Анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых»
- Авторы: Сабитов Ж.М.1,2, Тулеубаева С.А.1
-
Учреждения:
- Научный институт изучения Улуса Джучи Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан
- Атырауский университет им. Х. Досмухамедова
- Выпуск: Том 11, № 2 (2023)
- Страницы: 453-462
- Раздел: Оригинальные статьи
- Статья опубликована: 29.06.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/350406
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-2.453-462
- EDN: https://elibrary.ru/UBVRJI
- ID: 350406
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования: целью данного исследования является анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых», а также реконструкция генеалогии Идегея по имеющимся известным первоисточникам.
Материалы исследования: Материалами исследования являются «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактат «О роде князей Юсуповых», в которых говорится об арабском происхождении Идегея, от Баба Туклес Шашты Азиза, потомка халифа Абу Бакра. При этом существуют другие источники, выдвигающие альтернативные версии о его происхождении. Так, в большинстве из них его родословная связана с монгольским племенем мангыт, иногда указывается и подрод ак мангыт. В эпосе «Сорок батыров Крыма» его генеалогия восходит до некоего Аншибая, отца Парпарии, который также известен как Баба Туклес Шашты Азиз. Ранее нами выдвигалась гипотеза о происхождении Идегея от Янджи, сына Курмиши, которого мы отождествили с Аншибаем. В настоящей статье данная гипотеза аргументируется и развивается на основе сведений, представленных в арабоязычном источнике «Зубдат ал-фикра фи тариха ал-хиджра». Обосновывается версия о происхождении Идегея от эмира Чагана из рода Мангыт, жившего во времена Монгольской империи. Подрод Ак мангыт («Белый Мангыт») в Золотой орде мог происходить от нойона Чагана (перевод имени с монгольского – «белый») из рода Мангыт. Также в статье обосновывается существование «курейшитской генеалогии» Идегея.
Ключевые слова
Полный текст
Вопрос о генеалогии Идегея является весьма запутанным и сложным. Структурно его можно разделить на две составляющие: первая – ответ на вопрос, кто является отцом Идегея, вторая - вопрос о происхождении предков Идегея.
В первом вопросе существует две точки зрения. Согласно первой, отцом Идегея является эмир Балтычак, который служил хану Тимур-Малику. Эта версия основывается на персидском источнике «Мунтахаб ат-Таварих» Муин ад-Дина Натанзи и сопричастных с ним трудов, вторая версия - на всех остальных источниках. В данной версии отцом Идегея является некий Кутлукия. Версия о Кутлукии распространена в тюркских источниках, также она сохранилась в эпосах про Идегея и в эпосе «Сорок батыров Крыма». Учитывая огромное количество ошибок, допущенных Муин ад-Дином Натанзи в хронологии и генеалогиях Чингизидов, многие исследователи весьма скептически относятся к данным «Мунтахаб ат-Таварих». Здесь также следует отметить, что в вопросе о происхождении предков Идегея также имеются разные мнения. При этом, источники данных двух версий полностью сходятся в вопросе о том, как звали отца Идегея. Обе версии признают в его качестве Кутлукию.
Второй вопрос интересен, поскольку по нему существуют две противоположные точки зрения, исходящие из двух разных источников. Также есть третья точка зрения В.В. Трепавлова, которая также противоречит первым двум версиям.
Первая версия достаточно хорошо представлена в двух источниках: «Джами ат-Таварих» Кадыр Али-бека и трактат о происхождении князей Юсуповых. Согласно этой версии, Идегей происходит от одного из исламских халифов – Абу Бакра из рода Курейш. Таким образом, выдвигается идея об арабском происхождении предков Идегея. Одним из контраргументов против данной версии является стремление потомков Идегея получить определенную легитимность, отличную от модели чингизидской легитимности с целью укрепления своей символической власти.
Вторая версия отражена в других источниках. По ней, Идегей происходит из ветви Ак мангыт («Белый мангыт») рода Мангыт. Согласно «Сокровенному сказанию монголов» и «Джами ат-Таварих» Рашид ад-Дина, мангыты являются монгольским племенем, которые, наряду с барынами (баарин, бахрин), киятами, барласами и др., происходят от Бодончара. Таким образом, данную версию мы можем назвать монгольской версией происхождения Идегея.
