средневековых археологических памятников (в основном по разведкам). Археологически окрестности села исследованы слабо и сами памятники датированы недостаточно точно. Судя по ставшим известным монетным находкам, золотоордынский город, располагавшийся в окрестностях Эндирей, играл на Кавказе важную роль экономическую роль в XIV–XV вв. По всей видимости, здесь пересекались торговые пути, которые вели из горной Чечни к Каспийскому морю и из дельты Волги в Чечню. Не исключено, что в городе осуществлялась чеканка серебряных золотоордынских монет.
Ключевые слова
Полный текст
Эндирей (Эндери, Андреевская деревня, Андрейаул и др.) – село в Хасавюртовском районе Дагестана. Один из крупнейших и древнейших населенных пунктов на Кумыкской равнине. Село расположено на правом берегу р. Акташ, северо-западнее от районного центра г. Хасавюрт.
Происхождение названия точно неизвестно. По оценкам различных исследователей, в топониме Андрей (Андреева деревня, Андрейаул) скрывается искаженное название кумыкского аула Эндери. Возможно, название связано с сочетанием кумыкского «эниш» и персидско-турецкого «дере»: Энишдере / Эндере / Эндирей – «Нижняя (по отношению к верховьям реки Акташ) или широкая долина» [12, с. 250].
В окрестностях села известен ряд археологических памятников (в основном по разведкам). Археологически окрестности села исследованы слабо и сами памятники датированы недостаточно точно [5; 11].
- Наиболее значимый из них – Андрейаульское городище (I тыс. н.э.), расположенное в 2 км. к северу от поселка. Городище имеет протяженность около 1,5 км. и ширину до 450 м. Центральная часть, размерами 500x450 м. укреплена валами, достигающими 8–10 м. высоты, и глубокими рвами. К северу от городища простирается обширный посад, большая часть которого уже уничтожена рекой. С напольной стороны он также защищен системой валов и рвов, являющихся продолжением городских [1, c. 120]. Не исключено, что на городище могут быть находки и более позднего времени.
- На южной окраине села, по правому берегу р. Акташ, тянется поселение с культурным слоем около 0,5 м., размеры составляют примерно 1000 х 500 м. На поверхности собрана керамика VIII–XIII вв. [1. с. 120]. Нельзя исключать, что на поселении может быть слой и более позднего времени.
- Напротив Андрейаульского поселения, в четырёх километрах к югу от Андрейаульского городища, находится Андрейаульская крепость. Она расположена на округлой поверхности незначительного надречного выступа, около сорока метров в диаметре, который ограничен с боков оврагом. Крепость ограждена валом и рвом. Составители археологической карты Дагестана, А. И. Абакаров и О. М. Давудов датируют крепость периодом раннего средневековья [1, c. 120].
- К югу от Андрейаульского поселения находится Акташское поселение, расположенное на правом берегу р. Акташ, размерами примерно 500 х 300 м. Большая часть поселения уничтожена в ходе сельскохозяйственных работ. Собранный здесь подъемный материал (в основном керамика) был датирован исследователями (Г.Г. Гамзатов и др.) примерно X–XIV вв. [1, с. 120; 4, с. 233–234]. Археологические раскопки на поселении не проводились.
- В окрестностях села Эндирей известны могильники и также ряд случайных археологических находок, в том числе относящихся к периоду средневековья [1, с. 121].
По мнению Р.М. Магомедова Эндирей существовал «во времена хазарского владычества» [6, с. 138]. Если М.И. Артамонов, исходя из созвучия названий, считал, что название аула Эндери «можно принять за единственный пока реальный остаток древней хазарской столицы Семендера», то М.Г. Магомедов связывал Андрейаульское городище с хазарским городом Вабандаром [6, с. 138].
В последующую эпоху ногайцы называли Эндирей «Гуенской крепостью» – Гуен Кала. В «Тарихи-Эндирей» говорится, что Эндирей был крупным городом: один его предел находился в Чумлу, а другой край в местности Гюен-ар… Этот город называли вторым Стамбулом…» [7, с. 245].
