Том 11, № 4 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Оригинальные статьи

Исследование порохового оружия, использованного Хулагу в ближневосточной кампании

Огуз А.

Аннотация

Цели исследования: Установить, привозил ли Хулагу порох из Китая во время своей военной операции на Ближнем Востоке в 1256–1260 гг. и применяла ли его армия пороховое оружие против крепостей ассасинов Аламута.
Материалы исследования: Автор статьи исследует иламские и китайские источники, в которых упоминается военный поход Хулагу из Монголии на Ближний Восток и вооружение монгольской армии.
Результаты и научная новизна: Большинство исследователей сходятся во мнении, что монголы использовали пороховое оружие, адаптированное из Китая, в своих восточноазиатских военных экспедициях, таких как Китай, Япония, Корея и Ява. Однако до сих пор ведутся споры о том, использовали ли монголы порох и пороховое оружие в своих военных походах на Запад. Некоторые исследователи утверждают, что монголы не использовали порох в европейской кампании и что нафта была основным зажигательным материалом, которое они использовали в ближневосточном походе.
Авторы исламских источников описывали новое китайское оружие и химикаты в более привычных терминах, таких как нафта. Особенно если сравнить сведения Хамдаллаха Муставфи, Ата-Малика Джувайни и Кутб ад-дина Ширази об осаде монголами Маймун-Диза в 1256 г. с китайским военным уставом «Уцзин Цзунъяо», становится очевидным, что монголы перевозили трелучные баллисты под названием «бычий арбалет» из Китая. Получается, что данные баллисты стреляли «стрелами с ракетной поддержкой». Эти стрелы несли бумажные трубки, наполненные порохом, что увеличило бы их дальность до достижения горной крепости Маймун-Диз, и бомбы, покрытые бумагой, бамбуком, керамикой или металлом, которые подожгли бы защитников крепости. Эти баллисты упоминаются как бабаны в армянских источниках и как «нафтовые инструменты» во время осады Багдада монголами. Наиболее оригинальным аспектом нашей статьи является гипотеза о том, что сведения в работе Муставфи о наличии «голубого яда» в стрелах, выпущенных монголами по замку Маймун-Диз, относятся к черному пороху. «Голубой яд», состоящий из частиц, был одним из способов, которыми Муставфи выделял черный порох.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):728-741
pages 728-741 views

Золотая Орда глазами современников и очевидцев

Иванов В.А.

Аннотация

Цель исследования: показать, какой видели Золотую Орду, её население – образ его жизни, внешний вид, род занятий – представители европейского (католического) и восточного (мусульманского) миров. Их впечатления, изложенные в соответствующих нарративах, не только создавали образ этого государства, но и влияли и на более поздние представления о народах, населявших восточные степи – «Тартарию».

Материалы исследования: основным источником по истории Золотой Орды / Улуса Джучи являются сочинения-нарративы средневековых европейских и арабо-персидских авторов. Большинство восточных нарративистов сами на территории этого государства не бывали. Свои сведения они черпали либо из рассказов странствующих купцов и посланников, либо из сочинений своих предшественников (компиляция). В этом плане нарративы, созданные европейцами, с точки зрения источниковедения выгодно отличаются от арабо-персидских не только своей информативностью, но и непосредственностью её передачи.

Результаты исследования и научная новизна: практически все известные нам нарративы, относящиеся к Золотой Орде, создавались с политическими целями. Соответственно, их содержание отражает именно политическую, военную и династийную историю этого государства. Те же немногочисленные авторы, которые имели возможность наблюдать жизнь Золотой Орды собственными глазами и изнутри – Плано Карпини, Гильом (Виллем) Рубрук, Марко Поло, Ибн Баттута – в своих записках фиксировали примерно одно и то же. А именно: «татары» – это кочевники, питающиеся продуктами скотоводства и охоты, неприхотливые в быту, непритязательные в одежде, формально – мусульмане, но фактически – двоеверцы, поскольку сохраняют традиционные для кочевников языческие пережитки. Масштабы урбанизации Золотой Орды по этим нарративам установить практически невозможно. Таким образом, с точки зрения исторического источниковедения, имеющийся материал объективно формирует три главных эмпирических направления в изучении Золотой Орды, каждый из которых имеет свой предмет, не пересекаясь и, практически, не взаимодействуя друг с другом: археология золотоордынских кочевников, археология поселений (городов) и социально-политическая история. Поэтому современное изложение истории Золотой Орды носит характер очерков, который, по-видимому, будет сохраняться еще довольно долго.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):742-757
pages 742-757 views

Ислам и пережитки доисламских верований в Золотой Орде по материалам архитектуры погребальных сооружений

Зиливинская Э.Д.