В этой связи выделяется версия В.В. Трепавлова, высказанная им в монументальном труде «История Ногайской орды». С одной стороны, В.В. Трепавлов писал о кипчакском происхождении мангытов («Те кипчакские кочевые общины, что расселились на территории, отведенной в юрт (пространство для кочевания) мангытам, приняли по степному обычаю их этническое имя» [12, с. 47]). С другой стороны, он утверждал, что мангыты были выходцами из улуса Чагатая («первоначально их предки жили в Чагатайском улусе, а не в Золотой Орде. Поэтому искать их среди изначальных джучидских подданных XIII – первой половины XIV в. бессмысленно» [12, с. 50]). Данную версию можно назвать «кыпчакско-чагатайской». Ниже предпринимается попытка проследить степень аргументированности каждой версии. Также нами будут представлены доказательства, как из письменных источников, так и с других вспомогательных исторических дисциплин в пользу одной из версий.
Материалы и методы
Среди источников, которые будут подвергнуты анализу в данной статье, можно упомянуть уже введенные в научный оборот «Джами ат-Таварих» Кадыр Али-бека и «Список с древнего столпца о роде Юсуповых 7162 (1654 г.)», а также новые извлечения из мамлюкского арабоязычного источника «Зубдат ал-фикра фи тарих ал-хиджра» Рукн ад-Дин Бейбарса ал-Мансури ад-Дауадара. Помимо этого, нами будет использована генеалогия Идегея из эпоса «Сорок батыров Крыма».
Вначале следует сравнить генеалогии предков Идегея из первых двух источников, обосновывающих «курейшитское» происхождение предков Идегея. Согласно Кадыр Али-беку (ниже представлен сокращенный пересказ генеалогии), Идегей происходит от халифа Абу Бакра. По этому источнику, у Абу Бакра было 4 сына. Третьего из них звали Мухаммед, и он был правителем в Дамаске. Сына Мухаммеда звали Каъаб. Он вслед за отцом был правителем в Дамаске. Сына Каъаба звали султан Хурмуз. Он правил в Египте. Сын Хурмуза по имени султан Халид правил в Сарсаре. Сын султана Халида по имени султан Велид вслед за отцом правил в Сарсаре. Сын султана Велида по имени султан Кайдер также правил в Сарсаре. Сын султана Кайдера по имени султан Мулуд вслед за отцом был правителем в Сарсаре. Сын султана Мулуда по имени Абуль-Гас стал правителем в Антиохии. Сын Абуль-Гаса по имени султан Селим, также был правителем в Антиохии. Сын султана Селима по имени султан Садаф вслед за отцом был правителем в Антиохии. Сын султана Садафа по имени Абуль-Хак стал правителем в Мардине, где позже правителем стал его сын султан Осман. Сыном султана Османа был Джалал ад-дин, который стал правителем уже в Константинополе. У Джалал ад-дина было два сына (первый – Адхам1, второй – Баба-Туклас). Баба-Туклас, согласно данному источнику, был правителем в Каабе. Его сын Терме родился «на земле Итиля и Яика», как и его потомки, влоть до Кутлукыя (Кутлукыя родился уже в Куме). Генеалогия от Идегея до Терме выглядит следующим образом: Терме – Карачи – Исламкыя – Кадиркыя – Кутлукыя - Идегей. Здесь также стоит отметить, что в источнике упоминаются две версии количества детей у Баба-Тукласа. Согласно первой версии, у него было 4 сына, из которых первый похоронен в Каабе, второй – возле Каабы, третий – в Ургенче, четвертый – в Крыму. В соответствии со второй версией, у него было 3 сына. Первый сын Аббас похоронен по правую сторону от Каабы, второй, Абдуррахман-ходжа, похоронен у Каабы, третий сын – Терме. Сам «святой отец-чудотворец Баба-Туклас» попал в Золотую Орду, «когда Узбек-хан стал мусульманином». Посланник Узбек-хана по имени Озек Чора поехал в Каабу и привез оттуда Баба-Тукласа и его двух компаньонов [3, с. 167].