В конце XVI в. Эндирей стал столицей Эндиреевского бийлика. Его основателем и первым правителем стал Солтан-Махмут Тарковский, превративший город в важный торговый центр Северного Кавказа. В городе в это время находились многие кабардинские и балкарские князья, бежавшие от Идаровых-Черкасских (князь Дударук Кануков, сыновья князя Янсоха Кайтукина Эльмурза и Урусхан, князь Алегуко, совершавший отсюда набеги на владения потомков Темрюка в Кабарде, карачаево-балкарские аристократы Баммат-Аджи и Умар-Аджи и др.). В середине XVII в. правителям Эндирея подчинялись Салатавия, князья Малой Кабарды. Здесь находился и крупный невольничий рынок, поставлявший рабов, в том числе для Персии и Османской империи [6].
В 1638 г. в Эндирее между кумыкским шамхалом Айдемиром, сыном Солтан-Махмуда, и послами голштинского герцога Фридриха III Филиппом Крузенштерном и Отто Брюггеманом был заключен договор об экономическом сотрудничестве Кумыкии и Голштинии. Договор оформил секретарь посольства Адам Олеарий, автор знаменитых записок путешествия по Восточной Европе.
Турецкий автор XVII в. Эвлия Челеби сообщал про Эндирей: «Прежде всего город расположен посреди обширной степи, на берегу реки Койсу. Вода и воздух здесь приятны, жители миловидны. Здесь тысяча домов с садами и виноградниками, много михрабов и соборных мечетей. Этот город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворенных». По сведениям Эвлия Челеби, первоначальный, Старый Эндирей находился на р. Койсу, т.е. на Сулаке. Эвлия Челеби характеризует Эндирей, как древний город и одну из столиц (наряду с Джулатом и Таргу) дагестанского падишаха – шамхала кумыкского. Эндирей считался большим городом. Эвлия Челеби применил к нему следующие эпитеты: «стольный город падишаха Дагестана», «город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворённых», его учёные обладают мудростью арабов и великими знаниями». По его словам, «искусные врачи и спускающие (дурную) кровь хирурги (здесь) несравненны». Позади города им была отмечена «крепость Эндери». В бывшей столице шамхальства, по его сообщению, было похоронено 47 шамхал-ханов. Кроме этого он сообщил о находившихся здесь могилах «святых Аллаха великих Эль-Хаджи Джема, Хаджи Ясави-Султана, Хаджи-Абдуллы Ташкенди». По его же сведениям, в Эндирее имелось 27 мечетей [10].
В XVII в. город подвергался набегам со стороны калмыков. В конце XVII в. между эндиреевскими и брагунскими князьями происходили междоусобицы, что привело к усилению их соперников в регионе, особенно гребенцев и чеченцев. Гребенцы поддерживали в усобице брагунских, а чеченцы эндиреевских князей. В итоге победу одержала эндиреевско-чеченская коалиция. Гребенцы были вытеснены на северный берег Терека, за речной рубеж, а по южному берегу стали расселяться подконтрольные Эндирею чеченские аулы.
* * *
В последние годы на одном из археологических памятников в окрестностях села впервые стали известны находки большого количества джучидских монет конца XIV – первой половины XV в. Также был обнаружен клад серебряных монет Золотой Орды начала XV в. Автору удалось ознакомиться с некоторой частью единичных находок монет (28 экз.).
Точное координаты и обстоятельства находок остались неизвестными. В настоящее время затруднительно сказать точно, на каком именно археологическом памятнике были сделаны находки монет. Возможно, что это Акташское поселение, разрушавшееся в ходе сельскохозяйственных работ в последние десятилетия. Археологом Г.Г. Гамзатовым на поселении еще в 1970-е годы были отмечены находки керамики золотоордынского времени [4], однако нельзя исключать, что это может какой-либо из других археологических памятников, расположенных в окрестностях. Информация представляет особенный интерес в связи с тем, что археология Дагестана золотоордынского периода до настоящего времени остается во многом «белым пятном». Достаточно редкими остаются и монетные находки XIV–XV вв., сделанные на территории Дагестана.