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть каким образом монументальная архитектура, в частности, мемориальные постройки отражают изменения в обществе, связанные с принятием ислама в Золотой Орде и связи с другими мусульманскими государствами.

Материалы исследования: мавзолеи, которые являются наиболее многочисленными объектами монументальной архитектуры, исследованными на всей территории Золотой Орды. В работе рассматриваются как археологические памятники, так и различные изображения мавзолеев: рисунки XVIII–XIX вв. и фотографии конца XIX – начала XX вв.

Результаты и научная новизна: На основании строительной техники в Золотой Орде выделяются два направления зодчества – строительство из кирпича (обожженного и сырцового) и строительство из камня. Анализ планировки, строительных приемов, архитектурных деталей мавзолеев и строительной техники приводит к выводу, что в сложении золотоордынского мемориального зодчества прослеживается несколько направлений. Очень существенным было влияние среднеазиатской школы, связанной со строительством из обожженного и сырцового кирпича. Архитектурные формы кирпичных мавзолеев, распространенных преимущественно в степной зоне, находят прямые аналогии среди памятников Средней Азии, прежде всего, Хорезма. В памятниках, выполненных в технике каменного строительства прослеживается влияние Малой Азии и Закавказья. Оно выражается как в архитектонике зданий, так и применении некоторых строительных приемов. Золотоордынские башенные мавзолеи, скорее всего, являлись точной копией малоазийских и азербайджанских. Наряду с типичными для мусульманского мира формами мемориальных зданий, в улусе Джучи присутствовали постройки архаического облика. Здесь строились пирамидальные мавзолеи, форму которых исследователи выводят из надмогильных сооружений в виде курганов и связывают с тюркскими поминальными постройками IX–XI вв.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):758-783
pages 758-783 views

Ислам и христианство на периферии Золотой Орды в Среднем Подонье

Цыбин М.В.

Аннотация

Цель исследования: анализ данных изучения археологических памятников на периферии Золотой Орды в Среднем Подонье, свидетельств письменных источников о распространении ислама и христианства среди населения этого района.

Материалы исследования: в работе рассматриваются материалы русских поселений, памятников золотоордынского круга (Новохарьковский и Таганский могильники), мавзолеев у пос. Красный, подкурганых кочевнических погребений. Привлекаются письменные источники («Пименово хожение в Царьград», грамоты митрополитов Феогноста и Алексея к населению Червленого Яра).

Результаты и научная новизна: археологические материалы позволяют говорить о сосуществовании различных в конфессиональном отношении групп населения на периферии Золотой Орды в Среднем Подонье. Распространение христианства в этом районе связывается с русским населением. Сведения грамот митрополитов Феогноста и Алексея о христианском населении в Прихоперье подтверждаются данными археологических исследований. Среди населения, оставившего Новохарьковский могильник, можно предполагать распространение как ислама, так и христианства. Влияние традиций ислама прослеживается в погребальной обрядности Таганского могильника. Наиболее яркое свидетельство распространения ислама на периферии Золотой Орды в Среднем Подонье – мавзолеи у пос. Красный. В изученных в мавзолеях и около них погребениях есть и пережитки язычества. Лишь единичные подкурганные кочевнические погребения можно рассматривать как мусульманские.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):784-791
pages 784-791 views

К вопросу об изучении татарских вариантов эпоса об Идегее

Миргалеев И.М., Фазлутдинов И.И., Закирова И.Г.

Аннотация

Цель исследования: работа является частью исследования авторов, направленного на подготовку сборника, посвященного татарским вариантам эпоса «Идегей». Она нацелена на обзор и систематизацию архивных и опубликованных вариантов татарской версии дастана «Идегей», введение в научный оборот неисследованных вариантов, составление полного списка текстов, их структурный и текстологический анализ.