Согласно другому источнику, мы имеем следующую картину истории (ниже представлен сокращенный пересказ генеалогии): Идегей происходит от халифа Абу Бакра. По этому источнику у Абу Бакра было 4 сына. Третьего из них звали Мухаммед, и он был царем в Дамаске. Сына Мухаммеда звали султан Кегаб. Он вслед за отцом был правителем в Дамаске. Сына султана Кегаба звали султан Гирмез. Он был царем в Египте. Сын Гирмеза по имени султан Халеб правил в Сарсарах. Сын султана Халеба по имени султан Залид вслед за отцом правил в Сарсарах. Сын султана Залида по имени султан Кыяые также правил в Сарсарах. Сын султана Кыяые по имени султан Кулед вслед за отцом был правителем в Сарсарах. Сын султана Куледа по имени Абулгазы стал правителем в Антиохии. Сын Абулгазы по имени султан Селим, также был правителем в Антиохии. Сын султана Селима по имени султан Сыбдык вслед за отцом был правителем в Антиохии. Сын султана Сыбдыка по имени Абдюльхак стал правителем в Медине, где позже правителем стал его сын султан Усманор. Сыном султана Усманора был Джалялябдин, который стал правителем уже в Константинополе. У Джалялябдина было два сына (первый – Адгем, второй – Бабатюклас). Бабатюклас, согласно данному источнику, был правителем в Кеге (Кааба) и Мекке. Его сын Термес родился «между Волгой и Яиком», как и его потомки влоть до Кутлукая (Кутлукая родился уже в Кумкенте). Генеалогия от Идегея до Термеса представлена следующим образом: Термес – Карапчи – Исламкая – Кадылкая – Кутлукая – Идегей. Далее данный источник повторяет пассаж о двух версиях количества детей у Баба-Тукласа, но не упоминает факта переселения Баба-Тукласа с помощью Озек Чоры во времена Узбек-хана [15, с. 3–5]. Автором, записавшим данный отрывок в 1654 г., является некий Кульшеев Абдул.
В данном источнике мы обнаруживаем полное совпадение с генеалогиями Кадыр Али-бека с различными вариациями написания тех или иных имен. При этом города правления предков Идегея также полностью сходятся. Учитывая, что два источника разделяет всего 50 лет, можно утверждать, что либо данный отрывок генеалогии Юсуповых восходит к «Джами ат-Таварих» Кадыр Али-бека, либо они оба восходят к некой генеалогии потомков Идегея, которая хранилась у Юсуповых и (или) других фамилий, происходящих от Идегея.
Итак, мы видим, что, согласно данному источнику, предки Идегея тесным образом связаны с Малой Азией, Сирией, Египтом и Аравийским полуостровом. Тезис о египетском происхождении Юсуповых частично был обозначен даже в их гербе.
Ранее в одной из своих статей нами высказывалось предположение, что данная генеалогия может быть обычной «сильсилей» («цепь духовного преемничества») из одного из суфийских тарикатов. По нашему мнению, этим тарикатом являлся тарикат Мевлеви, появившийся в Малой Азии и связанный с фигурой Джалал ад-Дина Руми и его сына султана Валада, основателя тариката Мевлеви. Таким образом, данная генеалогия является сильсилей Джалал ад-Дина Руми, и он сам упомянут в данной генеалогии как Джалал ад-Дин, правитель Константинополя.
Здесь также необходимо вспомнить другие источники по генеалогии Идегея. Согласно эпосу «Сорок батыров Крыма», Идегей имел следующую генеалогию: Сын Куттыкии, сына Парпарии, сына Баба Тукти шашты Азиза, сына Аншибая [10, с. 48]. При этом в ногайских вариантах эпоса про Идегея упоминается отец Аншибая, которого звали Махмун Керемет [7, с. 111].
Ранее мы уже выдвигали версию о том, что Аншибай, сын Махмуна Керемета тождественен стороннику Ногая по имени Йанджи, который был сыном Курмыши (Куремсы) [9, с. 24]. Впоследствии нами на основе сведений «Зубдат ал-фикра» была высказана версия о том, что данный Курмыши происходит либо от Чагана из рода тангут, либо от Джэдая из рода мангыт [8, с. 559].
«Зубдат ал-фикра» переводился частично касательно истории Золотой орды [2], кроме того, его детальному исследованию было посвящено монографическое исследование А.А. Порсина [4]. Согласно мнению А.А. Порсина, данное сочинение является одним из самых важных арабских источников по истории Золотой Орды.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что после перевода отрывков из «Зубдат ал-фикра» касательно самого Курмыши может проясниться, кто был его предок. Таким образом, для нас представляют интерес сведения из арабского источника «Зубдат ал-фикра» касательно потенциальных предков эмира Идегея2. Ниже будут представлены переводы двух глав из данного сочинения [16, с. 152–153].
«Шестьсот семьдесят пятый год3.
