Принципы и методы формирования гражданской идентичности в современных условиях развития Российского государства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития общества Российского государства во взаимодействии с воспитанием в молодом поколении чувства гражданской идентичности. Особое внимание исследователи уделяют вопросу методов и способов воспитания молодого поколения в современных условиях развития общества, прорабатывая возможные результаты освоения новых задач и курсов, поставленных перед педагогами. Определены педагогические задачи для преподавания истории и обществознания: воспитание в школьниках чувства гражданской идентичности, изучение традиций, культур и ценностей народов Российского государства; сплочение общества России и взаимодействие для благоприятного развития страны в будущем. Рассмотрены частные принципы воспитания детей школьного возраста для достижения более высокого уровня патриотических чувств. Рассматривается задача по формированию гражданской позиции, ответственности, социальной культуры и социализации, являющаяся одной из основных. В ходе изучения теоретического материала как российских, так и советских педагогов выявлены базовые принципы формирования гражданской идентичности. На основе принципов самоактуализации, персонализации и неделимости процессов воспитания и обучения формируется комплекс методов. Анализ теоретико-методологической литературы показал существенное разнообразие педагогических методов, приемов и технологий.

Об авторах

Александр Олегович Буранок

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: buranok@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и археологии

Россия, Самара

Дарья Юрьевна Селифонтова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: selifontova.d@sgspu.ru

студент исторического факультета

Россия, Самара

Список литературы

  1. Каргиева З.К., Кречетова Г.А. Формирование гражданской идентичности как фактор развития поликультурной личности обучающегося // Инновационные подходы в науке и образовании: теория, методология, практика: монография / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 25–34.
  2. Сливнюк Е.А. Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: сб. науч. ст., Курск, 10 мая 2016 года. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. С. 109–114.
  3. Дергачева Н.С., Барабанов Р.Е. Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 52–59.
  4. Мосунова Т.Г. Роль учебника истории в формировании Российской гражданской идентичности // Историко-педагогические чтения. 2014. № 18–2. С. 123–129.
  5. Кашина Н.И., Пономарева Е.Г., Петровских О.Н. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами проектной деятельности // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 123–129.
  6. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Эмпирическое обоснование необходимости воспитания Российской гражданской идентичности у школьников // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 90–96.
  7. Ерёмина Т.Ю. Научно-методическое сопровождение гражданско-патриотического образования и воспитания в Кировской области // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 74–82.
  8. Кольчикова Н.Л. Формирование этнической и российской идентичности в процессе литературного образования в национальной школе // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 37–41.
  9. Тебенькова Е.А., Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 88–92.
  10. Байбородова Л.В. Краеведческая деятельность как средство воспитания гражданской идентичности сельских школьников // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 1 (122). С. 123–133.
  11. Огородникова С.В. Модель формирования гражданской идентичности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 37–47.
  12. Кузнецова Л.А. Педагогические условия для сохранения исторической памяти как фактор формирования гражданской и военной идентичностей кадет // Universum: психология и образование. 2019. № 12 (66). С. 18–20.
  13. Жилинская М.С., Иванова Е.А. Особенности организации формирования российской гражданской идентичности в условиях дистанционного обучения // Инновационные аспекты развития науки и техники: сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. Саратов: НОО «Цифровая наука», 2021. С. 277–287.
  14. Горфина М.Н. Формирование основ гражданской идентичности учащихся во внеурочной работе по истории // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С. 30–34.
  15. Ретунская Ж.С. Формирование гражданской идентичности обучающихся второй ступени образования в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 39–44.
  16. Беляева Т.К., Базарнова Н.Д. Методика формирования гражданской идентичности средствами технологии проблемного диалога в школьном географическом образовании // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1 (9). С. 52–55.
  17. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы от 23 октября 2020 г.
  18. Мубинова З.Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» в российской педагогике: основные теоретические подходы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 1 (80). С. 13–21.
  19. Судьина Л.В. Патриотизм – составляющая гражданской идентичности личности // Профессиональное образование и общество. 2019. № 4 (32). С. 285–291.
  20. Купалова В.А. Формирование патриотизма и гражданской идентичности обучающихся // Война. Время. Память: всерос. науч.-практ. конф., посв. 75-летней годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Москва, 13 мая 2020 года. М., 2021. С. 44–53.
  21. Шульга М.М., Кузнецов Д.О. Гражданственность молодежи: позитивные практики и риски // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 4 (43). С. 306–310.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Буранок А.О., Селифонтова Д.Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».