Материалы исследования: архивные и опубликованные варианты татарского дастана «Идегей». Были использованы сведения из литературных и исторических источников, научных исследований. Привлечены труды известных фольклористов, в том числе исследования о дастане «Идегей» известных фольклористов Нигмата Хакима и Наки Исанбета.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что на основе изучения архивных материалов произведен обзор всех известных нам вариантов и сравнительный анализ отдельных эпизодов и мотивов. На основе анализа выявлены изменения, которым подверглись варианты, преобразование отдельных мотивов, всевозможные вариации последних, выявление степени сохранности разновременных записей дастана.

Результаты исследования и его научная новизна: в работе доказано, что татарские варианты дастана об Идегее и Токтамыше имели большое распространение среди татар Волго-Уралья, западной Сибири и Крыма, о чем свидетельствует широкая вариативность произведения. Однако основная часть вариантов дошла до нас фрагментарно, в сильно усеченном виде, и к моменту их фиксации, за исключением вариантов, записанных В.В. Радловым и Н. Хакимом, названный жанр перестал существовать в живом естественном бытовании. Несмотря на это татарские версии дастана «Идегей» в отличие от остальных тюркских версий, которые дошли через работы этнографов и историков, несомненно обширнее и многочисленнее, зафиксированы в оригинальном исполнении или сохранились в рукописях на татарском языке.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):792-816
pages 792-816 views

Некоторые особенности исламской культуры Хорезма в эпоху Золотой Орды

Маликов А.М.

Аннотация

Цель: проанализировать особенности исламской культуры Хорезма и роль тюркских языков в распространении исламских знаний в золотоордынский период.

Материалы исследования: статья основана на сведениях из различных письменных источников и публикаций российских, казахских, турецких источниковедов и историков, проливающих свет на роли тюркских языков в религиозной культуре Хорезма в золотоордынский период.

Результаты и научная новизна: В результате исследования автор приходит к выводу о том, что в Хорезме ислам был представлен различными практиками: мутазилизмом, суфийским учением, культом святых. В дозолотоордынский период в мусульманской письменной культуре региона доминировали арабский, персидский и хорезмийские языки. С середины XIII века появились тюркские части в словарях, а с XIV века появляется религиозная литература на тюркском языке. Основными оседлыми центрами тюркских языков Улуса Джучи были Булгария, Хорезм и присырдарьинские территории. Тесное взаимодействие тюркоязычных народов этих территорий вкупе с политикой определенной части политической элиты по поддержке использования тюркских языков проявились в росте числа сочинений на тюркских языках и началу формирования единого тюркского литературного языка. В этом сложном процессе Хорезм сыграл роль ретранслятора арабо-персидских культурных традиций при участии определенного местного тюркского компонента.

Научная новизна статьи состоит в том, что на основе анализа источников и существующих исследований можно предполагать развитие религиозной культуры Хорезма на основе арабского, персидского и тюркского языков, что подтверждается увеличением числа сочинений религиозного характера, переводом священного Корана на тюркский язык и разработкой тюркской религиозной терминологии. 

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):817-833
pages 817-833 views

«Мы дадим прочесть тебе, и ты не забудешь!» (Коран, 87: 6). Рассказ о казанском хане и ловком везире

Зайцев И.В.

Аннотация

Цель исследования: проанализировать текст и представить перевод анекдота-латифе о ловком везире казанского хана.

Материалы исследования: архив Ризаэтдина Фахретдина.