Начался этот год, и султан направился из аль-Карака в Дамаск. Когда он туда доехал, до него дошла весть о прибытии румийских эмиров и мухаджиров к его воротам. И он последовал в сторону Халяба (Алеппо). Прибыли Биджар ар-Руми, его сын Бахадур, Ахмад бен Бахадур и двенадцать эмиров ар-Рума со своими детьми и семьями. Среди них были Кармиши и Сактай[4], сыновья[5] Караджина бен Джигана нояна и их люди из племени бисут[6]. Джиган, их дед, был силяхдаром Джинкизхана, короля татар. Он и Биджу[7] жили в ар-Руме у аль-Баруанаты, который женился на их тете (по отцу). Они оба были вызваны в Орду, но отказались и убили того, кто приехал за ними. Они убили и тех, кто был с ними. Они догнали Биджара и прибыли с ним. Когда султанат перешел к аль-Малику аль-Мансуру, он женился на дочери Сактая, брата Кармиши, что мы упомянем. Султан с ними хорошо обошелся, когда они прибыли, снарядил их гарем и детей в египетские земли, назначил им содержание. После них прибыл правитель аль-Иблистина Сайф ад-Дин Джандарбик[8] и эмир шикара Мабариз ад-Дин. До сведения султана дошло, что татары прибыли в Кукусу. Это были Туку и Тадауан. Мы их упоминали. Он вернулся в египетские земли по делам, которые его касались, среди них – вхождение аль-Малика ас-Са‘ида в его дом» [16, с. 152–153].
Второй отрывок касается племянницы Курмыши:
«Упоминание о брачной ночи султана с дочерью Сактая9 бен Караджина бен Джангана нояна в этом году.
Тогда (в тот год – от переводчика) султан женился на дочери10 Сактая бен Караджина. Этот Сактай прибыл в египетские земли, он и его брат Кармиши в шестьсот семьдесят четвертом году в сопровождении Биджара11 ар-Руми в государстве захиритов (ад-дауля аз-захирийя). Когда он находился в это время, султан потребовал его дочь, ее доставили к нему, и она была выдана за него замуж. Ее отец умер. И ее делами и ее подготовкой занимался ее дядя (по отцу). Это был час, когда исчезли ее злополучия, и счастьем / осветились ее солнца и луны, и12 от которых его сын [ас-Султан аль-Малик13] ан-Насыр Мухйи аль-Байт аль-Мансури / получил достоинства и похвальные качества» [16, с. 229].
Здесь необходимо дать отдельные комментарии.
Во-первых, аль-Баруаната данного источника идентичен Муин ад-Дину Сулейману Парвана, сановнику Румского султаната. Он, видимо, был женат на тете Курмиши и Сактая. Он погиб в 1277 г. после того, как мамлюки Бейбарса победили монголов в битве при Эльбистане. Его потомки (сын, внуки, правнук) основали династию Парвана Огуллары, которая правила в Синопе в 1277–1322 гг. Также стоит отметить хорошие взаимоотношения Парваны с суфийским тарикатом Мевлеви.
Во-вторых, Курмиши и Сактай могут быть отождествлены с золотоордынскими эмирами Куремсой и Скатаем. Скатай был начальником в Крыму во времена путешествия Гильома де Рубрука. Они могли оказаться в Малой Азии после начала общемонгольского похода 1250-х гг. на Иран и на Ближний Восток в рамках джучидских контингентов. Это объясняет их исчезновение с территории Золотой орды и появление детей Курмиши там после того, как Курмиши и Сактай покинули Малую Азию и переселились во владения мамлюков. Если бы они не имели связей с Золотой ордой, то тогда они не смогли бы получить владения в Золотой орде, сопоставимые с владениями самого Ногая.
В-третьих, хорошее описание жизни детей Курмиши связано с тем, что их двоюродная сестра была замужем за мамлюкским султаном, а также с тем, что часть их сторонников и, возможно, родственников могла остаться во владениях мамлюков.
В-четвертых, если предположить, что данный Курмиши является настоящим предком Идегея, тогда легко и логически можно объяснить курейшитскую генеалогию Идегея. С одной стороны, их генеалогия представляет собой сильсилю из суфийского тариката Мевлеви из Малой Азии. С другой стороны, предки Идегея действительно проживали на территории Рума (Малой Азии), Сирии и Египта. В Малой Азии они находились до 1276-1277 гг., затем они ушли на территорию мамлюкских владений в Сирию и Египет, а впоследствии дети Курмиши оказались в Золотой Орде.