Состав находок:
Серебро: Джучиды: Токтамыш: Сарай ал-Джедид 790 г.х. – 1 (1,32 г.); Азак ал-Мархуса г.(?) – 1 (1,25 г.); Кепек: Сарай – 2 (вес?); Дервиш: Хаджи-Тархан – 1 (0,92 г.); Мухаммед: место(?) без даты – 7 (0,66 -2; 0,67; 0,70; 0,73; 0,75; 0,82 г.); неопределенные джучидские монеты XV в. – 5 (0,75; 0,92, 0,93 г., вес? – 2); Гиреи: Хаджи-Гирей: чекан Крыма 886 г.х. – 1 (0,65 г.).
Медь: Сарай ал-Джедид 750-760-е гг.х. – 1 (с надчеканкой Маджара); анонимный чекан периода правления Токтамыша: Сарай ал-Джедид по типу 790 г.х. – 1 (вес?); неопределенные конца XIV – XV вв. – 8 (0,65; 0,70 г., вес? – 6; на одной из них следы перечекана).
Все датированные монеты относятся ко второй половине XIV – XV вв., при этом к XV в. судя по весу неопределенных монет (0,6-0,9 г.) относится основная часть находок. Монет более раннего времени, чем вторая половина XIV в., среди осмотренных не было. Примерно половина определенных монет относится к чеканенным на Северном Кавказе (монеты с именем Мухаммеда, пул Сарая ал-Джедид с маджарской надчеканкой). Отдельные экземпляры представляют чекан городов Нижнего Поволжья (Сарай / Сарай ал-Джедид, Хаджи-Тархан), а также Азака и Крыма.
Наибольший интерес представляют загадочные монеты с именем некоего правителя Мухаммеда (рис. 1). Такие монеты стали известны только в последние годы. В базе данных восточной нумизматики ZENO размещено 17 серебряных и медных монет, относящихся к чекану этого же правителя [режим доступа: www.zeno.ru/showgallery.php?cat=15470]. Места находок монет из базы ZENO не указаны, но отмечено, что некоторых из них найдены на Северном Кавказе. Монеты не датированы, однако исходя из сопутствующих им в районе Эндирей находок и весовых норм джучидских монет, они могут относиться только к XV в. (от 0,66 до 0,82 г. среди новых находок, схожие весовые нормы монет Мухаммеда и в базе ZENO). Место чеканки монет остается пока неизвестным. Теоретически это может быть Маджар, самый крупный северокавказский город золотоордынского времени. Однако, надо иметь в виду, что на самом Маджарском городище, расположенном в Ставропольском крае, почти полностью отсутствуют находки монет XV в. Возможно, подобные монеты могли чеканиться в каком-то еще неизвестном исследователям северокавказском городе. Не исключено, что эти монеты чеканились в районе Эндирей или в непосредственной близости. В пользу такого предположения может говорить, что к монетам Мухаммеда относится почти половина всех определенных монет. Вместе с тем число монет, найденных в районе Эндирей, еще очень невелико. Необходим дальнейший сбор информации о подобных монетах и ожидание новых нумизматических находок в районе Эндирей. На Северном Кавказе известен целый ряд еще неизученных городищ и поселений золотоордынского времени, находки монет на которых могут существенным образом изменить наши представления об истории северокавказских городов Улуса Джучи. Особый интерес представляют остатки поселений Терско-Сулакского междуречья. На городище Исти-Сув, возникшем в хазарское время, выделятся позднесредневековый период (XIV–XVI вв.). Золотоордынский материал попадается на всей площади памятника. Борагангечувское поселение расположено в Хасавюртовском районе. Площадь поселения более 1 кв. км. Подъемный материал относится к хазарскому и золотоордынскому времени. Кичи-Гамринское 2-е поселение в Сергокалинском районе также содержит остатки поселения XIII–XIV вв. Около с. Капчугай в Буйнакском районе выявлено городище V–XVI вв. с остатками оборонительных сооружений.