Результаты и научная новизна исследования: в основе исследования публикация и перевод текста, анекдота-латифе о ловком везире казанского хана, избежавшем смерти с помощью хитроумного прочтения неогласованного персидского текста по-арабски. Латифе сохранилось в архиве и с большой долей вероятности принадлежит перу весьма плодовитого поэта и высокообразованного представителя мусульманского духовенства Волго-Уралья ‘Али Чокрый ((1827/28–1889). Представленный для исследования список на данный момент хранится в Институте восточных рукописей Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Именно в его составе и хранится публикуемый анекдот. Данный анекдот о «Сонкор-бике Каланисе» также имеет персидское происхождение, поскольку возник в тюркской среде, где хорошо знали фарси. Возможно, он относится к эпохе Казанского ханства, однако никаких известий о существовании в этом государстве должности везиря при хане мы не имеем. Впрочем, как пример обыгрывания слов анекдотического свойства, этот рассказ вполне мог появиться в Поволжье еще в раннее Средневековье. Ведь основан он на разнице в чтении арабского языка и тюркской речи, записанной арабским письмом. Тюрки и арабы столкнулись с этой проблемой, как только Ислам проник в тюркскую среду и началось знакомство с Кораном. Таким образом, «Лятифе о казанском хане и его везире» – не просто интересный и забавный анекдот, но поучительная филологическая головоломка, пришедшая на ум искушенному знатоку трех языков ислама – арабского, фарси и тюрки.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):834-842
pages 834-842 views

Проблема становления татарского сословия в Казанском ханстве (конкретно-исторические и теоретические аспекты)

Исхаков Д.М.

Аннотация

Цель исследования: несмотря на издание значительного числа трудов по истории Казанского ханства, в том числе и с переосмыслением старых подходов к изучению феодального сословия этого государства, напрямую связанного с золотоордынскими татарами, проблема становления и развития данной государствообразующей страты, восходившей в Казанском юрте к татарам Булгарского вилайета Улуса Джучи, еще далека от окончательного решения. В данном исследовании мы сосредоточились на анализе всего комплекса вопросов, связанных с формированием татарского слоя государства, контролировавшего его, а еще и на том, как в Казанском ханстве, так и в его политическом предшественнике в лице Булгарского вилайета, правящее сословие было выстроено на клановых основаниях, а сама система власти базировалась на институте карача-беков. Система карача-беков, изначально опиравшаяся на 4 ведущие кланы, существовала как Булгарском вилайете, так и Казанском ханстве, хотя состав правящих кланов в них различался. Но для того, чтобы раскрыть особенности кланового состава этих двух политий, был проведен детальный – насколько позволяют источники – анализ всей совокупности информации относительно присутствовавших там кланов. Кроме того выяснялся и вопрос о соотношении у татар Казанского ханства кочевого и оседлого хозяйства.

Материалы исследования: в работе были использованы данные русских летописей, татарский источник «Дафтар-и Чингиз-наме», труды Утемиша-хаджи, Абдулгаффара Кырыми, Кадыр Али-бека, материалы дипломатических переписок XVI в., эпиграфические материалы и исторические предания, генеалогические данные, связанные со знатными татарами.

Результаты и научная новизна исследования: проведенное исследование показало, что Казанское ханство не унаследовало прежний клановый состав татарского населения времен Булгарского вилайета, он был иной, характерный для правого крыла Золотой Орды и позже Большеордынско-Крымской политии. Кроме того, изучение вопросов, имеющих отношение к становлению татарской страты (сословия) Казанского ханства, позволило сформулировать гипотезу о том, что она частично продолжала вести кочевой образ жизни весь период существования этого юрта, находясь в сложном взаимодействии с татарами Ногайской Орды, что позволяет по новому взглянуть в целом на вопрос формирования этнической общности «казанских татар», включая и такой его аспект, как территориальные ее границы.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):843-862
pages 843-862 views

Чинги-тура в истории Тюменского ханства

Маслюженко Д.Н., Рябинина Е.А.

Аннотация

Цель исследования: выявить основные этапы эволюции статуса Чинги-туры как политического центра Тюменского ханства.

Материалы исследования: работа проведена на основе анализа опубликованных источников (летописи, посольские документы, грамоты и договора, записки путешественников, данные картографии и результаты археологических раскопок).

Результаты и научная новизна. В исторических исследованиях, во многом под влиянием различных редакций т.н. «сибирских летописей», существует традиционная концепция о связи Чинги-туры, прежде всего, с деятельностью князей из династии Тайбугидов, с отъездом которых в Искер-Сибирь город практически прекратил свое существование. Однако, более комплексный подход к источникам, в том числе археологическим, позволяет по-иному рассмотреть на этот вопрос.