В-пятых, здесь возникает вопрос, кем был их дед Чиган, полководец Чингиз-хана. Ранее мы выдвинули две версии, но можно предполагать существовование и других эмиров со схожим именем. В-шестых, Биджу здесь идентичен Байджу. Племя бисут – это племя самого Байджу.
Результаты
Если рассмотреть сведения из «Джами ат-Таварих» касательно личностей со схожим именем (здесь мы не включаем отрывки с упоминанием Чагана из рода тангут), то можно обнаружить следующие известия:
- Когда Гуюк взошел на престол, он отправил Субедея и Чаган-нойона на покорение Китая [5, с. 118]. Этот отрывок разбирали многие авторы (например [15]).
- Когда Менгу занял престол, он собрал войско и выступил в поход на Китай. В левом крыле данного войска фиксировались два эмира: Мунка-Кулчар и Чаган-нойон из [племени] мангыт [6, с. 146].
Здесь следует отметить, что данный Чаган из рода мангыт не идентичен Чагану из рода тангут. Скорее всего, Чаган из рода тангут был начальником личной тысячи и активно участвовал в военных действиях в 1210-х гг.
- Некий Чаган участвовал в битве Хулагу и Берке на реке Терек [11, с. 74]. Но, ввиду отсутствия указания его рода и титула (нойон), можно предположить, что данный Чаган – всего лишь тезка Чагану из рода мангыт.
Из трех упоминаний Чагана у Рашид ад-Дина лишь в одном из них он может быть точно идентифицирован как Чаган из рода мангыт. Чаган времен Гуюка может быть как Чаганом из рода тангут, так и Чаганом из рода мангыт. Третий отрывок про Чагана у Хулагу, вероятно, касается третьего Чагана, чья племенная принадлежность не ясна.
Также необходимо отметить, что имя Чаган переводится с монгольского языка как «белый». С учетом этого легко объяснить название подразделения (подрода) Идегея Ак-мангыт. Потомки Чагана из рода Мангыт (Чаган-мангыты) могли перевести название своего рода на тюркский, и так получилось название Ак-мангыт.
Также интерес представляют результаты генетической экспертизы потомков Идегея и других представителей рода Мангыт. Один из князей Урусовых (представитель рода Ак мангыт) [1, c. 119] тестировался на полный сиквенс
У-хромосомы, в результате чего было выявлено его полное совпадение с каракалпакским представителем рода Кара-Мангыт. Они оба принадлежат к субкладу С2-BY182928, возраст которого составляет 950 лет. Данный субклад относится к С2-старкластеру, к которому генетически относятся и представители других нирунских родов. Таким образом, генетические данные подтверждают монгольскую («нирунскую») версию происхождения Идегея.
Обсуждение и заключение
Таким образом, на основе анализа трех версий происхождения эмира Идегея («арабо-курейшитской», «монгол-нирунской» и «кыпчако-чагатайской») можно заключить, что Идегей происходит от монгольского эмира Чагана из рода Мангыт. Чаган дожил до времен Менгу, ходил с ним в поход в Китай. Его внуки Курмиши и Скатай могут быть отождествлены с джучидскими эмирами Куремсой и Скатаем. Курмиши и Скатай могли оказаться в Малой Азии в результате персидского похода Хулагу, в котором принимали участие джучидские контингенты, либо при других обстоятельствах. В 1276–1277 гг. они бегут от ильханских войск к мамлюкам, и уже в 1290-х гг. дети Курмиши становятся союзниками Ногая в его борьбе против золотоордынского хана Токты. Единственный выживший сын Курмиши по имени Йанджи переходит на сторону Токты и получает земельные владения. Данный Йанджи идентичен Аншибаю, предку Идегея, согласно эпической традиции. Сыном Аншибая является Баба-Туклас, который связан с суфийским тарикатом Мевлеви. Идегей является его правнуком (сын Кутлукии, сына Парпарии, сына Баба-Тукласа).
На основании выше изложенного, реконструируемая нами генеалогия Идегея выглядит следующим образом: Идегей – Кутлукия – Парпария – Баба Туклас – Аншибай (Йанджи) – Курмиши (Куремса) – Карачин – Чаган из рода Мангыт.
* Идея написания данной статьи возникла после неоднократных обсуждений в оффлайн и онлайн-форматах с безвременно ушедшим от нас Вадимом Винцеровичем Трепавловым. К большому сожалению, в рамках VII Международного Золотоордынского Форума не удалось представить на обсуждение ее основные тезисы. Катализатором, повлиявшим на выход данной статьи, стало издание в 2022 году в Казани критического текста издания «Джами ат-Таварих» Кадыр Али-бека [3] и монографии З.А. Хисамиевой [13]. Основной текст статьи написан Ж.М. Сабитовым, перевод извлечений из «Зубдат ал-фикра» осуществлен С.А. Тулеубаевой.