Рис. 1. Монеты с именем некоего правителя Мухаммеда
Fig. 1. Coins with the name of a certain ruler named Muhammad
Интерес представляет датировка средневековых монет из Эндирей. Исходя из определений, а также весовых данных недатированных и неопределенных монет, основная часть находок относится к XV в. Таким образом, очевидно, что расцвет этого населенного пункта в золотоордынское время пришелся на это столетие, а не на XIV в. Подобная ситуация является достаточно редкой для всей золотоордынской археологии, т.к. подавляющее большинство ордынских городищ и поселений по многочисленным монетным находкам относятся в основном к XIII–XIV вв. Вместе с тем, в последнее время появилась информация и о других находках монет XV в. на Северном Кавказе. В частности, это находки на городище Нижний Джулат, где также среди находок в основном преобладают монеты второй половины XIV – первой половины XV вв. [8]. Помимо монет с именем Мухаммеда на Северном Кавказе в XV в. некоторое время продолжалась чеканка монет и в городе Дербенте. Однако, массовых находок монет этого времени в Дербенте пока неизвестно. Также можно отметить, что целый ряд населенных пунктов, расположенных в Дагестане, был отмечен католическими миссионерами XV в. [5]. Возможно, что в связи с накапливающейся информацией будет необходимо пересмотреть тезис об упадке всех северокавказских городов в XV в. по сравнению с XIV в. На примере Эндирей видно другое: подъем города в конце XIV в.
В дополнении к информации о монетных находках, надо отметить, что город, находившийся в районе Эндирей, являлся в XIV–XV вв. одним из крупнейших центров производства высокохудожественной керамики на Северном Кавказе. Здесь производились т.н. «индирские блюда» являвшие собой яркий пример парадной посуды [5].
Возможно, что именно окрестная территория в XIV–XV вв. называлась Мамукту – исторической областью, либо государственным образованием, существовавшим на территории Кумыкской плоскости. Мамукту упоминается Низам ад-Дин Шами в «Зафар-наме» и Шараф ад-Дин Йазди в «Зафар-наме». Упоминания связаны с походом Тамерлана на Золотую Орду в конце XIV века [9].
Судя по ставшим известным монетным находкам, золотоордынский город, располагавшийся в окрестностях Эндирей, играл на Кавказе важную роль экономическую роль в XIV–XV вв. По всей видимости, здесь пересекались торговые пути, которые вели из Джулата и горной Чечни к Каспийскому морю, а также из дельты Волги на Северный Кавказ. Не исключено, что в городе осуществлялась чеканка серебряных золотоордынских монет с именем правителя Мухаммеда. Дальнейшие археологические и нумизматические исследования в районе Эндирей могут позволить раскрыть неизвестные страницы истории города в XIV–XV вв.
Об авторах
Александр Владимирович Пачкалов
Литературный институт им. А.М. Горького
Автор, ответственный за переписку.
Email: zolornum@mail.ru
SPIN-код: 9543-7019
кандидат исторических наук, доцент
Россия, МоскваСписок литературы
- Абакаров А.И., Давудов О.М. Археологическая карта Дагестана. М.: Наука, 1993. 338 с.
- Атаев Д.М., Магомедов М.Г. Андрейаульское городище // Древности Дагестана. Махачкала, 1974. С. 121–139.
- Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI–XVII вв. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1988. 174 с.
- Гамзатов Г.Г. Памятники позднесредневекового времени на территории Терско-Сулакского междуречья // Советская археология. 1982. № 3. М.: Наука. С. 231–235.
- Криштопа А.Е. Дагестан в XIII – начале XV вв. Очерки политической истории. М.: «ТАУС», 2007. 227 с.
- Магомедов Н.А. Региональная и международная транзитная торговля в Западном Прикаспии в XVII–XVIII вв. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2015. 184 с.
- Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. Книга I. Махачкала, 2003. 332 с.
- Пачкалов А.В. О монетном обращении на Верхнем и Нижнем Джулате // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Т. II. СПб, М., Великий Новгород, 2011. С. 174–175.
- Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. Т.II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1941. 308 с.
- Челеби Эвлия. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. 2. М., 1979. 279 с.
- Шихсаидов А.Р. Дагестан в X–XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1975. 176 с.
- Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993. 302 с.
Дополнительные файлы