Становление города (с учетом специфики использования этого термина к сибирским реалиям), связанного именно с Улусом Джучи, видимо, относится к последней четверти XIII века, когда здесь меняется население и Чинги-тура становится одним из центров на трансуральском торговом пути. Экономическое и возможно административное значение Чинги-туры в XIII–XIV вв. стало основой для ее политического возвышения в первой трети следующего столетия, когда она оказалась центром притяжения для тех Шибанидов, которые будут бороться за объединение всех владений представителей этой династии в единое государство. Причем до конца 1420-х гг. город находился под контролем представителей племени буркут, история которых очевидно связана с сибирскими Тайбугидами. Только при Абу-л-Хайре после 1431 года за Чинги-турой (Тюменью русских источников) закрепляется статус тронного места, что является резонной основой для наименование самого государства Тюменским ханством. Специфика города долгое время определялась тем, что он находился на северной границе этого степного государства, что значительно усложняло его развитие.

Также вопреки сложившейся историографической традиции можно говорить о том, что Чинги-тура не была заброшена после смерти или убийства тюменского хана Ибрахима (Ибака) не позднее 1495 года. Крах города связан с кризисом самого Тюменского ханства в конце 1510-х гг. Несмотря на явное уменьшение его значения город продолжал существовать и играть определенную роль в политической идеологии внука Ибрахима хана Кучума, а окончательно он был заброшен татарами после похода Ермака. Благодаря этому, к 1586 году, то есть к моменту строительства неподалеку русской Тюмени, он уже назывался только «пустым городищем». Дальнейшее понимание роли Чинги-туры в истории сибирской государственности Шибанидов невозможно без срочного продолжения археологических раскопок остатков сохранившего до наших дней городища.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):863-880
pages 863-880 views

Москва, Литва, Орда и последние завещания Василия I

Полехов С.В.

Аннотация

Цель исследования: Выяснить, почему великому князю владимирскому и московскому Василию I пришлось дважды за последние годы правления составлять завещание и отправлять его на утверждение к своему тестю, великому князю литовскому Витовту, и какую роль в этом сыграл ордынский фактор.

Материалы исследования: Завещания Василия I и других московских Рюриковичей, русские летописи, послания Витовта и сановников Тевтонского ордена.

Результаты и научная новизна: Как выяснили исследователи, причиной составления третьего завещания Василия I между 1423 и 1425 гг., вскоре после второго его завещания, утверждённого гарантом – великим князем литовским Витовтом, стала выдача ханом Улуг Мухаммадом ярлыка на Нижегородское княжение Даниилу Борисовичу, означавшая восстановление Нижегородского княжества, независимого от Москвы. В статье приведены аргументы в пользу того, что Улуг Мухаммад, выдавая ярлык на Нижегородское княжение, действовал самостоятельно: хотя он и был союзником Витовта, эта акция шла вразрез с намерениями великого князя литовского, заинтересованного в переходе московского престола к его малолетнему внуку Василию Васильевичу (в условиях возможных претензий на власть со стороны Юрия Дмитриевича – брата Василия I и союзника Свидригайла, соперника Витовта) и как можно скорейшем утверждении соответствующего завещания Василия I. Несмотря на борьбу за власть в Орде в начале 20-х гг. XV в., Улуг Мухаммад располагал достаточным потенциалом, чтобы в случае необходимости помочь Даниилу Борисовичу реализовать права на Нижний Новгород. Поскольку Витовт не смог обеспечить передачу Василию Васильевичу отцовских владений вместе с Нижним Новгородом, что показало ограниченность его возможностей на ордынском направлении, то для порядок утверждения третьего завещания Василия I был иным, чем у второго: сначала его подписал митрополит Фотий, затем к нему привесили печати Василий I и трое его братьев, и лишь затем оно было скреплено печатью Витовта.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):881-901
pages 881-901 views

В поисках хранителей королевской крови: наблюдения по поставке евнухов в гарем в Османской империи и Крымском ханстве на основе материалов и документов

Юркундаг А., Башер А.

Аннотация

Целью данного исследования, посвященного процессу снабжения евнухами, составлявшими часть структуры гарема в Османской империи и Крымском ханстве, является определение того, как осуществлялась поставка евнухов во дворец султана или хана.