1 Его имя можно перевести как «смуглый, темный, черный».
2 Перевод с арабского языка полностью осуществлен С.А. Тулеубаевой.
3 1276–1277 год
4 в версии «ى»: «Сактай»
5 «ابني»: «ابنا»
6 в версии «ى»: «бисут».
7 в версии «ى»: «Банджу»
8 в версии «ى»: «Хандарбик»
9 в версиях «ل» и «ى»: «Сакнай».
10 это – Ашлюн.
11 в версиях «ل» и «ى»: «Бинджар».
12 в версии «ى»: «потому что он»
13 это выпало из версии «ى»
Об авторах
Жаксылык Муратович Сабитов
Научный институт изучения Улуса Джучи Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан; Атырауский университет им. Х. Досмухамедова
Автор, ответственный за переписку.
Email: babasan@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7186-156X
Ph.D. (полит. науки), директор; профессор кафедры истории
Казахстан, 010000, ул. Пушкина, 15Б, Астана; 060000, пр. Студенческий, 1, АтырауСамал Абаевна Тулеубаева
Научный институт изучения Улуса Джучи Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан
Email: samaltu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0002-8401
доктор филологических наук, научный сотрудник
Казахстан, 010000, ул. Пушкина, 15Б, АстанаСписок литературы
- Дворянские роды Российской Империи. Т. 3. Князья / Под ред. С.В. Думина. М.: «Ликоминвест», 1996. 280 с.
- История Казахстана в арабских источниках. Т. I. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 713 с.
- Кадыр Али-бек. Джами ат-таварих. Факсимиле рукописи / авт. издания текста, исследования, критического текста, перевода с тюрки, словаря Р. Алимов; под науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. 544 с.
- Порсин А.А. История Золотой Орды конца XIII – начала XIV веков в труде Рукн ад-Дина Бейбарса ал-Мансури «Зубдат ал-фикра». Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 276 с.
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. М.-Л.: АН СССР, 1952. 316 с.
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 2. М.-Л.:АН СССР. 1952. 248 с.
- Сабитов Ж.М. Второстепенные персонажи эпоса Едиге // Золотая Орда: история, государственность, культурное наследие. Нур-Султан, «Ғылым» баспасы, 2019. С. 97–112.
- Сабитов Ж.М. Интерпретация сведений «Зубдат ал-фикра» в научном труде А.А. Порсина // Золотоордынское обозрение. 2020. Т. 8, № 3. С. 552–562. doi: 10.22378/2313-6197.2020-8-3.552-562
- Сабитов Ж.М. Откуда появился этноним ногай? // Уроки истории. Астана, 2018. №2(18). С. 19–26.
- Сабитов Ж.М. Эпос «Сорок батыров Крыма» в казахском народном фольклоре // Global Turk. 2015. № 3/4. C. 46–57.
- Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном. М.-Л.: АН СССР, 1941. 308 с.
- Трепавлов В.В. История Ногайской Орды / Отв. ред. М.А. Усманов. 2-е изд., испр. и доп. Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2016. 764 с.
- Хисамиева З.А. Язык дастанов Кадыр Али-бека. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. 244 с.
- Храпачевский Р. Военная держава Чингисхана. М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. 557 с.
- Юсупов Н.Б. «О роде князей Юсуповых. Собрание жизнеописаний их, грамот и писем к ним российских государей, с XVI до половины XIX века, и других фамильных бумаг, с присовокуплением поколенной росписи предков князей Юсуповых с XIV-го века». Ч. 2. СПб., 1867. 445 с.
- زبدة الفكرة في تاريخ الهجرة. الأمير ركن الدين بيبرس المنصوري الدوادار. تحقيق دونالد س. ريتشاردز. – بيروت، 1998. 509 ص. (Байбарс ал-Мансури ад-Дауадар. Зубдат ал-фикра фи тарих ал-хиджра (Сливки мысли по летоисчислению хиджры, на араб. яз.). Издание Д.С. Ричардза. Бейрут, 1998. 509 с.)
Дополнительные файлы
Примечание
Финансирование: Работа выполнена при финансовой поддержке Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № AP14870265).