Материалы исследования. Основным источником этого исследования являются документы, хранящиеся в Департаменте Османских архивов Государственного директората при Президенте Турецкой Республики. На основе этих документов были изучены и проанализированы османские и крымские хроники исследуемого периода.

Результаты и научная новизна. И Османская империя, и Крымское ханство вскоре после основания своих государств создали структуру гарема и начали использовать евнухов. Евнухи, или как их еще называли – кастраты, составляли костяк структуры гарема. Выяснилось, что основным способом снабжения гарема евнухами была их покупка у специализированных торговцев. Оба государства прилагали усилия по выявлению детей, потерявших мужественность по естественным причинам, и трудоустройству их в гареме. В истории Османской империи отмечается редкий случай добровольной кастрации Газанфера и Кафер Агаса, которые таким образом хотели приблизиться к султану Селиму II. Османская администрация уделяла особое внимание социальным, а также физическим характеристикам нанимаемых евнухов и, например, предпочитала, чтобы они изучали турецкий язык в османском гареме. Было также замечено, что Крымское ханство придавало большое значение организации гарема, как и в Османской империи. Однако выяснилось, что институционализация в организации гарема была слабее, чем у османов, и, что по крайней мере некоторые из евнухов, приближенных к хану, покинули дворец после свержения хана. Выяснилось также, что иногда информация в первоисточниках противоречит документам, подготовленным бюрократическими органами того периода. Установлено, что в рамках высокой османской культуры особое внимание уделялось формированию евнухов, а те, кто каким-либо образом утратил мужественность, даже если они были мусульманами, теряли свою индивидуальную идентичность и превращались в офицеров, принадлежащих государству.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):902-917
pages 902-917 views

Скромное обаяние современных стереотипов об иноземцах и ясаке в России XVI–XVII вв.

Самигулов Г.Х.

Аннотация

Целью исследования является рассмотрение некоторых достаточно активно используемых стереотипов и их обоснованности.

Материалы исследования: Поводом к написанию предлагаемой статьи публикации стала работа А.Ю. Конева «Феномен «иноземчества», ясак и дарообмен: народы Поволжья, Урала и Сибири в России конца XVI – начала XVIII веков», а материалом послужили опубликованные и вновь выявленные архивные материалы.

Результаты и научная новизна. В рамках настоящей статьи можно выделить два сюжета о стереотипах, достаточно разных по характеру, но касающихся, в значительной степени, одной группы населения России XVI–XVIII вв. – ясачных людей или ясачных иноземцев. Согласно первому, некрещеное нерусское население Российского государства не относилось к подданным русского царя, или относилось не в полной мере. Никаких реальных обоснований этой точки зрения авторы обычно не приводят, а если пытаются писать что-то, то указывают на ограничения, касавшиеся некрещёных ясачных и служилых людей и на крещение, как на способ получения дополнительных преференций (реализации социального лифта). При этом, если мы обратимся к документам первой половины и середины XVIII в., то увидим, что у чиновников и ученых того времени не было никаких сомнений в том, что ясачное некрещёное население является русскими подданными с момента вхождения их территорий в состав Московского государства. С большой долей вероятности мы можем признать, что формирование этого стереотипа восходит к периоду преобладания идеологемы «Самодержавие, Православие, Народность» и является результатом экстраполяции на ситуацию XVI–XVII вв. представлений второй половины XIX в. Второй стереотип менее явный, но достаточно серьёзный. Он заключается в игнорировании информации, содержащейся в огромном пласте документов XVI–XVII вв., а именно указаний на то, что ясак взимался с вотчин, и основанием для уплаты ясака было наличие вотчинных земель. Верно и обратное – уплата ясака давала права на вотчинные земли. Эта информация содержится в царских указах, наказах воеводам, то есть законодательных документах. Но до настоящего момента основная масса специалистов, занимающихся вопросами истории Поволжья, Урала, Сибири просто не замечает этих мест в документах. Это своеобразный стереотип игнорирования очевидного. Между тем, исходя из текста этих документов, очевидно, что рассматривать ясак можно только имея в виду статус земель, с которых он выплачивался, обозначенный в источниках. Научная новизна исследования в значительной степени заключается в попытке прочтения и трансляции источников (зачастую давно опубликованных и хорошо известных) так, как они есть, отбрасывая «фильтры», формируемые историографической традицией.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):918-933
pages 918-933 views

Творческая история комедии Наки Исанбета «Рыжий чичян и Черноволосая красавица»

Замалетдинов Р.Р., Хабутдинова М.М.

Аннотация

Цель исследования состоит в изучении генезиса текста комедии Наки Исанбета «Җирән чичән белән Карачәч сылу» («Рыжий чичян и Черноволосая красавица», 1942).

Материалы и методы исследования: материалом для изучения послужили сохранившиеся в архивах редакции комедии Наки Исанбета «Җирән чичән белән Карачәч сылу» («Рыжий чичян и Черноволосая красавица»), изучение которых позволяет реконструировать природу авторского замысла. Исследование велось с помощью генетического, культурно-исторического, сравнительно-сопоставительного методов исследования, выбор которых определен характером анализируемого текста.

Новизна исследования состоит в комплексном изучении истории создания и бытования указанной комедии в татарской культуре и выявлении ее роли в популяризации сведений о Золотой Орде в среде татар.

Результаты исследования. «Җирән чичән белән Карачәч сылу» (1942) принадлежит к разряду народных (фольклорных) комедий Наки Исанбета. Это авторская комедия, созданная на основе фольклорных, народных произведений комического плана. Народность этой комедии определяется тем, что она ориентировалась на вкусы, нравственные представления и социальные идеалы демократических слоев населения. Ее главные герои – чичяны, мастера слова, певцы-импровизаторы, народные поэты, регулирующие взаимоотношения народа и власти. В комедии в фольклорно-символической форме воспроизведено авторское представление о сущности национальной жизни в эпоху Золотой Орды, эстетический идеал драматурга, основанный на народных представлениях о власти, управлении государством, справедливости, идеале народного заступника и семейных ценностях. Джирен чичян и Карачэч сылу принадлежат к разряду «вечных образов» татарской литературы. При их создании фольклорист оттолкнулся от личного опыта общения с народными певцами, опирался на сведения о чичянах, почерпнутые из древних источников (Саган-Сэцэн, Джамуха чичян), а также систематизировал материал о них в научной литературе. Наки Исанбет в своих авторских комментариях подробно описал генезис образа чичяна, сформулировал его отличительные особенности: значимая роль супруги чичяна в его жизни; целенаправленная деятельность чичяна по разрешению проблем власти и народа, стремление ханов приблизить народного певца к ханскому дворцу, аскетизм и демократизм героя, историзм и образность мышления, меткий язык.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):934-956
pages 934-956 views

Хроника

Становление и развитие научного журнала «Золотоордынское обозрение»

Миргалеев И.М., Гиниятуллина Л.С.

Аннотация

О большом интересе к истории средневековых тюрко-татарских государств свидетельствует активное участие исследователей со всего мира в научных мероприятиях, касающихся Золотой Орды и татарских ханств, организуемых Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ. Публикация таких периодических изданий, как «Золотоордынская цивилизация», «Нумизматика Золотой Орды, «Золотоордынское наследие», «Средневековые тюрко-татарские государства» сформировала основу для создания научного журнала. Поэтому, в 2013 г. было принято решение о создании специального периодического издания «Золотоордынское обозрение», где период Золотой Орды и тюрко-татарских государств рассматривался бы в едином формате. Журнал стал основной площадкой для ведущих специалистов, о чем свидетельствует состав авторов. В течении десяти лет журнал «Золотоордынское обозрение» издает статьи по различным аспектам средневековой тюрко-татарской истории. За эти годы редакции журнала удалось активизировать исследования по истории Золотой Орды и татарских ханств, популяризировать татарскую историю на международном уровне, ввести в научный оборот новые источники. Журнал получил профессиональную оценку российского и международного научного сообщества, добился высокого качества публикаций, последовательно повышая свой рейтинг в ведущих наукометрических базах данных. С первых выпусков издание приобрело научный авторитет, сумело завоевать популярность среди широкой аудитории исследователей и читателей. На сегодняшний день научный журнал «Золотоордынское обозрение» можно назвать одним из самых читаемых научных изданий среди специалистов данной тематики.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(4):957-968
pages 957-968 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».